Слайд 1Характеристика детей с нарушением зрения
Выполнили студентки 174 группы:
Иващенко Екатерина, Плотникова Олеся,
Шевцова Вера
Слайд 2Зрение
одно из внешних чувств человека, органом которого являются глаза, посредством которых
человек получает способность видеть окружающий мир. Нарушение зрения приводит к ослаблению способности видеть.
Слайд 3Оптическое восприятие, которое осуществляется с помощью зрительного анализатора, состоящего из периферической
части (глаза), проводящего нерва и коркового конца, расположенного в затылочной области больших полушарий головного мозга, играет огромную роль в психическом развитии ребенка.
Это восприятие является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях
окружающего мира.
Слайд 4Зрение играет огромную роль в развитии пространственных представлений, поскольку движения развиваются
под зрительным контролем. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка в процессе его обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентация в географической карте и т.п. предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений.
Слайд 5Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения занимается тифлопедагогика.
Слайд 6Нарушение зрения может быть обусловлено различными причинами:
наследственные заболевания,
внутриутробные поражения органа
зрения
при тяжелых заболеваниях матери во время беременности,
при непосредственно тяжелых
заболеваниях ребенка,
напр. туберкулезном менингите,
опухолях мозга.
Слайд 7В зависимости от степени нарушения зрения дети делятся на:
слепых(незрячих), у которых
полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (при нем острота зрения равна или ниже 0,05).
слабовидящих– могущих иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-светоощущений, периферического и бинокулярного зрения). Сниженное зрение на лучше видящем глазу с оптической коррекцией от 0,05 до 0,2, косоглазие и амблиопия, когда один из двух глаз не задействован в процессе зрения, «ленивый глаз»).
Слайд 8Выделяют следующие категории детей с нарушениями зрения:
слепорожденные;
рано ослепшие;
лишившиеся
зрения после 3 лет жизни.
Слайд 9Слепота и слабовидение
категории психофизических нарушений, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия
или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.
У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении, своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Слайд 11По сохранности остаточного зрения выделяют:
1) тотальную (абсолютную) слепоту (зрительные ощущения выключены
полностью на оба глаза);
2) практическую слепоту (остаточное зрение), при которой сохраняется светоощущение
Слайд 12Время наступления нарушения зрения существенно для психического и физического развития ребенка.
Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, особенности психофизического развития. Наиболее заметно проявляется в двигательной сфере, на содержании социального опыта. Основным фактором ориентировки для таких детей становится звуковой раздражитель.
Слайд 13Психические процессы.
Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально,
хотя проявляется некоторое своеобразие мыслительной деятельности с преобразованием абстрактного мышления.
Слайд 14У ослепших детей: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у
него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зрительных образов.
Слайд 15Слепые дети могут обучаться только в школе для слепых на основе
осязания – по Брайлевской системе (система обучения грамоте слепых, основанная на рельефоточечном шрифте, где с помощью комбинаций шести точек дается система рельефного письма. Основатель этой системы французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852). Брайлевская система охватывает буквенные, числовые и нотные обозначения, знаки препинания).
Слайд 16Для слабовидящих детей есть специальные школы, где обучение ведется на зрительной
основе, с использованием различных технических и оптико-увеличительных средств, учебников с более крупным шрифтом, специального освещения и т.д.
Слайд 17В массовой школе есть дети с нарушениями зрения, которых не следует
переводить в специальные школы. Это дети с аномалией рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Такие дети должны носить корригирующие очки. Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть правильно и достаточно освещено. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал, представленный на доске, в таблицах, на карте. Важно учитывать, что у детей с аномальной рефракцией имеется повышенная утомляемость зрения. Поэтому им по возможности нужно давать на уроке разные виды работы и вести самый строгий контроль за объемом домашних заданий, связанных со зрительной работой.
Слайд 18Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения, прежде всего, состоит в
организации компенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожного, вибрационного и других. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лица с глубокими зрительными нарушениями.
Слайд 19Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и
слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета.
Слайд 20Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети
с нарушениями зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды.
Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения проводятся упражнения на слуховую дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: напр., звуковые сигналы присущие определенным предметам, устройствам, механизмам.
Слайд 21Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых
и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, развить мышление, восприятие, память.
Слайд 22На формирование личностных качеств у детей с нарушением зрения значительное влияние
оказывает социально-психологический микроклимат в семье, школе, ближайшем окружении, который характеризуется сочувственным отношением щадящего режима. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий при коррекционно-педагогической работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабовидящих детей, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жизни, полноценный труд, независимую жизнь.
Слайд 23Вывод
Итак, коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения направлена на гармоничное
развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психологическое и физическое развитие ребенка.