Презентация, доклад по теме: Рефлексия

Содержание

Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение. Рефлексия в педагогике- это процесс и результатфиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин

Слайд 1 Технологии рефлексии
в педагогическом процессе

Технологии рефлексии  в педагогическом процессе

Слайд 2Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение.
Рефлексия в педагогике- это

процесс и результат
фиксирования участниками
педагогического процесса состояния своего развития,
саморазвития и причин
этого.
Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение.  Рефлексия в педагогике- это процесс и результатфиксирования участниками педагогического процесса

Слайд 3Обучение на основе рефлексируемого опыта
«Смысл образовательного
пути – рефлексия»
Фазы

процесса обучения
Обучение на основе рефлексируемого опыта «Смысл образовательного  пути – рефлексия»Фазы процесса обучения

Слайд 4 Обращение к опыту как фиксация

происходившего без анализа
или интерпретации.
Обращение к чувствам и переживаниям,
сопровождающим опыт,
их образная констатация.
Повторное обращение к опыту,
его переосмысление для формирования
теоретических принципов, выступающих
как гипотезы.
Представление конкретного опыта,
«выросшего» в результате рефлексии
пережитого, обретение нового опыта.

Фазы процесса обучения

Обращение к опыту как фиксация          происходившего без

Слайд 5Формы рефлексии
Ретроспективная – осмысление.
Проспективная – проектирование.
Интроспективная –

регулирование
деятельности «здесь и сейчас».
Формы рефлексии  Ретроспективная – осмысление. Проспективная – проектирование. Интроспективная – регулированиедеятельности «здесь и сейчас».

Слайд 6трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия

трехфазная структура урока: вызовосмыслениерефлексия

Слайд 8Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый

материал

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материалПомочь самостоятельно определить направления в

Слайд 9Компоненты рефлексии
Педагог
Деятельность
учащихся
Своя
педагогическая
деятельность
Педагогическое
взаимодействие
Учащийся
Своя
деятельность
Деятельность
педагога
Педагогическое
взаимодействие

Компоненты рефлексииПедагогДеятельность учащихсяСвоя педагогическаядеятельностьПедагогическоевзаимодействиеУчащийсяСвоядеятельностьДеятельность педагогаПедагогическоевзаимодействие

Слайд 10Плюс –Минус –Интересно
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на

вопрос «Что хорошего?»

«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»

Плюс –Минус –Интересно «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-)

Слайд 11Оценочный лист
«» - ответил по просьбе учителя, но

ответ не правильный

«» ответил по просьбе учителя, ответ
правильный

«| - ответил по своей инициативе, но ответ
не правильный

- ответил по своей инициативе, ответ
правильный

- не ответил.
Оценочный лист«» -    ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный«»

Слайд 12Функции рефлексии
Проектировочная- моделирование, целеобразование.

Организаторская- организация продуктивной

деятельности и взаимодействия.

Коммуникативная-общение

педагога и воспитанника.

Смыслотворческая- формирование в сознании
участников пед. процесса смысла их деятельности.

Функции рефлексии Проектировочная- моделирование, целеобразование.Организаторская- организация продуктивной   деятельности и взаимодействия.Коммуникативная-общение педагога и   воспитанника.Смыслотворческая-

Слайд 13Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Эмоционально-чувственная(положительные,
или отрицательные эмоции-радость, огорчение,
чувство разочарования, успех…..
Потребностная-пассивное

или активное
состояние, появилось ли стремление, желание
к деятельности, к саморазвитию….
Мотивационная-насколько деятельность
оказалась личностно значимой, внешние
и внутренние мотивы.
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развитияСферы: Эмоционально-чувственная(положительные,или отрицательные эмоции-радость, огорчение,чувство разочарования, успех….. Потребностная-пассивное или активноесостояние, появилось ли стремление,

Слайд 14Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены,

уровень интереса…

Сфера ценностных ориентаций-что явилось
личностной ценностью, как обогатился спектр
ценностей, в чем проявилась ценность…

Деятельностная сфера-какую деятельность
это взаимодействие провоцирует, какую
корректирует, от какой заставляет отказаться,
насколько обогащает опыт деятельности…
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развитияСферы: Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены, уровень интереса… Сфера ценностных ориентаций-что

Слайд 15 Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Гностическая сфера-что

произошло со
знаниями (произошло ли их наращивание,
углубление, систематизация), что нового узнал…
Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом
деятельности/взаимодействия, как изменилась
«Я-концепция» (система представлений о себе),
самооценка своей деятельности…
Сфера умений-какие умения приобрел/не
приобрел, как изменился уровень умений…
Компоненты рефлексии  1.Фиксирование состояния развитияСферы: Гностическая сфера-что произошло со знаниями (произошло ли их

Слайд 16 Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития

Возможные причины:
успешность деятельности

/взаимодействия;
смена видов деятельности;
интересное содержание;
благоприятная атмосфера общения;
возможность творчества;
полилог;
диалог;

Компоненты рефлексии 2.Определение причин и  причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития Возможные причины: успешность деятельности /взаимодействия;

Слайд 17Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития

Возможные причины:
личностная

ценность;
значимость обсуждаемых проблем, или
осуществляемой деятельности;
инновационные педагогические технологии



Компоненты рефлексии 2.Определение причин и  причинно-следственных связей зафиксированного состояния развитияВозможные причины:  личностная ценность; значимость обсуждаемых

Слайд 19Лестница успеха

Дерево целей

Лестница успехаДерево целей

Слайд 20Рефлексивный экран
сегодня я узнал…

у меня получилось …
было интересно… я смог…
было трудно… я попробую…
я выполнял задания… я научился…
я понял, что… мне захотелось…
теперь я могу… я приобрел…
я почувствовал, что… меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Рефлексивный экрансегодня я узнал…        у меня получилось …было интересно…

Слайд 21 Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия
Критерии

оценки- компоненты состояния
развития (эмоциональное состояние,
состояние мотивов, деятельности и т.д.).

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего  развития в результате состоявшегося взаимодействияКритерии оценки-

Слайд 22Технологии рефлексии 1. Рефлексивный круг
Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм

рефлексии:
-расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в его конце;
-что нового вы узнали, чему научились;
-каковы причины этого;
-как вы оцениваете свое участие в уроке
(внеклассном деле).
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.
Технологии рефлексии 1. Рефлексивный кругВсе участники взаимодействия садятся в круг.Педагог задает алгоритм рефлексии:-расскажите о своем эмоциональном состояниипо

Слайд 23Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень



10
5
0
Деятельность
учащегося
Содержание
Деятельность
педагога
Форма,
методы
После заполнения мишени, педагог вывешивает

ее
и делает краткий анализ.

Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень1050ДеятельностьучащегосяСодержаниеДеятельностьпедагогаФорма,  методы После заполнения мишени, педагог вывешивает ееи делает краткий анализ.

Слайд 24Технологии рефлексии Рефлексивная мишень



10
5
0
Желание работать
Понимание
материала
Настроение
на уроке

1
2
3
4


1

2

3

4

1

1

2

2

3

3

4

4

Работоспособность

Технологии рефлексии  Рефлексивная мишень1050Желание работатьПонимание материалаНастроение на уроке1 2 3 4 1 2 3 4 1

Слайд 25 Технологии рефлексии

«Мини-сочинение»

Возможные темы:
«Я-в уроке, урок-во мне».
Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д.
«Мои мысли о своем участии в деле».
«Как я оцениваю результаты мероприятия».
«Что мне дал этот урок».

Технологии рефлексии       «Мини-сочинение»Возможные темы: «Я-в

Слайд 26Технологии рефлексии Ключевое слово
С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и

т.д.

«Зарядка»
Оценка деятельности, или ее компонента
производится с помощью условных движений.

«Анкета-газета»
Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.

Технологии рефлексии Ключевое словоС чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.

Слайд 27Технологии рефлексии
«Заверши фразу»
Во

время занятия я научился
/почувствовал, приобрел и т.д./….
Игра заставила меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меня-это…

«Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Технологии рефлексии        «Заверши фразу»Во время занятия я научился /почувствовал, приобрел

Слайд 28Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
О. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
О.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости

Технологии рефлексии    «Острова»Бермудскийтреугольнико. ГрустиО. удовольствияо.Тревогио.Просветленияо. ВоодушевленияО.Неопределенностио. Недоуменияо.Радости

Слайд 29Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
о. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
о.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
1
2


3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

12

14

15

16

17

Технологии рефлексии    «Острова»Бермудскийтреугольнико. Грустио. удовольствияо.Тревогио.Просветленияо. Воодушевленияо.Неопределенностио. Недоуменияо.Радости1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 30

Технологии рефлексии

«Рефлексивный ринг»
Каждый из участников состоявшегося
дела приглашается в круг, рефлексируя
итоги и ход дела по заданному алгоритму:
-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
-причины состояния;
-оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа-рефлексии участника, другие
обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару
учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.

Технологии рефлексии

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть