Слайд 1Психологические проблемы (причины) школьной неуспеваемости
Выполнена педагогом-психологом КГКУ детский дом №10 Ларионовой
Т.А.
г. Комсомольск-на -Амуре (2016г.)
Слайд 2Психологические проблемы (причины) школьной неуспеваемости
Педагоги-учёные:
- несовершенство методов преподавания (опыт педагогов-новаторов В.Н. Шаталова ; С.Н. Лысенковой)
Учителя:
- недостаток волевых и некоторых нравственных количеств детей, отсутствие усердия и прилежания
Слайд 3Младший школьный
возраст
Характеризует:
1) любознательность, непосредственный интерес к окружающему;
2) стремление выполнить общественно-значимую деятельность
Что определяют + отношения к учёбе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок
Слайд 4Подростки
Меньше внимания уделяют учёбе, сфера их жизнедеятельности заметно расширяется
: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом , много времени отводят играм, развлечениям.
В подавляюще большинстве подростки относятся к учёбе равнодушно. Их успеваемость в средних классах обычно снижается
Слайд 5Старшеклассники
Им свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их
профессиональных намерений.
« Неуд.», полученный по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов будет меньше волновать , чем
«Неуд.» по интересующему предмету.
Слайд 6Кроме того отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких,
как мотивация взаимоотношения с учителями, воспитателями, учащимися, характера самооценки и другое.
Слайд 7 Психологические причины
неуспеваемости
1 группа
Недостатки познавательной деятельности
(анализируя причины 1 группы говорим о том, когда ученик плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия)
2 группа
Недостатки в развитии мотивационной сферы.
- Выделим 3 психологические причины:
1) несформированность приёмов учебной деятельности;
2) недостатки развития психологических процессов, главным образом мыслительной сферы ребёнка;
3) неадекватное использование ребёнком своих индивидуально - типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Слайд 8 Дети с несформированностью приемов учебной деятельности не умеют по-
настоящему учиться.
Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приёмами ( счёт в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения) можно выполнять разными способами. Правда не все они будут правильными и одинаково эффективными ( это и заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности и др.)
Между тем, чтобы усвоить прочитанное, нужно применить рациональные приёмы смысловой обработки, как группировка материала, выделение опорных пунктов, составление плана, тезисов, логической схемы прочитанного, формирование главной мысли и др.
Слайд 9Эти приёмы вместе с многократным прочитыванием текстов приведут к следующему:
1-ое чтение
- служит для общего ознакомления с содержанием текста
2-ое чтение
- возможно разбить с помощью небольших пауз на отдельные, логически связанные между собой отрывки
3-ье чтение
- можно заставить ученика выделить в каждом отрывке основную мысль, а после чтения проговорить эти основные положения в виде логической схемы прочитанного
Слайд 10 Очевидно, что не всех учащихся можно обучить одинаково легко.
Это связано с разными учебными способностями учащихся, их обучаемостью. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения.
Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления ( а не П и В) , являются психологической причиной неуспеваемости.
Слабоуспевающие легко запоминают слова, числа, тексты , доступные по содержанию, жизненному опыту, а более сложные, где нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления – затрудняются.
Слайд 11 Ребёнок с конкретным, наглядным мышлением; со слабо развитой речью
, не умеющий абстрагировать и обобщать; не отличающий общее понятие от частных; не выделяющий существенные признаки, не устанавливающий причинно-следственные связи; затрудняющийся при смене стратегии, гипотезы, при пересмотре привычных, шаблонных способов работы показывает негибкость мышления.
Неумение и нежелание активно мыслить- отличительная черта слабой успеваемости детей, они интеллектуально пассивны. Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения , когда ребёнок не прошел в течение жизни до школы определённый путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.
Слайд 12 Известно, что мыслительный процесс состоит из ряда операций: абстрагирование,
обобщение, анализ, классификация, сравнение. Чтобы ученик активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить; то есть формировать интеллектуальные умения.
Единицей мыслительной деятельности является понятие. Научить подростка анализу понятий- значит существенно продвинуть его умственное развитие.
Слайд 13 Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу
и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека.
Этот факт следует особо подчеркнуть, так как он означает, что нельзя не считаться с индивидуальными – типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом процессе.
Выделим силу и подвижность нервной системы:
Сила НС характеризует её выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям.
Слабость НС человека- наоборот, высокой чувствительностью; неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям.
Подвижность НС – определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов- возбуждения и торможения.
Подвижной НС противостоит инертная. Человека с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов.
Из этой информации понятно, кому обучаться труднее???
Слайд 14 Хотя успех или неуспех в учёбе может быть объяснён
не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформировались индивидуальные приёмы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальными проявлениями типологических свойств - с другой. Кроме того, немалое значение приобретают особенности организации учебного процесса, зависящие от учителя.
Педагог, ориентируясь на индивидуальные психологические особенности учащихся, строит обучение с учетом этих особенностей и работает, принимая во внимание разные типы учеников, тем самым осуществляет индивидуально – дифференцированный подход.
Индивидуализация обучения проявляется и в выборе и применении отдельных методов и приёмов обучения, при дозировке домашнего задания, определения вариантов классных и контрольных работ( по степени их трудности). Может сочетать фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с учениками, учитывая степень их подготовленности, индивидуальные склонности, интересы и способности, индивидуально-типологические особенности и некоторые черты личности. Используя при этом ещё полезные для слабых и инертных детей правила и приёмы работы.
Если детям начальной школы нужна активная помощь в формировании индивидуального стиля учебной деятельности, отрабатывании специальных компенсаторных приёмов, то учащимся средних и старших классов- помощь в ясном осознании и адекватной оценке своих индивидуальных особенностей, их преимуществ и недостатков.
Слайд 15И последнее...
Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной
деятельности может стать ведущей причиной его слабой успеваемости.
У учащихся, помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов, могут действовать мотивы «Избегания неприятностей» и т.д.
В ходе индивидуального и возрастного развития изменяется и структура мотивации. Чтобы у ребёнка не погасло положительное отношение к школе, необходимо уже в младших классов формировать собственно учебные интересы. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха важно уже потому, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость. Для этого рекомендуется ставить перед учеником посильные и выполнимые им задачи, так как они соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития. Вычленить успешные сферы деятельности, где он может проявить инициативу и заслужить признание в школе , изменив к себе отношение педагогов, учащихся в лучшую сторону.
Слайд 16Полезно фиксировать, отмечать малейшие удачи ребёнка в учебной деятельности. Тренировать волю
ребёнка, заставлять его доводить начатое дело до конца. Обязательно обратить внимание на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика.
Слайд 17Основная причина дефектов познавательных интересов заключается в отсутствии необходимого минимума систематических
знаний в какой - либо области, что является основой для развития устойчивого и постоянного интереса( через чтение, познавательно - развивающей литературы, целевые экскурсии, занимательные мероприятия и участие в них воспитанников).
Слайд 18Работа на основе наблюдений, изучения документации и литературы, продуктов деятельности, исследований
и связи с учителями.
Слайд 19 Литература:
Л.С. Славина « Трудные дети»
М: Издательство « Институт практической психологии» Воронеж НПО « МАДЕК» , 1998год.
«Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет» / Под редакцией И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова М: Педагогика, 1998год.
З.И. Калмыкова « Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога» / М: Знания 1982год.
Н.П.Локалова « Слабоуспевающий школьник : психологическое изучение и коррекционная работа»/ Начальная школа; 1992 год №11-12