Презентация, доклад по психологии Волшебство памяти, часть 2

Презентация по психологии Волшебство памяти, часть 2, предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 38 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Часть 2

Педагог- психолог МАОУ ШИЛИ Диденко Мария Витальевна

Волшебство памяти


Слайд 2
Текст слайда:

СОДЕРЖАНИЕ

Мозг человека
Познавательные психологические процессы
Память (виды, процессы)
Типы восприятия информации (типы мышления)
Определение своего типа восприятия информации
Мнемотехника


Слайд 3
Текст слайда:

познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта

ПАМЯТЬ 


Слайд 5
Текст слайда:

МНЕМОТЕХНИКА для улучшения памяти


Слайд 6
Текст слайда:

МНЕМОТЕХНИКА (греч. τα μνημονιχα , англ. mnemotechnics) — искусство запоминания, совокупность различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций


Слайд 7
Текст слайда:

Волшебное средство для памяти


Слайд 8
Текст слайда:

Кто из нас хотя бы раз не упрекал себя в том, что забыл сделать домашнюю работу, выполнить поручение родителей или отдать книжку (взятую ещё месяц назад) в библиотеку?
Сколько неприятностей мы причиняем людям, не выполняя своих обязательств?
Многим ученикам известна ситуация: вроде бы учил урок, а у доски и пары слов связать не можешь. Обидно: столько времени потрачено и всё впустую! «Что поделаешь, если память дырявая», – вздыхаете вы. Не спешите предъявлять претензий своей «несчастной» памяти, вероятно, она просто не в силах справится с нарастающей волной новой информации, удержав при этом старую. В этом нелёгком труде мы просто обязаны ей помочь!
Есть одно очень действенное средство
и имя ему… .
Эту технику можно назвать волшебной, хотя
волшебства там никакого нет, нужно лишь ваше желание.

Мнемотехника


Слайд 9
Текст слайда:

Известный нам Прометей подарил людям не только огонь, но и память. Хранительницей этого дара стала древнегреческая богиня Мнемозина, дочь Урана, бога неба, и Геи, богини земли. Её именем и назвали искусство запоминания.
Она олицетворение памяти, обладает Всеведением: знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет».
У Мнемозины был свой источник, который так и назывался – источник Мнемозины, т.е. источник памяти. Противоположностью была река Лета, т. е. забвения, она часть царства смерти, ведь умершие теряют память. Отсюда, выражение – «канул в лету».
Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, прикасается к познанию «истоков», «начал».
Считается, что слово мнемоника придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Мнемотехнику изучали: Джордано Бруно, Сенека, Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт…

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ


Слайд 10
Текст слайда:

Мнемозину называют ещё и «матерью всех муз», потому что Мнемозина и Зевс, родители 9 дочерей – муз, покровительниц различных видов искусств и науки.

Мнемозина с дочерьми – музами: Терпсихора – танец, Мельпомена – трагедия, Полигимния –гимны, Талия – комедия, Эвтерпа – лирика, Каллиопа – эпос, Эрато – любовные песни, Клио – история, Урания – астрономия


Слайд 11
Текст слайда:

На Руси мнемотехнику использовали с давних времён.
Её яркий пример – славянская азбука.
Название всех букв кириллицы были придуманы согласно мнемонической техники.

А (аз) Б (буки) В (веди) –
я буквы знаю;
Г (глагол) Д (добро) Е (есть) – письменность есть добро;
Р (рцы) С (слово) Т (твердо) – произноси слово твердо


Слайд 12
Текст слайда:

Знакомая нам с детства фраза:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - мнемонический прием для запоминания цветов солнечного спектра.
Первые буквы слов в этой фразе являются одновременно и первыми буквами в словах, обозначающих цвета радуги (или спектра).
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый
Могут быть и такие варианты:
Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь
Каждый Одмин Желает Знать Где Системный Файл
Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп.

Пример использования мнемотехники


Слайд 13
Текст слайда:

«Каждый» –КРАСНЫЙ, «Охотник» – ОРАНЖЕВЫЙ, «Желает» – ЖЕЛТЫЙ, «Знать» – ЗЕЛЕНЫЙ, «Где» – ГОЛУБОЙ, «Сидит» – СИНИЙ,
«Фазан» – ФИОЛЕТОВЫЙ.


Слайд 14
Текст слайда:

Основные приёмы мнемотехники:

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
Рифмизация.
Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Метод Цицерона на пространственное воображение.
Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
Методы запоминания цифр:
закономерности
знакомые числа


Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере.


Слайд 15
Текст слайда:

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемых слов

Пример такого приема вы видели на слайде к знаменитой фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Или любопытное из астрофизики: спектральные классы звёзд O, B, A, F, G, K, M.
O, be a fine girl, kiss me.
Один бритый англичанин финики жевал, как морковь.
О, Борис Александрович! Физики жаждут конца мучений!

Классификация звёзд по спектру излучения, в первую очередь, по температуре фотосферы. Горячие звезды спектральных классов О и В имеют голубой цвет; звезды, сходные с нашим Солнцем (спектральный класс которого G2 … Спектральные классы О, В, А часто называют горячими или ранними, классы F и G – солнечными, а классы К и М – холодными...


Слайд 16
Текст слайда:

2.    Рифмизация. Свободный полет творчества – для тех, кто любит сочинять стихи.

Запоминание медицинских терминов, очередность пар черепно-мозговых нервов, рифмизация + начальные буквы: (olfactoruis, opticus, oculomotorius, trochlearis, trigeminus, abducens, facialis, vestibulocochlearis, glossopharyngeus, vagus, accessorius, hypoglossus). Об осёлок осёл топорище точит, а факир, вращая глаз, выть акулой хочет.

Запоминание географических терминов: географическое положение страны Непал: «Как пенал Непал среди гор упал».

Запоминалка 4 главных японских островов: «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю».


Слайд 17
Текст слайда:

3.  Запоминание с помощью созвучных слов

Запоминание таблицы Менделеева: «Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)».


Слайд 18
Текст слайда:

Запоминалки

«Запоминалки» – это небольшие веселые тексты, с помощью которые запоминаются иностранные слова.
Они разрабатываются по специальной технологии с использованием возможностей памяти, мышления и воображения. Поэтому эффективность запоминалок равна практически 100%.
Лучшей из запоминалок будет та, которую вы придумали самостоятельно. Большое количество готовых запоминалок можно найти на сайте http://www.zapominalki.ru.

Вот как гимназисты старой школы запоминали имена муз (Терпсихора, Мельпомена, Полигимния, Талия, Эвтерпа, Каллиопа, Эрато, Клио, Урания).
Через зрительное представление учили следующую фразу:
В ТЕРеме МЕЛЬкнул ПОЛог и ТАЛИЯ ЭВТЕРПЫ: в КАЛитке ЭРот КЛИкнул «УРА!»


Слайд 19
Текст слайда:

Под ассоциацией (от лат. accosiare — соединять) в мнемотехнике, понимается такая связь между объектами, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта.
Существуют ассоциации по контрасту, по сходству, по звучанию, по корню слова, обобщающие, дополняющие.
Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

ИСКУСТВЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ В МНЕМОТЕХНИКЕ


Слайд 20
Текст слайда:

По существу, психологи понимают ассоциацию как рефлекс.
Только настоящие рефлексы вызывают физиологическую реакцию организма (горячий предмет – рефлекторное отдёргивание руки), а «ассоциативные рефлексы» вызывают реакцию в воображении.


Слайд 21
Текст слайда:

Использование ассоциаций для запоминания иностранных слов




При изучении иностранного языка основная задача - это пополнение словарного запаса.
Процесс запоминания облегчается и объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций (Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами).
Каждое иностранное слово звучит в чем-то похоже на какое-нибудь вам знакомое русское слово. Представьте это слово (можно взять не всё слово, а первые две-три буквы).
Затем создайте ассоциацию между этими буквами иностранного слова и русским переводом.
Представьте себе картинку, где были оба этих понятия.
Эта картинка должна быть необычной, забавной, запоминающейся.


Слайд 22
Текст слайда:

Clever — умный, созвучно русскому слову "клевер". Представьте, что Вы в поле. Все работают, а Вы "умный" легли в клевер и отдыхаете.


Слайд 23
Текст слайда:

«autumn is gold» — связываем это предложение с осенним ярким днем, деревья с желтыми листьями, как будто облитыми золотом, и повторяем это предложение, оно становится наполненным золотом осени


Слайд 24
Текст слайда:

Когда такая связь будет установлена, то при восприятии слова "нэко" в вашем воображении автоматически будет возникать образ кошки, благодаря чему вы будете понимать это слово.

Смысл запоминания иностранного слова заключается в установлении устойчивой рефлекторной связи между "старым" зрительным образом (образ кошки, например) и его новым словесным обозначением (японское слово «нэко»).


Слайд 25
Текст слайда:

Traurig – грустный. Траур – представляем грустного человека в чёрной одежде.


Слайд 26
Текст слайда:

Примеры ассоциативного запоминания немецких слов:

Der Haushalt: Haus – дом, halten – держать. Род – мужской – представляем мужчину, держащего в своих руках дом.

ИЛИ

Создаём в сознании русский дом, который держат взаперти в цепях. В русском языке дом – мужской род, так и запоминаем.



Слайд 27
Текст слайда:

Выражение “Modem lauft” – модем работает. Laufen – бежать. Ассоциация – бегущий модем.



Слайд 28
Текст слайда:

5.    Метод Цицерона или Симонида на пространственное воображение

Этот метод пришел к нам из Древней Греции. Поэт Симонид (556 - 468 гг. до н. э. ) тренировал свою память так: то, что надо было запомнить, он располагал в хорошо знакомой ему комнате. Потом достаточно было вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.
В некоторых книгах этот метод приписывают римскому политику и оратору Цицерону, который прославился тем, что во время своих выступлений в сенате легко воспроизводил по памяти имена, исторические даты, цитаты. При подготовке к выступлению, он расхаживал по своему дому и мысленно размешал части своей речи по различным углам комнаты. Цицерон перенял этот метод у Симонида. И справедливо было бы назвать его "методом Симонида".
Образы, выделенные методом Цицерона, как правило, являются образами ПЕРВОГО УРОВНЯ в системе опорных образов. По аналогии с компьютером - это корневой каталог, через который вы выходите на другие опорные образы.


Слайд 29
Текст слайда:

Это создание в памяти большого количества упорядоченных опорных образов (локи).
Вы запоминаете предметы, расставляете их на заранее запомненных обьектах.
Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова.
Суть метода. К каждому отдельному обьекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминаемую информацию.

Правила запоминания : а) образы "ставятся" на хорошо освещенные места; б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких; в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.

Метод Цицерона


Слайд 30
Текст слайда:

Вам нужно запомнить первых 10 царей династии Романовых.

Войдите в свою комнату.

Первый царь – Михаил Федорович, остался в истории как легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Соедините образ царя с первым предметом вашего маршрута в комнате – дверью. Что значит соедините? В образе царя может быть кто-то из ваших знакомых с именем Михаил: представьте, что вы подвешиваете его на ручку двери, дверь открывается и закрывается без его ведома – это влияние окружения.
Следующий царь –  Алексей Михайлович, при нем крестьяне были прикреплены к своим местам жительства. Вы идете от двери к гардеробу и представляете себе вашего знакомого Алексея в образе царя, который загоняет в гардероб крестьян.
Перемещаетесь к третьему предмету в комнате, соединяете с ним очередного царя и так далее.

Пример метода Цицерона:


Слайд 32
Текст слайда:

4.    Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

Каждый может придумать свои яркие ассоциации, к которым будет «привязывать» информацию.

Машина «Ягуар»

Морская свинка


Слайд 33
Текст слайда:

Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути в школу, дома, в транспорте и т. д.

Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека.
В течение 3-5 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях, запомнить объект.
Закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотрите детали изображения.
Задайте себе вопросы по подробностям вида объекта и ответьте на них по изображению.
Опять откройте глаза на одну секунду, дополните образ.
И так несколько раз.

Великий художник-маринист Айвазовский именно так довёл до совершенства свою зрительную память и писал свои картины исключительно по памяти. Этот метод получил название «развитие фотографической памяти» и широко используется при психологической подготовке работников спецслужб.

6. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти


Слайд 34
Текст слайда:

Телефоны и расчетные счета, банковские коды и исторические даты, дни рождений и расписания поездов, адреса и цены в магазине — все это цифровая информация, которая значительно более абстрактна, чем слова (не вызывает реальных образов), а следовательно, значительно сложнее поддается запоминанию. Поэтому практически единственный путь облегчающий их запоминание, — это преобразование цифр в реальные вещи, которые легко представить, а следовательно, запомнить, используя различные техники, например, уже знакомые вам методы последовательных и связанных ассоциаций. Цифры по форме могут быть похожи на некоторые предметы, то есть с этими предметами ассоциироваться. Наверняка вам знакомо такое школьное выражение: "Принести домой лебедя". Откуда оно произошло? Конечно же, из-за того, что двойка по форме очень напоминает лебедя. 

7. Методы запоминания цифр


Слайд 35
Текст слайда:

Знакомая нам с детства фраза.
Но на самом деле она не всегда верна.
Повторять, оказывается, тоже надо уметь.
Основная характеристика повторения — его частота.
Много раз повторив запоминаемый материал, не всегда крепко удержишь его в памяти.
Другое дело, если каждое следующее повторение должно отделяется от предыдущего всё большим интервалом времени.
И четырёх повторений может быть достаточно, если строго следовать представленному рациональному графику:

Повторение — мать учения!?

1-е повторение – сразу после запоминания;
2-е повторение – через 20 мин.
3-е повторение – чрез 8 часов;
4-е повторение – через сутки.

Обращу внимание на первое повторение — в первые минуты забывание идёт особо интенсивно, поэтому это повторение самое эффективное из всех.
Не пустой совет — повторять утром и перед сном. В утренние и поздние часы наша память работает интенсивнее, чем днём.





Слайд 36
Текст слайда:

Вывод:

Память можно и нужно развивать. Это поможет экономить время при запоминании, сохранять полученные сведения в памяти.
Определив свой тип мышления или психотип, можно подобрать приёмы запоминания информации, согласно индивидуальным особенностям.
С помощью науки мнемотехники можно создавать искусственные ассоциации, это очень помогает в тренировке памяти, в частности в изучении иностранного языка языка.


Слайд 38
Текст слайда:

ЮМОР

У мнемониста спрашивают: - Как вам удалось бесплатно стать студентом МГИМО (Московский государственный институт международных отношений)?
- Ну, у своих они спрашивают на экзамене как расшифровывается МГИМО. У тех, кто платит, спрашивают в каком году началась Великая Отечественная. А остальных просят поименно перечислить всех погибших в войну. Вы ведь знаете…
- Ну и?..
- Ну, я и перечислил.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть