Слайд 1Презентация на тему: «Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй».
Подготовили:
Социальный
педагог КГУ «Школа-лицей №20 города Темиртау» Кузембаева З
2015г. Семинар социальных педагогов г.Темиртау
Слайд 2В таких условиях живут наши ученики
Слайд 4
Цель деятельности социального педагога:
- создание благоприятных условий для развития личности
ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его жизненном пространстве.
Слайд 5На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и
устранения семейного неблагополучия.
Слайд 6СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
Органы социальной защиты населения
Отдел образования;
Органы внутренних дел;
Здравоохранения;
Отдел по молодежной
политики;
Служба занятости населени;
КДНиЗП.
Слайд 7
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
Классные руководители;
Воспитатели д/с;
Педагоги школы;
Врачи;
Участковый инспектор;
Жители
города;
Родственники;
Соседи;
Друзья.
Слайд 83. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
Документы социально-медицинского патронажа;
Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
Материалы
психодиагностики;
Результаты рейдов;
Жалобы и заявления граждан;
Материалы о правонарушениях;
Преступления несовершеннолетних.
Слайд 94. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ –
50%
Бродяжничество;
Агрессивность;
Хулиганство;
Кражи;
Вымогательство;
Правонарушения;
Аморальные формы поведения;
Неадекватные реакции на замечания взрослых.
Слайд 10НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
Низкая успеваемость;
Неврастения;
Отсутствие навыков личной гигиены;
Неуравновешенность психики;
Подростковый
алкоголизм;
Подростковая проституция;
Болезни;
Недоедания;
Уклонение от учебы.
Слайд 11НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
Конфликты с учителями;
Частое употребление неформальной лексики;
Суетливость или
гиперактивность;
Конфликты с родителями;
Контакты с криминогенными группировками.
Слайд 125. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.
Принудительное лечение от алкоголизма;
Лишение
родительских прав;
Консультирование;
Обучающие консультации для родителей;
Помощь общественных организаций;
Влияние через СМИ;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной помощи;
Административные штрафы;
Создание клубов по интересам;
Постоянный патронаж;
Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Слайд 13 В процессе работы выявляется необходимость обучения семьи новым навыкам.
Алкогольная семья чаще всего сталкивается со следующими социальными проблемами:
- гигиена жилища и места обитания;
- уход за детьми;
- воспитание детей;
- поиск работы;
- оформление документов;
-умение решать проблемы.
Слайд 14При работе с неблагополучными семьями необходимо действовать согласно следующего алгоритма:
1-й этап:
изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
2-й этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
3-й этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
7-й этап: составление карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних и т.д.).
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей.
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи.
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Слайд 15ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
1. УБЕЖДЕНИЕ-разяьяснение и доказательство
правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
Слайд 16ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.
1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с
безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
Слайд 172. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов,
но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если
родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.
Слайд 183. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По
разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
Слайд 194. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить
маску феминизацию мальчиков и девочек
5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
б. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.
Слайд 207. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя
вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.
8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.
Слайд 21Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей,
обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.
Слайд 22ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный
климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Слайд 23
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
Диагностика семейного неблагополучия;
анкетирование
детей и родителей;
опросники;
тесты;
интервью узких специалистов;
мини-консилиумы;
тренинги;
анализ документов;
анализ продуктов детского творчества;
анализ документации паспортно-визовой службы;
сбор списков неблагополучных семей;
составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
протоколы СПП; КДНиЗП;
заявки семьи на оказание помощи;
анализ состояния здоровья детей;
анализ развития, успеваемости.
Слайд 24Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
консультации специалистов;
семейная
терапия;
индивидуальные беседы;
индивидуальный социальный патронаж семей;
психотерапия;
родительские собрания на дом
Слайд 25Что мы как социальные педагоги можем сделать в стенах школы:
Принять к
сведению (СПП, опека, акимат);
Обследовать Ж.Б.У.;
Испытательный срок (ВШК, ИДН, КДНиЗП);
Лишение родительских прав;
опека или детский дом.
Слайд 264. Профилактика семейного неблагополучия.
родительский всеобуч;
ознакомление с психолого-педагогической литературой;
обобщение, обогащение и
осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
семинары для учителей и родителей;
лектории для подростков;
устройство на работу;
летний лагерь;
летняя площадка;
постановка на учет УВД, КДНиЗП. ВШК;
дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
Слайд 275. Помощь общества неблагополучным семьям.
институт приемной семьи;
институт молодой семьи;
детские приюты;
акции милосердия;
акция помоги пойти учиться;
материальная поддержка;
привлечение спонсорской помощи;
обмен одеждой, бывшей в употреблении;
лишение родительских прав.
Слайд 28РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
Убедившись, что ребенок живет
в тяжелых условиях, педагог должен:
Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом.
Слайд 29Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров
его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.
Слайд 30Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную
изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
Слайд 31 Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи
ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи-только отношения к ребёнку. Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье
детская безнадзорность и беспризорность.
побеги из дома.
половая распущенность.
правонарушения и преступная деятельность.
алкоголизм.
Наркомания и токсикомания.
Слайд 32Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы
можно выделить три группы семьи:
Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.