Слайд 1Информационные технологии
в научной деятельности
Паршукова Э.В.
Слайд 3Введение
Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять
на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в педагогике.
Применение информационных технологий в педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещённых в информационном плане тем и требует тщательной и глубокой разработки.
Слайд 4Этапы конструирования логики
педагогического исследования
Согласно подходу , можно условно выделить пять этапов конструирования
логики педагогического исследования.
Первый этап — накопление знаний и фактов:
выбор проблемы и темы исследования,
обоснование её актуальности, уровня разработанности;
ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Слайд 5Первый этап — накопление знаний и фактов
Для проведения обзора состояния рассматриваемой
проблемы молодой ученый обычно шел в библиотеку и там проводил поиск литературы по интересующему вопросу. Найти статьи (а тем более, материалы конференций) по требуемой тематике в фондах крупных библиотек работа не простая, трудоемкая и не всегда дающая желаемый результат.
Изучение имеющейся литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы. На данном этапе мы видим несколько возможностей использования информационных технологий:
Слайд 6Работа с литературой
Для составления библиографии — составления перечня источников, отобранных для работы в
связи с исследуемой проблемой;
реферирования — сжатого изложения основного содержания работы;
конспектирования — ведения более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;
аннотирования — краткой записи общего содержания книг или статей;
цитирования — дословной записи выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
С помощью текстового редактора MS Word можно автоматизировать все вышеперечисленные операции.
Слайд 7Этапы конструирования логики
педагогического исследования
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT)
с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.)
4. хранения и накопления информации.
Педагог-исследователь может хранить и обрабатывать большие массивы информации с помощью CD-, DVD – дисков, внешних накопителей на магнитных дисках, Flash-дисков
5. для планирования процесса исследования.
Система управления Microsoft Outlook позволяет хранить и вовремя предоставлять информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции, встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию.
Слайд 8Этапы конструирования логики
педагогического исследования
6. Общение с ведущими специалистами.
Для этого необходимо ознакомиться
с их публикациями, знать место работы и адрес для переписки.
Используемые на данном этапе информационные технологии: глобальная сеть Интернет, почтовые клиенты (The Bat!), электронная почта, поисковые системы Интернет.
Слайд 9
Второй этап- стадия теоретического осмысления фактов:
Слайд 10
Второй этап- стадия теоретического осмысления фактов:
Слайд 11Третий этап — опытно-экспериментальная работа:
Слайд 12Третий этап — опытно-экспериментальная работа:
Информационные технологии применяются на данном этапе исследовательской
работы для фиксации информации о предмете и для обработки полученной информации.
Фиксация данных педагогического исследования на его опытно-экспериментальной стадии осуществляется как правило в форме рабочего дневника исследователя, протоколов наблюдений, фотографий, кино - и видеодокументов, фонограмм (записей бесед, интервью и т. д.).
Благодаря развитию мультимедийных технологий компьютер может осуществлять сегодня сбор и хранение не только текстовой, но и графической и звуковой информации об исследованиях.
Слайд 13Третий этап — опытно-экспериментальная работа
Слайд 15Компьютерные технологии
возможно применение компьютера в процессе сбора эмпирических данных. Его используют
при проведении анкетирования и тестирования.
Сегодня стала доступной технология компьютерного и Internet - анкетирования. Она позволяет значительно повысить уровень педагогических исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить трудовые затраты по обработке данных.
Один из возможных вариантов оформления анкеты или теста это - формат HTML. Пользователь получает доступ к информации, заложенной в форме анкеты, привычным для него способом, используя знакомый браузер (например, Internet Explorer).
Слайд 17Табличный редактор Microsoft Excel
Слайд 18Вывод
Таким образом, на этапе сбора и обработки данных педагогического исследования компьютер
сегодня можно считать незаменимым.
Он в значительной мере облегчает работу исследователя по регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмов информации, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, бесед, интервью, анкетирования и других методов исследовательской работы. Это позволяет исследователю сэкономить время, избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы в экспериментальной части работы.
Слайд 19Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического исследования:
Слайд 20Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического исследования:
На этапе оформления
результатов педагогического исследования в виде диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования также активно должны быть использованы информационные технологии.
При этом могут использоваться текстовый редактор Microsoft Word и табличный редактор Microsoft Excel.
Для обработки графических изображений и изготовления плакатов подойдут программы типа Microsoft PhotoShop, Corel PHOTO-PAINT, Visio и др.
Слайд 21Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:
Слайд 22Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:
Для выступления на кафедрах,
советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах информационные технологии можно применить в качестве средства презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад.
Можно использовать программу для создания презентаций и деловой графики Microsoft Power Point. Непосредственно демонстрация материала осуществляется с помощью мультимедийного проектора или крупногабаритного ЖК - или ЭЛТ - монитора.
С помощью программы Microsoft Publisher возможно подготовить и напечатать раздаточный и иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени, информационные листки и т. д.
Слайд 23Заключение
Подводя итог, можно сказать, что организация и проведение ни одного современного
педагогического исследования не может обойтись сегодня без применения информационных технологий
с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником теоретической и экспериментальной работы
он будет способен формализовать и описать явления, считавшиеся ранее недоступными для математической обработки и анализа;
будет самостоятельно высказывать гипотезы, делать прогнозы и вносить предложения по ходу исследования