Слайд 1Модель развития образовательного медиапространства учебного заведения
Слайд 214
Модернизация системы профессионального образования в России в связи с возрастающей ролью
информационно-коммуникационных технологий приводит к изменению ее целевых ориентиров и провозглашению в качестве главной цели подготовку высококвалифицированного специалиста нового типа, способного мобильно и грамотно ориентироваться в современных условиях.
Слайд 3 Образовательное медиапространство учебного заведения можно определить как педагогически организованную в
соответствии с целями профессиональной подготовки студентов многоаспектную целостную реальность, в которой ее субъекты посредством медиатехнологий самостоятельно осуществляют сетевое взаимодействие, реализуют стандарты среднего профессионального образования третьего поколения для достижения двуединого результата: объективного (развитие самого пространства) и субъективного (повышение уровня медиакомпетентности студентов).
Слайд 4Образовательное пространство – не статическое явление, а подвержено развитию, которое в
философии понимается как «закономерное изменение, в результате которого возникает качественно новое состояние объекта, его состава или структуры». Основными признаками П.В. Алексеев, А.В. Панин называют: качественный характер изменений, их необратимость и направленность. Эти положения позволяют рассматривать развитие образовательного медиапространства как процесс необратимого, направленного изменения его компонентов, детерминированного как содержательно-образовательной организацией процесса обучения через использование соответствующего профессионально-дидактического обеспечения, так и самостоятельностью всякого взаимодействия субъектов медиапространства, в том числе информационного и сетевого.
Слайд 5Изучение вопроса развития образовательного медиапространства выявило необходимость использования метода моделирования. Структура
и содержание моделируемого процесса обусловлена теоретико-методологическими подходами:
системный,
информационный,
практико-ориентированный,
медиакомпетентностный.
Слайд 6При главном медиакомпетентностном подходе (В.Д.Шадриков, А.В. Шариков, А.В. Федоров, И.В. Челышева,
Н.П. Рыжих и др.) и на основании теоретических положений о сущности, компонентном составе и развитии образовательного медиапространства учебного заведения (Л.А. Иванова, Т.И. Мясникова, А.В. Новикова), а также накопленных научных знаний о моделировании (В.П. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.И. Уман и др.) нами обоснована соответствующая модель (рис.1).
В первом блоке на основе принципа декомпозиции цели выделенного А.М. Новиковым определена цель, опирающаяся на социальный заказ общества и соотносящаяся с конкретными задачами.
Слайд 8Достижение поставленной цели обусловлено располагаемой информацией и условиями, что привело нас
к выделению второго блока модели – организационно-содержательного, включающего в себя структуру образовательного медиапространства.
Организация теоретического и практического содержания дисциплин информационного цикла представлена в блоке как специально отобранное и структурированное содержание обучающих программ различных дисциплин: «Информатика», «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и т.п.
Слайд 9Известно, что любая система может успешно функционировать и развиваться при соблюдении
определенных условий (Ю.К. Бабанский). В их обосновании и определении мы исходили из исследований Б.В. Куприянова, Л.В. Павловой, Г.И. Кирилловой и выявили внутренние и внешние (С.Л. Рубинштейн, И.Э. Рахимбаева и др.) педагогические условия. К первым относятся готовность субъектов медиапространства к работе с медиаресурсами и выработка их профессиональной позиции в нем. Внешние условия включают медианаправленность организации учебной и внеаудиторной работы, а также формирование у студентов опыта медиатворчества.
Слайд 10В реализации процессуального блока предполагается поэтапное применение методического обеспечения, использование методов,
форм и средств взаимодействия субъектов исследуемого пространства, основанных на медиатехнологиях (медиаурок, презентации творческих работ и проектов, создание портфолио и веб-сайтов, интерактивные лекции, интернет-конференции, творческие мероприятия с использованием медиатехнологий и т.д.), выполнение творческих заданий, имеющих медийную направленность.
Слайд 11Оценочно-результативный блок модели включает в себя субъективный и объективный результаты, критерии
и уровни которых разработаны нами. Объективный аспект носит прагматический характер и рассматривается с позиции эффективности модели в целом (развитие самого медиапространства) и субъективный, который имеет уровневый характер и рассматривается с позиции соотношения общего и частного (достигнутый студентами уровень медиакомпетентности).
Слайд 12Базовыми критериями по отношению к развитию самого образовательного медиапространства могут служить
исследования и труды А.А. Веряева, И.К. Шалаева, Е.А. Александровой, И.Е. Иванцовой и соответствие основным его компонентам:
субъектный,
информационный,
медиатехнологический,
профессионально-направленный,
коммуникационный.
Слайд 13Исследования А.В. Федорова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Н.К. Мартиной, критерии (мотивационно-целевой,
практико-операционный, креативный) и показатели, разработанные на основе компонентного состава медиакомпетентности студентов, определили качественную характеристику ее уровней: элементарного, достаточного, оптимального.
Представленная модель носит целостный характер.
Все компоненты модели взаимосвязаны и служат достижению результата – развитию образовательного
медиапространства учебного заведения
Слайд 15Библиографическое описание:
Белицкая О. В. Модель развития образовательного медиапространства учебного заведения //
Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 318-320. — URL https://moluch.ru/archive/45/5506/
(дата обращения: 07.02.2018).