Слайд 1«Личность и общество.»
Занятие №2
Выполнила: Кишова А.Г.
Слайд 2Цель занятия: Изучить социально-психологические аспекты социализации и социально-психологические характеристики группы.
Студент должен
знать:
Ознакомить студентов с процессом социализации;
Рассмотреть источники социализации, стадии социализации;
Рассмотреть этапы и процессы жизненного цикла;
Изучить классификацию групп, признаки социальной группы.
Студент должен уметь:
Определять социально-психологические факторы социализации личности;
Определять основные признаки социальной группы.
Слайд 3План занятия.
Понятие социализации личности и ее фазы.
Источники социализации.
Теории развития личности.
Этапы жизненного
цикла: десоциализация и ресоциализация.
Понятие группы и их классификация.
Основные признаки социальной группы.
Слайд 6Социализация – это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней,
в широком – исторический процесс, филогенез.
ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Слайд 7Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических
установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Слайд 8Социализация
Процесс социализации включает в себя две фазы:
Социальная адаптация
Это приспособление индивида
к
социально-экономическим условиям
к ролевым функциям, социальным нормам
к социальным группам и организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.
Интериоризация
Это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.
Слайд 9Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую
социальную ситуацию.
Социализация осуществляется в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Начинается социализация личности в семье и продолжается в школе, вузе, на производстве. Социализация личности – процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.
Слайд 10Источники социализации личности:
Опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных
форм поведения.
Социальные институты – системы воспитания, обучения и образования.
Взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.
Слайд 12В социологии выделяются два уровня социализации:
уровень первичной социализации
уровень вторичной социализации
Слайд 13Таким образом, социализация это двусторонний процесс.
С одной стороны, он состоит в
передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – их усвоение индивидом, интериоризацию.
Под интериоризацией понимается переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при которых они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию.
Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, с другой – отношением индивида ко всему этому.
Слайд 14Социальные институты.
Сила влияния социальных институтов на личность зависит и от их
авторитетности – референтности, предпочтение обычно отдается семье. Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.
Слайд 15Сущность процесса социализации личности:
Усвоение социального опыта,
Преобразование его в собственные ценности, установки,
ориентации,
Воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.
Слайд 17Главным критерием социализированности личности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин
мира; адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; социальная идентичность.
Осознав себя как целостную личность, определив свое место в обществе и направленность жизненного пути (потребности, интересы, идеалы, т.е. судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает то неповторимое, несводимое к отдельным качествам своеобразие, достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любого другого человека, выделить его среди прочих.
Слайд 18Жизненные циклы – это важнейшие вехи в биографии человека,
которые могут рассматриваться
качественными этапами становления социального «Я» – дошкольный период, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба(семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), выход на пенсию.
Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.
Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.
Асоциализация означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Слайд 19Под группой понимается реально существующая общность людей, объединенных каким-то общим признаком,
разновидностью совместной деятельности или помещенных в какие-то идентичные условия и определенным образом осознающих свою принадлежность к этому образованию.
Классификация групп.
По размеру (большие, средние, малые, микрогруппы);
По организованности (организованные и неорганизованные);
По общественному статусу (формальные и неформальные).
По уровню развития (слаборазвитые, высокоразвитые).
По значимости (референтные, нереферентные).
По непосредственности отношений ( реальные, первичные, условные, вторичные).
Группа как социально-психологический феномен.
Слайд 20Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот
или иной образ жизни.
На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.
В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.
В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.
Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Слайд 21Е.В. Андриенко выделяет следующие основные признаки социальной группы:
Наличие интегральных психологических характеристик,
таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, которые формируются с возникновением и развитием группы.
Существование основных параметров группы как единого целого: композиция, структура, групповые процессы.
Способность индивидов к согласованным действиям.
Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом.
Установление определенных отношений между ее членами.
Слайд 22По количеству людей, являющихся членами группы выделяют:
Микрогруппы – два или
три человека.
Малые группы – немногочисленные общности людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии.
Средние группы – относительно многочисленные общности людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.
Большие группы – многочисленные общности людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.