Презентация, доклад по психологии Волшебство памяти, часть 2

Содержание

СОДЕРЖАНИЕМозг человекаПознавательные психологические процессыПамять (виды, процессы)Типы восприятия информации (типы мышления)Определение своего типа восприятия информации Мнемотехника

Слайд 1Часть 2
Педагог- психолог МАОУ ШИЛИ Диденко Мария Витальевна
Волшебство памяти

Часть 2Педагог- психолог МАОУ ШИЛИ Диденко Мария ВитальевнаВолшебство памяти

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Мозг человека
Познавательные психологические процессы
Память (виды, процессы)
Типы восприятия информации (типы мышления)
Определение своего

типа восприятия информации
Мнемотехника

СОДЕРЖАНИЕМозг человекаПознавательные психологические процессыПамять (виды, процессы)Типы восприятия информации (типы мышления)Определение своего типа восприятия информации Мнемотехника

Слайд 3познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта
ПАМЯТЬ 

познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опытаПАМЯТЬ 

Слайд 5МНЕМОТЕХНИКА для улучшения памяти

МНЕМОТЕХНИКА для улучшения памяти

Слайд 6МНЕМОТЕХНИКА (греч. τα μνημονιχα , англ. mnemotechnics) — искусство запоминания, совокупность

различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций
МНЕМОТЕХНИКА  (греч. τα μνημονιχα , англ. mnemotechnics) — искусство запоминания, совокупность различных приемов, облегчающих запоминание и

Слайд 7Волшебное средство для памяти

Волшебное средство для памяти

Слайд 8Кто из нас хотя бы раз не упрекал себя в том,

что забыл сделать домашнюю работу, выполнить поручение родителей или отдать книжку (взятую ещё месяц назад) в библиотеку?
Сколько неприятностей мы причиняем людям, не выполняя своих обязательств?
Многим ученикам известна ситуация: вроде бы учил урок, а у доски и пары слов связать не можешь. Обидно: столько времени потрачено и всё впустую! «Что поделаешь, если память дырявая», – вздыхаете вы. Не спешите предъявлять претензий своей «несчастной» памяти, вероятно, она просто не в силах справится с нарастающей волной новой информации, удержав при этом старую. В этом нелёгком труде мы просто обязаны ей помочь!
Есть одно очень действенное средство
и имя ему… .
Эту технику можно назвать волшебной, хотя
волшебства там никакого нет, нужно лишь ваше желание.

Мнемотехника

Кто из нас хотя бы раз не упрекал себя в том, что забыл сделать домашнюю работу, выполнить

Слайд 9Известный нам Прометей подарил людям не только огонь, но и память.

Хранительницей этого дара стала древнегреческая богиня Мнемозина, дочь Урана, бога неба, и Геи, богини земли. Её именем и назвали искусство запоминания.
Она олицетворение памяти, обладает Всеведением: знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет».
У Мнемозины был свой источник, который так и назывался – источник Мнемозины, т.е. источник памяти. Противоположностью была река Лета, т. е. забвения, она часть царства смерти, ведь умершие теряют память. Отсюда, выражение – «канул в лету».
Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, прикасается к познанию «истоков», «начал».
Считается, что слово мнемоника придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Мнемотехнику изучали: Джордано Бруно, Сенека, Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт…

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ

Известный нам Прометей подарил людям не только огонь, но и память. Хранительницей этого дара стала древнегреческая богиня

Слайд 10Мнемозину называют ещё и «матерью всех муз», потому что Мнемозина и

Зевс, родители 9 дочерей – муз, покровительниц различных видов искусств и науки.

Мнемозина с дочерьми – музами: Терпсихора – танец, Мельпомена – трагедия, Полигимния –гимны, Талия – комедия, Эвтерпа – лирика, Каллиопа – эпос, Эрато – любовные песни, Клио – история, Урания – астрономия

Мнемозину называют ещё и «матерью всех муз», потому что Мнемозина и Зевс, родители 9 дочерей – муз,

Слайд 11На Руси мнемотехнику использовали с давних времён.
Её яркий пример –

славянская азбука.
Название всех букв кириллицы были придуманы согласно мнемонической техники.

А (аз) Б (буки) В (веди) –
я буквы знаю;
Г (глагол) Д (добро) Е (есть) – письменность есть добро;
Р (рцы) С (слово) Т (твердо) – произноси слово твердо

На Руси мнемотехнику использовали с давних времён. Её яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы

Слайд 12Знакомая нам с детства фраза:
«Каждый охотник желает знать, где сидит

фазан» - мнемонический прием для запоминания цветов солнечного спектра.
Первые буквы слов в этой фразе являются одновременно и первыми буквами в словах, обозначающих цвета радуги (или спектра).
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый
Могут быть и такие варианты:
Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь
Каждый Одмин Желает Знать Где Системный Файл
Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп.

Пример использования мнемотехники

Знакомая нам с детства фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - мнемонический прием для запоминания

Слайд 13«Каждый» –КРАСНЫЙ, «Охотник» – ОРАНЖЕВЫЙ, «Желает» – ЖЕЛТЫЙ, «Знать» – ЗЕЛЕНЫЙ, «Где» – ГОЛУБОЙ, «Сидит» –

СИНИЙ,
«Фазан» – ФИОЛЕТОВЫЙ.
«Каждый» –КРАСНЫЙ,  «Охотник» – ОРАНЖЕВЫЙ,  «Желает» – ЖЕЛТЫЙ,  «Знать» – ЗЕЛЕНЫЙ,  «Где» –

Слайд 14Основные приёмы мнемотехники:
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
Рифмизация.
Запоминание длинных

терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Метод Цицерона на пространственное воображение.
Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
Методы запоминания цифр:
закономерности
знакомые числа


Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере.

Основные приёмы мнемотехники: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.Рифмизация.Запоминание длинных терминов или иностранных слов с

Слайд 15 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемых слов
Пример такого приема вы

видели на слайде к знаменитой фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Или любопытное из астрофизики: спектральные классы звёзд O, B, A, F, G, K, M.
O, be a fine girl, kiss me.
Один бритый англичанин финики жевал, как морковь.
О, Борис Александрович! Физики жаждут конца мучений!

Классификация звёзд по спектру излучения, в первую очередь, по температуре фотосферы. Горячие звезды спектральных классов О и В имеют голубой цвет; звезды, сходные с нашим Солнцем (спектральный класс которого G2 … Спектральные классы О, В, А часто называют горячими или ранними, классы F и G – солнечными, а классы К и М – холодными...

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемых словПример такого приема вы видели на слайде к знаменитой

Слайд 162.    Рифмизация. Свободный полет творчества – для тех, кто любит сочинять

стихи.

Запоминание медицинских терминов, очередность пар черепно-мозговых нервов, рифмизация + начальные буквы: (olfactoruis, opticus, oculomotorius, trochlearis, trigeminus, abducens, facialis, vestibulocochlearis, glossopharyngeus, vagus, accessorius, hypoglossus). Об осёлок осёл топорище точит, а факир, вращая глаз, выть акулой хочет.

Запоминание географических терминов: географическое положение страны Непал: «Как пенал Непал среди гор упал».

Запоминалка 4 главных японских островов: «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю».

2.    Рифмизация. Свободный полет творчества – для тех, кто любит сочинять стихи.    Запоминание медицинских

Слайд 173.  Запоминание с помощью созвучных слов
Запоминание таблицы Менделеева: «Воду родную (Водород)

смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)».
3.  Запоминание с помощью созвучных словЗапоминание таблицы Менделеева: «Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить

Слайд 18Запоминалки
«Запоминалки» – это небольшие веселые тексты, с помощью которые запоминаются иностранные

слова.
Они разрабатываются по специальной технологии с использованием возможностей памяти, мышления и воображения. Поэтому эффективность запоминалок равна практически 100%.
Лучшей из запоминалок будет та, которую вы придумали самостоятельно. Большое количество готовых запоминалок можно найти на сайте http://www.zapominalki.ru.

Вот как гимназисты старой школы запоминали имена муз (Терпсихора, Мельпомена, Полигимния, Талия, Эвтерпа, Каллиопа, Эрато, Клио, Урания).
Через зрительное представление учили следующую фразу:
В ТЕРеме МЕЛЬкнул ПОЛог и ТАЛИЯ ЭВТЕРПЫ: в КАЛитке ЭРот КЛИкнул «УРА!»
Запоминалки«Запоминалки» – это небольшие веселые тексты, с помощью которые запоминаются иностранные слова. Они разрабатываются по специальной технологии

Слайд 19Под ассоциацией (от лат. accosiare — соединять) в мнемотехнике, понимается такая связь

между объектами, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта.
Существуют ассоциации по контрасту, по сходству, по звучанию, по корню слова, обобщающие, дополняющие.
Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

ИСКУСТВЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ В МНЕМОТЕХНИКЕ

Под ассоциацией (от лат. accosiare — соединять) в мнемотехнике, понимается такая связь между объектами, которая при появлении в

Слайд 20По существу, психологи понимают ассоциацию как рефлекс.
Только настоящие рефлексы вызывают

физиологическую реакцию организма (горячий предмет – рефлекторное отдёргивание руки), а «ассоциативные рефлексы» вызывают реакцию в воображении.
По существу, психологи понимают ассоциацию как рефлекс. Только настоящие рефлексы вызывают физиологическую реакцию организма (горячий предмет –

Слайд 21Использование ассоциаций для запоминания иностранных слов



При изучении иностранного языка основная задача

- это пополнение словарного запаса.
Процесс запоминания облегчается и объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций (Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами).
Каждое иностранное слово звучит в чем-то похоже на какое-нибудь вам знакомое русское слово. Представьте это слово (можно взять не всё слово, а первые две-три буквы).
Затем создайте ассоциацию между этими буквами иностранного слова и русским переводом.
Представьте себе картинку, где были оба этих понятия.
Эта картинка должна быть необычной, забавной, запоминающейся.
Использование ассоциаций для  запоминания иностранных слов При изучении иностранного языка основная задача - это пополнение словарного

Слайд 22Clever — умный, созвучно русскому слову "клевер". Представьте, что Вы в поле.

Все работают, а Вы "умный" легли в клевер и отдыхаете.
Clever — умный, созвучно русскому слову

Слайд 23«autumn is gold» — связываем это предложение с осенним ярким днем, деревья

с желтыми листьями, как будто облитыми золотом, и повторяем это предложение, оно становится наполненным золотом осени
«autumn is gold» — связываем это предложение с осенним ярким днем, деревья с желтыми листьями, как будто облитыми

Слайд 24Когда такая связь будет установлена, то при восприятии слова "нэко" в

вашем воображении автоматически будет возникать образ кошки, благодаря чему вы будете понимать это слово.

Смысл запоминания иностранного слова заключается в установлении устойчивой рефлекторной связи между "старым" зрительным образом (образ кошки, например) и его новым словесным обозначением (японское слово «нэко»).

Когда такая связь будет установлена, то при восприятии слова

Слайд 25Traurig – грустный. Траур – представляем грустного человека в чёрной одежде.

Traurig – грустный. Траур – представляем грустного человека в чёрной одежде.

Слайд 26Примеры ассоциативного запоминания немецких слов:
Der Haushalt: Haus – дом, halten –

держать. Род – мужской – представляем мужчину, держащего в своих руках дом.

ИЛИ

Создаём в сознании русский дом, который держат взаперти в цепях. В русском языке дом – мужской род, так и запоминаем.


Примеры ассоциативного запоминания немецких слов: Der Haushalt: Haus – дом, halten – держать. Род – мужской –

Слайд 27Выражение “Modem lauft” – модем работает. Laufen – бежать. Ассоциация –

бегущий модем.


Выражение “Modem lauft” – модем работает. Laufen – бежать. Ассоциация – бегущий модем.

Слайд 285.    Метод Цицерона или Симонида на пространственное воображение
Этот метод пришел к нам

из Древней Греции. Поэт Симонид (556 - 468 гг. до н. э. ) тренировал свою память так: то, что надо было запомнить, он располагал в хорошо знакомой ему комнате. Потом достаточно было вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.
В некоторых книгах этот метод приписывают римскому политику и оратору Цицерону, который прославился тем, что во время своих выступлений в сенате легко воспроизводил по памяти имена, исторические даты, цитаты. При подготовке к выступлению, он расхаживал по своему дому и мысленно размешал части своей речи по различным углам комнаты. Цицерон перенял этот метод у Симонида. И справедливо было бы назвать его "методом Симонида".
Образы, выделенные методом Цицерона, как правило, являются образами ПЕРВОГО УРОВНЯ в системе опорных образов. По аналогии с компьютером - это корневой каталог, через который вы выходите на другие опорные образы.
5.    Метод Цицерона или Симонида на пространственное воображениеЭтот метод пришел к нам из Древней Греции. Поэт Симонид

Слайд 29Это создание в памяти большого количества упорядоченных опорных образов (локи).
Вы

запоминаете предметы, расставляете их на заранее запомненных обьектах.
Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова.
Суть метода. К каждому отдельному обьекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминаемую информацию.

Правила запоминания : а) образы "ставятся" на хорошо освещенные места; б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких; в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.

Метод Цицерона

Это создание в памяти большого количества упорядоченных опорных образов (локи). Вы запоминаете предметы, расставляете их на заранее

Слайд 30Вам нужно запомнить первых 10 царей династии Романовых.

Войдите в свою

комнату.

Первый царь – Михаил Федорович, остался в истории как легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Соедините образ царя с первым предметом вашего маршрута в комнате – дверью. Что значит соедините? В образе царя может быть кто-то из ваших знакомых с именем Михаил: представьте, что вы подвешиваете его на ручку двери, дверь открывается и закрывается без его ведома – это влияние окружения.
Следующий царь –  Алексей Михайлович, при нем крестьяне были прикреплены к своим местам жительства. Вы идете от двери к гардеробу и представляете себе вашего знакомого Алексея в образе царя, который загоняет в гардероб крестьян.
Перемещаетесь к третьему предмету в комнате, соединяете с ним очередного царя и так далее.

Пример метода Цицерона:

Вам нужно запомнить первых 10 царей династии Романовых. Войдите в свою комнату. Первый царь – Михаил Федорович,

Слайд 324.    Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
Каждый может

придумать свои яркие ассоциации, к которым будет «привязывать» информацию.

Машина «Ягуар»

Морская свинка

4.    Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. Каждый может придумать свои яркие ассоциации, к

Слайд 33Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути в

школу, дома, в транспорте и т. д.

Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека.
В течение 3-5 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях, запомнить объект.
Закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотрите детали изображения.
Задайте себе вопросы по подробностям вида объекта и ответьте на них по изображению.
Опять откройте глаза на одну секунду, дополните образ.
И так несколько раз.

Великий художник-маринист Айвазовский именно так довёл до совершенства свою зрительную память и писал свои картины исключительно по памяти. Этот метод получил название «развитие фотографической памяти» и широко используется при психологической подготовке работников спецслужб.

6. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти

Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути в школу, дома, в транспорте и т.

Слайд 34Телефоны и расчетные счета, банковские коды и исторические даты, дни рождений

и расписания поездов, адреса и цены в магазине — все это цифровая информация, которая значительно более абстрактна, чем слова (не вызывает реальных образов), а следовательно, значительно сложнее поддается запоминанию. Поэтому практически единственный путь облегчающий их запоминание, — это преобразование цифр в реальные вещи, которые легко представить, а следовательно, запомнить, используя различные техники, например, уже знакомые вам методы последовательных и связанных ассоциаций. Цифры по форме могут быть похожи на некоторые предметы, то есть с этими предметами ассоциироваться. Наверняка вам знакомо такое школьное выражение: "Принести домой лебедя". Откуда оно произошло? Конечно же, из-за того, что двойка по форме очень напоминает лебедя. 

7. Методы запоминания цифр

Телефоны и расчетные счета, банковские коды и исторические даты, дни рождений и расписания поездов, адреса и цены

Слайд 35Знакомая нам с детства фраза.
Но на самом деле она не

всегда верна.
Повторять, оказывается, тоже надо уметь.
Основная характеристика повторения — его частота.
Много раз повторив запоминаемый материал, не всегда крепко удержишь его в памяти.
Другое дело, если каждое следующее повторение должно отделяется от предыдущего всё большим интервалом времени.
И четырёх повторений может быть достаточно, если строго следовать представленному рациональному графику:

Повторение — мать учения!?

1-е повторение – сразу после запоминания;
2-е повторение – через 20 мин.
3-е повторение – чрез 8 часов;
4-е повторение – через сутки.

Обращу внимание на первое повторение — в первые минуты забывание идёт особо интенсивно, поэтому это повторение самое эффективное из всех.
Не пустой совет — повторять утром и перед сном. В утренние и поздние часы наша память работает интенсивнее, чем днём.




Знакомая нам с детства фраза. Но на самом деле она не всегда верна. Повторять, оказывается, тоже надо

Слайд 36Вывод:
Память можно и нужно развивать. Это поможет экономить время при

запоминании, сохранять полученные сведения в памяти.
Определив свой тип мышления или психотип, можно подобрать приёмы запоминания информации, согласно индивидуальным особенностям.
С помощью науки мнемотехники можно создавать искусственные ассоциации, это очень помогает в тренировке памяти, в частности в изучении иностранного языка языка.

Вывод: Память можно и нужно развивать. Это поможет экономить время при запоминании, сохранять полученные сведения в памяти.

Слайд 38ЮМОР
У мнемониста спрашивают: - Как вам удалось бесплатно стать студентом МГИМО (Московский

государственный институт международных отношений)?
- Ну, у своих они спрашивают на экзамене как расшифровывается МГИМО. У тех, кто платит, спрашивают в каком году началась Великая Отечественная. А остальных просят поименно перечислить всех погибших в войну. Вы ведь знаете…
- Ну и?..
- Ну, я и перечислил.
ЮМОРУ мнемониста спрашивают: - Как вам удалось бесплатно стать студентом МГИМО (Московский государственный институт международных отношений)?- Ну,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть