Слайд 1Тема доклада:
«Семья, как мотивация компетентного родителя-счастливого ребёнка»
Слайд 2«Главный смысл и цель семейной жизни-воспитание детей.
Главная школа воспитания детей-это
взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Семья-это целый мир, в котором ребёнок живёт, действует, делает открытия, учиться
любить, ненавидеть,
радоваться,
сочувствовать.
Первые навыки общения, нормы жизни прививаются именно в семье.
Слайд 4Семья выполняет различные функции:репродуктивную,хозяйственную,экономическую,обучающую,эмоциональную.
Слайд 5Стили семейного воспитания
Существуют 5 стилей семейного воспитания
Авторитарный, попустительский, хаотический, опекающий, демократический
Авторитарный - Родители представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. - В своих требованиях они категоричны и неуступчивы. - В общении с ребёнком они отдают приказы, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения. - Закрыты для постоянного общения с детьми. - Дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. - Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. - Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Опекающий (Либеральный стиль) - Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. - Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. - Не склонны к запретам и ограничениям. - Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. - Родители ограждают детей от любых забот. - Детям предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно. - Преобладает безусловная родительская любовь.
Слайд 6Попустительский (Индифферентный стиль) - Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными,
поскольку у них другие заботы. - Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. - Закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Безразличие родителей сочетается с враждебностью. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. - Ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению (правонарушающему поведению).
Хаотический- Отсутствует единый подход к воспитанию ребёнка. Нет ясно выраженных, конкретных требований к ребенку. Ребенок лишается ощущения стабильности. Не формируется самоконтроль и ответственность. Ребёнок становится тревожным, неуверенным в себе (в основном это конфликтные родители и имеют асоциальное поведение)
Демократический - Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. - Понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. - В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. - Признают и поощряют автономию своих детей. - Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. - Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. - Хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Слайд 7Характеристики компетентного родителя
1. Это любовь и принятие ребенка таким, какой он
есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь».
2. Это помощь в понимании мира, обозначении границ приемлемого и недопустимого поведения.
3. Это последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях.
4. Умение слышать и понимать ребенка.
Следует научиться не просто слушать, а слышать своего ребенка, проникая в его чувства и переживания.
Одним из важных умений является использование «Я-посланий». Речь идет о способе выражения собственных эмоций и чувств. В одной и той же ситуации мы можем сказать: «Ты меня расстроил», а можем: «Я расстроился», «Твое поведение меня тревожит» или «Я тревожусь о тебе».
5. Ценить и уважать свою уникальность, свободу и развитие.
Принять тот факт, что ребёнок не часть нас, а самостоятельное существо, имеющее право, возможности и способности принимать решения и совершать свой выбор.
Слайд 8 «Методические рекомендации для создания благоприятного психологического климата в семье»
1) Согласованность
в воспитательном процессе всех воспитательных воздействий.
2) Учёт особенностей ребенка (темперамент, характер и т.д.).
3) Выстраивание доверительных отношений.
4) Безусловная любовь и поддержка.
Слайд 95) Взаимопонимание между родителями.
6) Учёт мнения ребёнка в любой ситуации.
7) Отсутствие
сравнения ребёнка с другими детьми.
8) Делать акцент на талантах и способностях ребёнка и не зацикливаться на его неудачах.
9) Заниматься коллективным творческим делом как можно чаще.
10) Выполнять все, что пообещали.
11) Быть примером для ребёнка.
12) Делать так, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым в семье.
13) Имея какие-либо разногласия или причины для ссор с супругом(ой) не выяснять это при ребёнке.
14) Понимать, что нет «детских» проблем и помогать решать проблемы совместно с ребёнком.
15) Не бояться попросить помощи у специалиста.
Слайд 10Компетентный родитель и счастливый ребёнок- ступень своего личного развития- ступень будущего,
ступень будущей профессии, ступень будущей семьи.
Слайд 11 Использованная литература
1.
Ребенок в пространстве семьи [Текст]: монография /Писаренко И.А, Александрова
Т.В., Алексеева Е.Е., Буркова С.А., Костина Л.М., Николаева Е.И., Сорокина А.Ю. – Санкт–Петербург: Изд-во Политехника-сервис, 2016 –133с.
2.
Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст]: монография В.В. Чукреева/ Проблемы и перспективы развития образования, 2016г.
3.
Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей.
г. Издательство: Питер, 2006 г.