Слайд 1Ведущие аспекты проектирования урока
по ФГОС
Тимофеева С. Г.- учитель истории
Слайд 2В. А. Сухомлинский
Урок-это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель
его кругозора, эрудиции
Слайд 3 Методические принципы инновационного урока
1. Субъективизация. Ученик рассматривается не
как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
3. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
4. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Слайд 4Требования к современному уроку
• концепция федеральных государственных образовательных стандартов, принципы современной
дидактики, позиция системно-деятельностного подхода
• направленность образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
• активная учебно-познавательная деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и компетентностного подхода (достижение обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности)
Слайд 5аспекты современного урока
Целеполагание
Мотивация
Практическая значимость знаний и способов деятельности
Отбор содержания
Слайд 6Требования к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном
кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
Слайд 7Требования к современному уроку:
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре
внимания урока - ученики;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, их настроение;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым
Слайд 8Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) -
их деятельностный характер, который ставит главной задачей - развитие личности ученика
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.), применяет разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Слайд 9Основные компоненты
современного урока
Организационный
Целевой
Мотивационный
Коммуникативный
Содержательный
Технологический
Контрольно-оценочный
Аналитический
Слайд 10Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое
взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Слайд 11Структура современного урока
1. Организационный момент: тема; цель; планируемые образовательные результаты.
2. Проверка выполнения
домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4. Сообщение нового материала.
5. Решение учебной задачи.
6. Усвоение новых знаний.
Слайд 12Структура современного урока
7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль
с тестом).
8. Закрепление изученного материала.
9. Обобщение и систематизация знаний.
10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Слайд 13Основные типы уроков
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция,
экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Слайд 14Основные типы уроков
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Слайд 15Основные типы уроков
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа,
семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Слайд 16Основные типы уроков
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция,
круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Слайд 17Основные типы уроков
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная
работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 18 Проектирование урока
Определение типа урока
Постановка целей
Планирование результатов
обучения
Слайд 19Технологическая карта урока
это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и
качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Слайд 20Структура технологической карты
• название темы с указанием часов, отведенных на ее
изучение;
• цель освоения учебного содержания;
• планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД);
• метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
• основные понятия темы;
• технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
• контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Слайд 21Современный урок – это:
• урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска
и т.п.);
• урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
• урок, содержащий разные виды деятельности.
• урок, на котором ученику должно быть комфортно.
• урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
• современный урок развивает у детей креативное мышление.
• современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
• урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.