Слайд 1МБОУ Токаревская СОШ №1
Подарок маме
Практический проект
Подготовлен группой
учащихся 4а класса:
Айдаровой Аленой, Ананьевым Егором,
Дерябиным Иваном, Козадаевым Егором,
Кудиновой Евгенией, Лысиковой Маргаритой,
Нефедовой Александрой
Токаревка, 2016год
Слайд 2Тип проекта: практический
Продолжительность проекта:
февраль-март 2016года
Участники проекта:
обучающиеся 4а
класса
Слайд 3Актуальность проекта:
Приближался международный женский день. И мы вместе
с учителем думали над подарком для мам. Подарок , сделанный своими руками, всегда очень дорог! Но мы не так уж много и умеем! Что же сделать, чтобы было красиво, полезно и памятно? После долгих раздумий и споров Ирина Викторовна, наш учитель, предложила подарить мамам разделочную доску, расписав ее в стиле народных промыслов. Идея нам очень понравилась. И вот мы уже наметили план нашей работы.
Слайд 4Цель проекта:
изготовление подарков для мам в традициях народных промыслов
Задачи проекта:
провести
анкетирование с целью определения уровня знаний о народных промыслах;
изучить народные промыслы;
подготовить материал для подарков;
выполнить работы в традициях народных промыслов
Ожидаемые результаты:
подарок, сделанный своими руками, вдвойне хорош, если он не только полезен, но и красив
Слайд 5Подготовительный этап:
Провели анкетирование.
Выяснили уровень знаний о
народных промыслах.
Слайд 7
Результаты анкетирования показали:
имея предметы народных промыслов в быту, не все дети
знают названия промыслов;
не умеют называть отличительные черты разных промыслов.
Слайд 8 Изучение истории происхождения промыслов
Народным промыслом принято называть районы, где преобладает
распространение определенного вида народного искусства. Народная культура всегда тесно связана с условиями конкретной местности. Вот почему в тех населенных пунктах, где имеются выходы глины, развивалось гончарное искусство, а в районах льноводства — ткачество или прядение.
Слайд 9Причины появления народных промыслов:
Плохие природные условия для ведения земледелия(обилие лесов, отсутствие
чернозёма).
Достаточно сырья для всех этих промыслов на месте.
Мастера-ремесленники изготовляли вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки , одежду, обувь и украшения.
Центральное положение местности и водные пути, имевшие в прежнее время большее значение, чем теперь, способствовали обмену промысловой продукции на хлеб.
Около 2,5 млн. человек в Московско-промышленном пространстве были заняты различными народными промыслами.
Слайд 10
На рубеже ХVII-ХVIII веков в России начинают складываться промыслы по производству
продукции на продажу.
Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России началось во второй половине XIX в.
Грандиозным финалом в государственной программе поддержки стала первая всероссийская кустарно-промышленная выставка, прошедшая в 1902 году в Санкт-Петербурге. В ней участвовали мастера из 75 губерний и областей..
К концу XIX века промыслы пришли в упадок.
Слайд 11Сороковые годы и первая половина 50-х годов ХХ века проходят под
знаком послевоенного возрождения предприятия народного хозяйства. Одновременно велась большая работа по восстановлению заглохших и забытых промыслов.
К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт.
В настоящее время наблюдается большой интерес к возрождению местных народных традиций и ремесел. Об этом заботится и правительство России.
Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.
Слайд 12Вторая группа детей готовила информацию о промыслах.
Гжель -это слово вызывает ассоциацию с чем-то русско-народным, светлым и сказочным. И не зря – эта узнаваемая роспись синей краской по белому фарфору появилась некогда именно в России. Каждое изделие – это произведение искусства, уникальное и неповторимое.
Слайд 13Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском
районе Московской области,в 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров, ведь в этих местах располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Гончарное дело всегда развивалось там, где были глины.
Слайд 14Вначале это была посуда – кружки, тарелки, квасники, молочники, перечницы и
солонки, масленки, кувшины, затем появились статуэтки и предметы обихода – шкатулки, подсвечники, письменные и другие.
Слайд 15История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда
в ряде подмосковных сел и деревень (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Хлебникове, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Слайд 16Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе
более ранней тагильской росписи (18-ый век).
Слайд 17Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные
садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
За свою историю
жостовские подносы
из бытового предмета
стали самостоятельными
декоративными панно,
а ремесло, служившее
некогда подспорьем
к земледелию, обрело
статус уникального
вида русского народного
искусства
Слайд 18Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил
развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца.
Лесов в Заволжье было много, и они давали много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.
Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
Слайд 19Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно.
Наиболее распространенными мотивами являются: цветы — розы, купавки с симметричными листьями, животные - конь, птица. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.
Слайд 20Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими
цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.
В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель. .
Слайд 22Практический этап:
выбор росписи для подарка
Получив теоретические знания, каждый выбрал роспись для
подарка по душе.
апробация техники росписи
Важно было потренироваться в приемах росписи, определении и нанесении элементов росписи.
Слайд 23выполнение работы и вручение подарков
Самым ответственным этапом было претворение идеи проекта,
художественное оформление которого потребовало немалых усилий, старания, терпения и аккуратности.
Под наблюдением учителя наша кропотливая работа подошла к концу.
Мамам наша работа доставила удовольствие – подарки понравились
Слайд 24Мамам наша работа доставила удовольствие –
подарки понравились!
Слайд 26Результативность :
Познакомившись с народными промыслами нашей страны, мы пришли к выводу
:
русский народ очень талантлив, создает неподражаемые удивительные вещи, находит им нужную форму и
выражение, сохраняет найденную в них
красоту и все свои достижения передает в наследство будущим поколениям;
Слайд 27 мы стали различать стили известных видов народных промыслов , научились
создавать выразительные узоры;
у нас появилось желание больше узнать о народных промыслах России.
Слайд 28Информационные ресурсы
Интернет ресурсы о народных промыслах
ru.wikipedia.org›Русские народные промыслы
festival.1september.ru›articles/510585/
ya-zemlyak.ru›nar_prom.asp
narpromysel.ru›page/page8.htm