Презентация, доклад по теме Виды дисграфии и их профилактика

Содержание

Современная классификация, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена1 .Артикуляторно-акустическая дисграфия. 2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.4. Аграмматическая дисграфия.5. Оптическая дисграфия.

Слайд 1Учитель-логопед ВКК МБОУ «Лицей «МОК №2» Филатова О.В.
Виды дисграфии и их профилактика

Учитель-логопед ВКК МБОУ «Лицей «МОК №2» Филатова О.В. Виды дисграфии и их профилактика

Слайд 2Современная классификация, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена

1 .Артикуляторно-акустическая дисграфия.


2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
4. Аграмматическая дисграфия.
5. Оптическая дисграфия.
Современная классификация, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена1 .Артикуляторно-акустическая дисграфия. 2. Дисграфия на основе нарушения фонемного

Слайд 31 .Артикуляторно-акустическая дисграфия.


Ребенок пишет так, как говорит.
В ее основе

лежит отражение неправильного произношения на письме.
Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
1 .Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как говорит. В ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме.

Слайд 42. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

Проявляется в заменах букв, соответствующих

фонетически близким звукам. При этом звуки в устной речи произносятся правильно, а на письме чаще всего заменяются: звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с). Также характерно неправильное обозначение мягкости согласных («лубит», «писмо»).
2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом звуки

Слайд 5
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.


Проявляется в искажениях

структуры слова и предложения. Характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении ( диктант- «дикат»), пропуски и добавления лишних гласных
(собака- «сбака»), пропуски, добавления, перестановки слогов. Также характерно слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами, раздельное написание приставки и корня (наступила- «на ступила»).

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.Проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Характерны следующие

Слайд 64. Аграмматическая дисграфия.


Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется в искажении

морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула - «нахлестнула», козлята - «козленки»), изменении падежных окончаний («много деревов»), числа существительных («дети бежит»), в нарушении согласования.

4. Аграмматическая дисграфия.Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов

Слайд 75. Оптическая дисграфия.


Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных

представлений. Проявляется чаще всего в замене графически сходных букв (в-д, б-д, п-т, л-м), зеркальном написании, пропусках элементов букв, добавлении лишних элементов.

5. Оптическая дисграфия.Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Проявляется чаще всего в замене

Слайд 10 Логопедическая работа над первыми двумя видами дисграфии связана с уточнением

и дифференциацией звуков с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.).
Дифференциация смешиваемых звуков включает 2 этапа:
предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (уточнение артикуляции и звучания, выделение в ряду звуков, на фоне слога, в слове, предложении, тексте);
сопоставление звуков в произносительном и слуховом плане.
Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции звукопроизношения.
Логопедическая работа над первыми двумя видами дисграфии связана с уточнением и дифференциацией звуков с опорой на

Слайд 11
Работа над третьим видом дисграфии требует развития языкового, слогового и фонемного

анализа и синтеза.

Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
Придумать предложение с определенным количеством слов.
Увеличить количество слов в предложении.
Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Работа над третьим видом дисграфии требует развития языкового, слогового и фонемного анализа и синтеза. Придумать предложение по

Слайд 12Для развитие слогового анализа и синтеза рекомендуются задания:



Назвать/показать/ записать гласные в

слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания.
Разложить картинки под определенным сочетанием гласных.
Повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов, поднять соответствующую цифру.
Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов.
Определить/ вставить пропущенный слог с помощью картинки.
Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё).
Выделить первые слоги из названий картинок, объединить в слова, предложения (Например: улей, домик, машина, луна, жаба).
Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

Для развитие слогового анализа и синтеза рекомендуются задания:Назвать/показать/ записать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не

Слайд 13Формирование фонематического анализа в умственном плане:

-- придумать слова из 3, 4,

5-ти звуков;
-- отобрать картинки с заданным количеством звуков; разложить их в два
ряда;
-- поднять цифру, соответствующую количеству звуков в слове;
-- подобрать слова с заданным звуком на определенном месте (шуба, уши, кошка);
-- составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки;
-- выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков;
-- преобразовать слова, добавляя, переставляя или изменяя один звук (рот – крот, пила – липа, сом - сок - сук);
-- составить слова из букв одного слова (крапива – парк, ива, карп и т.д.);
-- по цепочке назвать слова таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (дом – мак – кот – топор и т.д.);
-- выделить первый/второй/третий звук в слове/названии картинки, записать соответствующие буквы, составить слово (лак, брови, сумка, травы, сыр);
-- найти общий звук в словах (луна - стол, кино –игла);

Формирование фонематического анализа в умственном плане:-- придумать слова из 3, 4, 5-ти звуков;-- отобрать картинки с заданным

Слайд 14Профилактика аграмматической дисграфии включает в себя уточнение структуры предложения, развитие функции

словоизменения и словообразования, работу по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Используют следующие приемы:
Подбор/ запись предложений по данной графической схеме.
Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.
Изменение существительного по падежам, числам.
Согласование существительного и глагола/прилагательного.
Употребление предлогов.
Изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам.
Закрепление форм словоизменения и словообразования проводится сначала в слове, затем в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Профилактика аграмматической дисграфии включает в себя уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работу по морфологическому

Слайд 15Для профилактики и преодоления оптической дисграфии используются следующие приемы:

-- обучение узнаванию

цвета, формы и величины (найти карточки с подобным изображением);
-- называние предмета по контурному изображению, перечеркнутому изображению;
-- игры с предметными картинками или игрушками «Чего не стало?», «Что изменилось?»;
-- выкладывание фигур из счетных палочек по образцу;
-- нахождение двух одинаковых фигур в ряду других;
-- выпуклые буквы помогают создать не только зрительный, но и
тактильный образ буквы;
-- «пляшущие» буквы (назвать буквы, изображение которых наложено друг на друга);
-- «Запомни и повтори» нарисованные на карточках разными цветами буквы и геометрические фигуры;
-- восстановление элементов букв, чтение и запись «исправленных» слов;
-- зрительные диктанты;
-- определение пространственного положения предметов по отношению к ребенку, находящихся сбоку, между 2-3 предметами (положить кружок справа/слева от вертикальной линии, над/под и т.д.)

Для профилактики и преодоления оптической дисграфии используются следующие приемы:-- обучение узнаванию цвета, формы и величины (найти карточки

Слайд 16Использованные источники:


Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред.

Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Издательство «СОЮЗ»,2001.-224с.
Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, соц. педагогов/ Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др.- СПб.: КАРО, 2006.-112с.

Использованные источники:Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть