Слайд 1Примерные вопросы для итоговой аттестации
Как связаны цель и задачи?
Как соотносятся задания
и деятельность обучающихся?
Какая деятельность обучающихся обеспечивает достижение планируемых результатов?
На решение какой задачи урока направлено задание?
Какой компонент задания проверяется и оценивается?
Слайд 2Инструкция
по выполнению итоговой работы (Горксэ 2 Г)
Найдите свою фамилию и создайте
еще 3 слайда.
Разместите на них информацию по фрагменту урока.
Ознакомьтесь с материалами коллег.
Слайд 4Цель и Задачи
Цель: сформировать у учащихся понимание взаимосвязи мыслей, слов и
поступков.
Задачи:
уточнить понятия: «мысли», «поступки», «бранные слова», «красноречие», «пустословие», «многословие»;
подвести учащихся к пониманию связи мыслей и поступков через обсуждение притчи (рассказа);
решить конкретные коммуникативные задачи или провести обсуждение поговорок, пословиц, высказываний для развития чувства ответственности за свои мысли, слова и поступки.
Слайд 5Задание для учеников
Время выполнения задания 5 минут.
Прочтите высказывание Л.Н. Толстого:
«Зерно невидимо
в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни»
Обсудите это высказывание в парах по трём вопросам:
Как ты понял данное высказывание?
Согласен ли ты с ним?
Приведи пример(ы), когда плохая мысль привела к плохому поступку или когда хорошая мысль привела к хорошему поступку. При ответе на этот вопрос можно использовать свой жизненный опыт.
Слайд 6Критерии оценивания
После обсуждения для взаимооценки поставь соответствующий символ в тетрадь одноклассника
и для самооценки - в свою тетрадь (через черту рядом с оценкой, которую тебе поставил одноклассник).
Слайд 7Деятельность учащихся
читают задание;
определяют, что им предстоит сделать, что обсудить;
обсуждают задание
в парах;
высказывают свои мысли, опираясь на знания или на свой жизненный опыт;
оценивают свою работу и работу одноклассника, по предложенным критериям;
Планируемые результаты
Умение работать в парах, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассника, вести конструктивный диалог;
Умение оценивать работу друг друга, используя предложенные критерии;
Умение регламентировать свою работу и планировать деятельность.
Слайд 8Касаткина Светлана Геннадьевна
Золотое правило нравственности
Тема урока: “Золотое правило нравственности”
4 класс
Основные понятия:
этика, мораль, нравственность, добро и зло, дружба.
Слайд 9Цель: познакомить обучающихся с золотым правилом нравственности, как условием оценивания собственного
поведения.
Задачи:
1. познакомиться с формулировкой золотого правила нравственности;
2. составить алгоритм применения золотого правила нравственности в жизненных ситуациях;
3. давать оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Слайд 10Задание для учащихся:
I.Какие из пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
1. Чего
в другом не любишь, того и сам не делай. 2. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь. 4.. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
5. Как аукнется, так и откликнется.. 6. Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
7. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
II. Аргументируй свою точку зрения, приводя примеры из повседневной жизни, художественной литературы.
III. Продолжите предложение:
Следовать золотому правилу нравственности – значит _______________________________________.
Критерии оценивания:
За правильный выбор каждой пословицы – 1 балл. Не менее двух аргументов – 1 балл. Раскрыта суть понятия “золотое правило нравственности” - 1 балл.
Слайд 11Деятельность учеников: , выбирают пословицы,аргументируют собственную позицию, участвуют в обсуждении, выражают
собственное мнение, раскрывают смысл золотого правила нравственности.
Планируемые результаты:
1. Умение применять золотое правило нравственности.
2. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, излагать собственное мнение.
3. Выражать суть “золотого правила нравственности”.
Слайд 12 Кожевникова Людмила Владимировна
Тема урока:
“Нравственные идеалы”
Основные понятия: богатырь, былина, нравственный, идеал.
Слайд 13 Кожевникова Людмила Владимировна
Тема урока:
“Нравственные идеалы”
Основные понятия: богатырь, былина, нравственный, идеал.
Слайд 14Цель урока: сформировать понятие о нравственном идеале.
Задачи: дать представление о нравственном
идеале, формировать умения анализировать художественные произведения изобразительного искусства, воспитывать через материал урока эстетическое восприятие мира, культуру поведения в различных жизненных ситуациях.
Задания для учащихся
1. Выполнить задание (в группах) : создать синквейн на тему «Богатырь».
Слово-тема синквейна(существительное).
Два определения(прилагательных)
Три действия(глагола).
Связное предложение по теме синквейна.
Слово-синоним темы(существительное).
Критерии оценивания:
Содержание (соответствие правилам написания синквейнов) -1 балл
Соответствие тематике -1 балл
Слайд 16Деятельность учеников.
Работая в группах выполняют задание, участвуют в обсуждении, аргументируют свое
мнение.
Планируемые результаты:
1. Уметь строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
2. Развитие творческих способностей.
3. Осуществление самоконтроля при выполнении заданий.
4. Участвовать в коллективном обсуждении.
5. Сохранять доброжелательное отношение в ситуации конфликта интересов.
Слайд 17Цель урока:
формирование у учащихся представлений об образце нравственности
Задачи:
- развитие представлений
младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-на учится различать поступки хорошие и плохие;
-развивать стремление к нравственному совершенствованию.
Слайд 18Комарова Марина Александровна
Тема урок:
“Нравственные законы в современном мире”
Основные понятия, изучаемые на
уроке:образец нравственности, бескорыстие, нравственные законы.
Слайд 19Задание для учащихся
Приведите примеры высоконравственного поведения, нравственных поступков людей, которые
вас окружают, используйте также художественную литературу, поговорите об этом с вашими родителями.Обоснуйте свои примеры.
Критерии оценивания:
-За каждый полный аргументированный пример, подкрепленный примером из художественной литературы- 3 балла;
-За каждый полный аргументированный пример-2 балла;
-За каждый приведенный пример- 1 балл.
Слайд 20Деятельность учеников: рассказывают,обсуждают,,выбираю,выражают свои эмоции догадываются,оценивают,адекватно реагируют.
Планируемые результаты:
Предметные
Усвоение понятий «образец нравственности»,
Красный крест, Орден милосердия.
Метапредметные
П. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
К. Умение задавать вопросы.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные
Развитие этических чувств как результата морального поведения.
Учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. Знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение.
Слайд 21Крейк Галина Генриховна
Тема урока:
“Простые школьные и домашние правила этикета”
4 класс
Основные понятия:этикет,
правила поведения, мораль, поступок, предупредительность, внимательность, воспитанность.
Слайд 22Цель:расширять знания о понятии «этикет» и его содержании; углубить и разнообразить
сферу применения правил этикета в повседневной жизни
Задачи:
1.Актуализировать ранее полученные знания о этикете;
2.Узнать новые правила школьного и домашнего этикета;
3.Решить задачу на применение правил этикета
Слайд 23Задание для учащихся (работа с раздаточным материалом)
Выполни практические и творческие задания,
отвечая на поставленные вопросы самостоятельно.
1.Ты вошел в раздевалку. Там толпится много ребят, рядом с тобой девочка, и ее все отталкивают. Как ты поступишь?
2.Утро. Ты входишь в свой класс. В классе уже находится несколько твоих товарищей. Что ты сделаешь в первую очередь?
3.На перемене ты случайно толкнул одноклассника. Как ты поступишь?
4.В буфете на общем блюде лежат пирожки. Каждый хочет взять пирожок как можно быстрее. А как ты будешь себя вести?
5.Утром по коридору навстречу тебе идёт твоя учительница и учительница другого класса. С кем ты поздороваешься?
6.Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться ещё?
7.Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь? Обоснуй свое поведение.
Сравни и оцени свои ответы с эталоном (учебник с.38-39)
за каждый правильный ответ - 1 балл
за выполнение заданий №6 и №7 с обоснованием дополнительно + 1 балл
Максимальное количество баллов - 9
Слайд 24Деятельность учеников: выполняют практическую работу, работают с текстом учебника, сравнивают с
эталоном, оценивают свою работу
Планируемые результаты задания:
Знать правила школьного этикета.
Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.
Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию.
Владеть общими способами решения конкретных учебных задач.
Формировать положительное отношение к учению.
Слайд 25Кульниязова Альмира Нуржановна
Тема урока:
Красота этикета
Основные понятия: этикет, правила поведения, воспитанность, красота, манеры.
Персоналии: Людовик XIV, Петр I.
Слайд 26Цель и задачи урока
Цель: познакомиться с понятием “этикет” и “формы этикета”.
Сформировать представление о красоте этикета.
Задачи:
Раскрыть понятия: этикет, правила поведения, воспитанность, красота, манеры,
Рассмотреть “формы этикета” в различных сферах деятельности человека.
Соотнести “формы этикета” с понятием “красота”. Выявить их взаимообусловленность.
Слайд 27Задание для учеников:
Разбиться на группы по 5 человек. Получить карточку
с заданием. Обсудить и составить 10 правил этикета в соответствии с полученным заданием. Ответь на вопрос в конце задания: “в чем вы видите красоту этикета?”. Сформулировать краткий устный ответ к вопросу, в виде двух аргументов, в ходе совместного обсуждения. Приготовиться к выступлению перед другими группами. Время на выполнение задания 10 минут.
1 группа:составить 10 правил поведения в автобусе;
2 группа:составить 10 правил поведения за столом;
3 группа: составить 10 правил гостеприимства;
4 группа: составить 10 правил речевого этикета;
5 группа:составить 10 правил этикета в одежде.
Оценивание задания:
1. Составили все 10 правил - 3 балла. (7-9 правил 2б; менее 7 правил -1б).
2. Ответили на заключительный вопрос, логично изложили содержание своего ответа на задание - 2 балла.
3. Самостоятельно делают необходимые уточнения и дополнения при выступлении перед другими группами - 2 балла.
4. Активное участие в обсуждении и оценивании выступлений других групп - 2 балла.
Слайд 28Деятельность учеников: работая в группе, выполняют задание, вступают в диалог, участвуют
в обсуждении, аргументируют свое мнение, принимают согласованное решение, готовятся к выступлению перед другими группами. Разделяют ответственность за конечный результат.
Планируемые результаты:
Обобщить и расширить знания о правилах этикета.
Учиться работать в группе.
Формировать умение и готовность слушать, вести диалог, высказывать суждение.
Слайд 30Курильчик Светлана Николаевна
Премудрости этикета
Праздничный этикет.
Основные понятия: этикет, виды этикета, праздничный этикет,
нормы поведения, воспитанность.
Слайд 31Цель и задачи урока
Цель учеников:
Знать праздничный этикет и выражать свое
отношение к нему.
Задачи для учеников:
Вспомнить имеющиеся знания о правилах культурного поведения.
Раскрыть понятия: “этикет”, “виды этикета”, “праздничный этикет”.
Выполнить групповое задание по обсуждению жизненной ситуации и формулированию правил этикета для нее.
Слайд 32Задание для учеников
Обсудите в группах жизненную ситуацию:
1) выразите свое отношение
к поведению главной героини ситуации, 2) составьте и запишите правила этикета, которые нужно соблюдать при приеме гостей в День рождения, относящиеся к данной ситуации, 3) сравните свой результат с Предложенными правилами, 4) защитите свою работу.
Ситуация «День рождения».
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.
– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее. Учитель. Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны.
Слайд 33Самопроверка по предложенным учителем правилам этикета
Правила встречи гостей в День рождения
Слайд 34Оценивание.
Самооценка группой своей работы.
Самооценка ответа - полученного результата (защита работы).
Высказано отношение
к поведению главного персонажа ситуации - 1 балл.
Сформулировано не менее 3 правил - 1 балл.
Сформулированные правила совпадают по смыслу с Предложенными правилами - 2 балла.
Раскрыта суть правил - 2 балла.
Отмечена важность их соблюдения - 2 балла.
Ответ громкий, последовательный, выразительный - 1 балл.
Дана оценка работы группы по предложенным критериям - 1 балла.
Самооценка совместной деятельности.
Работали без конфликтов - 1 балл.
Говорили по очереди, не перебивали друг друга - 2 балл.
Обязанности распределили - 1 балл, распределили равномерно - 1 балл.
Каждый выполнил свою работу (в том числе с помощью группы) - 1 балл.
Слайд 35Деятельность учеников:
Работа в группе:
знакомятся с жизненной ситуацией, обсуждают ее, формулируют правила
этикета к ней, защищают результат проделанной работы.
Планируемые результаты задания:
1.Рассказывает правила этикета в соответствии с жизненной ситуацией. объясняет их суть.
2.Высказывает ценностное отношение к соблюдению этикета.
3.Умеет работать в группе: работает в соответствии с определенной ролью по плану; слушает участника работы., принимает его позицию; говорит и аргументирует свое мнение связно и понятно; имеет возможность контролировать. оценивать работу партнеров и оказывать им помощь.
Слайд 36Лизунова Светлана Александровна
Тема урока:
Род и семья – исток
нравственных отношений
Понятия: род,
семья, фамилия, родословная,родословное древо, исток, родовой герб.
Персонали: А.С. Пушкин, П.И. Багратион
Слайд 37Цель урока: узнать о роде и семье как истоке нравственных отношений
Задачи
урока:
Познакомить с понятиями род и семья
Исследовать нравственные отношения, которые есть в семье
Составить список нравственных отношений своей семьи
Развивать интерес к истории своей семьи
Воспитывать ответственное отношение к выполнению обязанностей в семье
Слайд 38Задание для учащихся:
1. Обсудите в группе, какие обязанности в семье вы
выполняете.
2.Выберите и покажите в виде пантомимы одну из обязанностей в семье своим одноклассникам.
3.Посмотрите на пантомимы других групп-семей и назовите обязанность.
4. Заполните “Лист оценивания”
Оценка выполнения задания
Слайд 39Деятельность учащихся :
рассказывают
обсуждают
выбирают
договариваются
показывают
смотрят
выражают свои эмоции
догадываются
называют
оценивают
записывают
адекватно реагируют
Планируемые результаты:
Личностные
1.формирование уважительного отношения к иному
мнению
2.развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Метапредметные
1.освоение способов решения проблем творческого характера
2.готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3.определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные
1.знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
Николаевна
Тема урока:
Семейные праздники.
Понятия: род, семья,фамилия, родословная, традиции.
Слайд 41Цель урока: расширение представлений учащихся о семейных традициях и их значении
для человека.
Задачи урока:
Расширить представления детей о семейных традициях
Развивать интерес к истории своей семьи
Продолжить формирование этических понятий: любовь, забота, уважение к родителям
Создать групповой коллаж на определенную семейную традицию
Слайд 42Задание для учеников: создать коллаж об одной из семейных традиций (групповая
работа)
Распределить роли в группе.
Взять файл с рисунками той традиции, о которой вы составляете коллаж.
Написать традицию и составить коллаж
Представить свою работу
Критерии оценивания выступления
соответствие теме - 1 балл
доступность изложения - 1 балл
выразительность - 1 балл
эмоциональность - 1 балл
умение отвечать на вопросы - 1 балл
Слайд 43Деятельность учеников: распределение ролей, составление коллажа и представление своей работы.
Планируемые результаты
задания:
Предметные: углубление знаний о семейных традициях
Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные: выполнять различные роли в группе, сотрудничать, слушать и понимать других.
Личностные: формирование позитивной и адекватной самооценки, уважительного отношения к своей семье.
Слайд 44 Максим Татьяна Анатольевна
Тема
урока:
Мой класс – мои друзья
Основные понятия: дружба,помощь, поддержка, участие.
Слайд 45Цель урока: формировать у учащихся представление о дружбе как основы классного
коллектива
Задачи урока:
1.Актуализировать знания детей о понятиях дружба, дружеские отношения, классный коллектив
2. Через чтение и обсуждение рассказа Л.Толстого “Два товарища” показать нюансы дружеских отношений
3.Составить правила дружеских отношений
Слайд 46Задание для учащихся: из предложенных правил выбери 10, которые соответствуют дружеским
отношениям. Сравни свою работу с эталоном.
Критерии оценивания
За каждое верно выбранное правило -1 балл
Максимальное количество баллов -10.
Слайд 47Деятельность учеников:
распределяют роли в группе, выслушивают мнение каждого участника группы,
определяют верные правила, представляют результат работы
Планируемые результаты:
1.Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
2. Развитие умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга)
3. Развитие умения работать в коллективе
4. Развитие умения работать по предложенным инструкциям
Маняк Людмила Николаевна
Тема урока:
Премудрости этикета
Основные понятия:этикет, правила поведения, внимательность, воспитанность, виды этикета.
Слайд 49Цель урока: познакомить детей с первичным представлением об этикете; объяснить, что
такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета.
Задачи урока:
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации;
формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
обобщить и расширить знания о правилах этикета;
развивать этические чувства как регулятор морального поведения.
Слайд 50Задание:(работа по группам, создание альбома “Этикет”)
Расскажите друг другу о выборе одежды:
Назовите
главное правило при выборе одежды.
Приведите примеры соответствия одежды и ситуации.
2. Определите, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, доп.материал, собственные наблюдения. (Названия одежды наклеиваем на листок с названием места посещения.
3. План вашей работы:
-внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
-выберите выступающего(можно выступать всей группой).
-выступите.
- после выступления ответьте на вопросы.
-время выполнение задания - 10 минут(задание является частью оценивания, которое проводиться в течении урока по карте самооценивания и взаимооценивания)
Слайд 51Деятельность учеников: работа в группе, беседа, участие в обсуждении, самостоятельная работа
с исции, практическая работа с раздаточным материалом, представление результата работы.
точниками информа
Планируемые результаты:
Л: развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения;развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Р: осознавать учебную задачу, принимать её, стремиться к успешному её решению; планировать свои действия и выполнять их в соответствии с предложенным планом.
П: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; осознание в применении правил этикета
К: организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, высказывать свою точку зрения и учиться принимать другую точку зрения.
Слайд 52Мухина Татьяна Евгеньевна
Тема урока:
“Чистый ручеек нашей речи”
4 класс
Основные понятия: речь, этикет,
речевой этикет, тон речи (это мелодия речи) - доброжелательный, дружеский, спокойный
Слайд 53Цель урока: дать понять, что культура речи – составная часть общей
культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя;
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
Продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;
Сформировать понятие о правилах эффективного общения;
Слайд 54Задание (выдаются карточки с напечатанными репликами): прочтите реплики литературных персонажей, передавая
душевное состояние героя, отмеченного автором.
Реплика 1.
«И она еще спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» - кричала и даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро)
Реплика 2.
«Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский).
Оценка задания: 1. Оцените свою работу смайликом, смогли ли вы, передать душевное состояние, прочитать с нужной интонацией данные реплики.
2. Оцените работу соседа смайликом, получилось ли у него, прочитать реплики, в соответствии с заданием?
Слайд 55Деятельность учеников: чтение реплик, стараясь передать состояние, интонацию литературного персонажа
Планируемые результаты
задания:
Метапредметные результаты:
Познавательные : Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.
Коммуникативные : Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, приводя аргументы.
Предметные результаты:
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Слайд 56 Овчинникова Марина Игоревна
Тема урока
“Жизнь священна”
4 класс
Понятия: жизнь человека, духовность, единые общечеловеческие ценности.
Слайд 57
Цель:
-дать представление о понятиях: жизнь человека, духовность, единые общечеловеческие ценности.
Задачи:
структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Слайд 58Д/З:уч. с.82-85; найдите и запишите изречения народной мудрости о значимости и
полезности жизни, используя различные источники информации.
Оценивание задания :
свою работу оцените “ Светофорчиком”:
-быстро справился с заданием
-возникли небольшие трудности
-не совсем справился с заданием, нужно ещё поработать.
Слайд 59Планируемые результаты
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
Предметные:осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий, аргументированно обосновывать свою точку зрения, осуществлять запись(фиксацию)выборочной информации в том числе с помощью инструментов ИКТ.
Деятельность ученика: чтение статьи учебника с.82-85, работа с дополнительной литературой(высказывания мыслителей, словари Ожегова, Ушакова, Народные пословицы, поговорки,Интернет), сделать запись в тетради или оформить на отдельном листе в виде компьютерной графики.
Слайд 60Рейншмит Елена Иматовна
“Доброте сопутствует терпение”
Основные понятия: доброта, терпение, терпимость
Слайд 61Цель урока
•помочь учащимся осознать чувство доброты, как одно из морально
– этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «доброта» и «терпение»
Задачи:
• показать закономерность сочетания доброты и терпения;
•учить соотносить свои представления с опытом поведения других людей;
•раскрыть суть понятий терпение, терпимость
Задание
Работа в группах ( у каждой группы своя иллюстрация)
Угадать героев сказки, охарактеризовать поведение, достоинства героя выбранной сказки, направленное на проявление терпения и терпимости во имя кого-то
Слайд 64Оценивание
(Данное задание может являться только лишь частью оценки, а в
конце урока дети будут добавлять лучики солнышку) Посмотрите на наше солнышко, ему не хватает лучиков, которые появятся если мы правильно выполним задание. За каждый правильный ответ у солнышка появится ещё один лучик. В итоге получится очень яркое солнышко с многочисленными лучиками.
Слайд 65Деятельность учащихся.
Каждая группа характеризует поведение , достоинства героя выбранной сказки,
направленное на проявление терпения, выдержки во имя кого-то.
Планируемые результаты
Предметные:
• знать содержание понятий терпение, терпимость;
• приводить примеры доброты, терпения и терпимости;
• знать правила нравственного поведения в обществе
Метапредметные:
• осознавать и формировать мотивы своей познавательной деятельности;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить собственные способы её решения;
• устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
• формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Личностные:
• соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения;
• быть готовыми вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.
Слайд 66 Романцова Марина Петровна
Тема урока:
”В тебе рождается патриот и гражданин”
4 класс
Основные понятия урока:
Патриотизм, Патриот, Гражданин, Гражданственность,Гражданский долг
Слайд 67ЦЕЛЬ: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина
ЗАДАЧИ:
1.
Познакомить учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина»; дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных исторических фактов.
2. Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности, умение вести диалог, работать в паре
и коллективе.
3. Воспитывать интерес к изучению истории страны,чувство,патриотизма,гражданственности, долга гражданина, гордости за свою Родину.
Слайд 68Задание для учащихся:
Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)
Учитель раздаёт информационные карточки,
на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология.
Оценка задания:
Оценка задания:(лист самооценки)
задание выполнено верно (самостоятельно) -3 балла
в задании допущено 2 ошибки -2 балла
более 2 ошибок - 1 балл
Слайд 69Деятельность ученика:
Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию
с проверкой по эталону.
Планируемые результаты задания:
Предметные:
-умение объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий “патриат”, “патриотизм”
Метапредметные:
- умение осознанно строить речевое высказывание;
Регулятивные:
-умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Личностные:
-умение адекватно оценивать работу другого учащегося.
Наталья Валерьевна
Тема: Действия с приставкой «со»
Понятия: «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «соболезнование», «соучастие».
Слайд 71Цель: формирование у учащихся понятие «доброта» через слова с приставкой «со»:
«сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «соболезнование», «соучастие».
Задачи:
определение учащимися значения и связи слов «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «соболезнование», «соучастие».
развитие мышления, связной речи.
приобретение учащимися опыта поиска средств исправления своей вины делом.
Слайд 72 Задание для детей
Работа в парах. Детям раздаются листочки с напечатанными
рассказами. Учащиеся в парах читают рассказ, обсуждают его вместе. Кто-то один из пары читает рассказ перед классом и анализирует его: высказывает своё мнение, – какие качества из изучаемых на уроке проявили (не проявили) герои рассказа.
Детские произведения для работы в парах:
Осеева В. «Три товарища»
Осеева В. «Просто старушка».
Осеева В. «До первого дождя».
Пермяк Е. «Самое страшное».
Донникова В. «Канавка».
Шим Э. «Брат и младшая сестра».
Выслушав ответы других групп оцените выполнения задания по критериям:
2 балла- правильно назвали качество и аргументировали;
1 балл- правильно назвали, но не аргументировали;
0 баллов-неправильно назвали качество.
Слайд 73Планируемые результаты
Личностные:
- воспитывать стремление совершать добрые дела;
- формировать умение поступать согласно
чувству долга и совести;
- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы. Понимать и принимать чужую точку зрения.
Метапредметные:
- познавательные: извлекать информацию из текстов произведений, ориентироваться в выборе своих действий в общественно значимых ситуациях.
- регулятивные: развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы; учиться отвечать за свой выбор, свои решения.
- коммуникативные: формировать у учащихся культуру общения (слушать и понимать других; доказывать и отстаивать свою точку зрения).
3. Предметные:
- анализировать понятия «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «соболезнование», «соучастие», взаимосвязь этих понятий в жизни;
- учить объяснять понятия «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «соболезнование», «соучастие» и зачем они необходимы людям.
Михайловна
Тема урока
Милосердие – закон жизни
Понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, благотворительность, любовь к окружающим.
Слайд 75Цель урока.
Формирование ценности милосердия, как основы отношений между людьми.
Задачи.
1. Объяснять понятие
милосердие.
2. Анализировать жизненные ситуации.
3. Принять участие в обсуждении и высказать свое мнение.
Слайд 76Прочитайте притчу, в группе обсудите и запишите как вы понимаете термин
«милосердие». Зачитайте свое определение перед классом. Сравните его с определением данным в учебнике. Оцените работу своей группы, занесите оценку в маршрутный лист.
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе. — Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то скорее всего погибнут, - ответил малыш, не прерывая своего занятия. — Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями? Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес: — Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
маршрутный лист
0 0- нет определения
1 - определение дано частично
2 - определение дано полностью
Деятельность : читают, в группе обсуждают, формулируют определение, записывают в тетрадь, зачитывают перед классом, сравнивают, оценивают свою работу.
Планируемые результаты
Предметные: Знать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.
Личностные: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Метапредметные: Овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний
Слайд 78Синяков Константин Юрьевич
Тема урока:
Ростки нравственного опыта поведения
Понятия урока: Нравственность, нравственное поведение, опыт, плохие поступки, добрые поступки, любовь, уважение, сочувствие, взаимовыручка, взаимопомощь
Слайд 79 Цель урока: узнать, как появляется и развивается опыт нравственного поведения
Задачи
урока:
1. порассуждать, что такое нравственное поведение;
2.через совместную работу с одноклассниками прийти к пониманию, как появляется и развивается опыт нравственного поведения;
3.Сделать выводы и оценить свою деятельность.
Слайд 80Задание для учеников:
Вспомни, какие добрые поступки ты совершал. Считаешь ли ты
себя добрым? Аргументируй свой ответ.
Критерии оценивания:
За каждый добрый поступок ( 2 ) - 1 балл; ответ на вопрос - 1 балл, за каждый аргумент (2) - 1 балл. Для зачёта необходимо набрать 3 балла.
Слайд 81Деятельность учеников: Выполняют задание, аргументируют своё мнение
Планируемые результаты задания:
предметные: осознание
детьми, что такое добро, добрые поступки;
личностные: развитие умения оценивать свои поступки с точки зрения нравственности;
Метапредметные: развитие способности аргументировать своё мнение.
Слайд 82Смоляк Раса Федоровна
“С чего начинается Родина”
Основные понятия:
Россия, Родина, патриот, Отечество,
столица, президент, государственные символы, культурные традиции.
Слайд 83Цель урока:
расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека
Задачи урока:
Раскрыть
понятие “Родина”, “Малая Родина”, проанализировать составляющие компоненты понятия,
Дать представление о значимости родного края в истории страны и каждого человека в отдельности
- доказать на конкретных примерах, что наша Родина для школьников начинается со школьного порога, с больших и малых классных дел;
Слайд 84Работа с пословицами (работа в парах)
соедини стрелочками начало и конец
пословиц.
1. Одна у человека мать – не сходи
2. Родная сторона – мать, а наша деревня – рай.
3. Всякому мила дремучий бор.
5. Москва – царство, одна у него и Родина.
6. С родной земли умри того народ презирает.
7. Чужая сторона – своя сторона.
8. Кто Родине изменяет тот истинный герой.
9. Кто за Родину горой, чужая – мачеха.
Оценивание задания:Сравните свои ответы с образцом на слайде и за каждую правильно соединенную пословицу поставьте себе 1 балл (итого 7 баллов).
Слайд 85Деятельность учеников: читают пословицы, собирают пословицы из частей, соединяют линиями части.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты:
Личностные УУД:Личностные качества: аккуратность, собранность.
Регулятивные УУД:Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД: Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза,Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы,
Предметные результаты:формирование целостной картины о Родине, понимание понятий, связанный с Родиной: отечество, Россия, столица, Малая Родина..
Слайд 86Старникова Татьяна Анатольевна
Тема урока:
“Жизнь священна”
Основные понятия урока: ценность, нравственная ценность, высшая нравственная ценность,жизнь, личность, общество, счастье.
Слайд 87Цель: сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности.
Задачи:
Познакомить с понятиями:
ценность, нравственная ценность, высшая нравственная ценность;
создать условия, в которых дети ответят на вопросы: почему нужно любить жизнь, в чем ценность жизни.
развивать умение нести ответственность за жизнь (свою и чужую), за свои поступки.
Слайд 88Задание для учеников: вставь слово
Счастье родителей зависит от _______________________ их
детей
Высшая ценность для человека - это __________________________
Жизнь каждого человека ценна в_______________________________
В процессе жизни человек утверждается как _____________________
Слова для справок: личность, счастье, общество, жизнь.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ - 1 балл
Слайд 89
Деятельность учеников:
Выполняют задание,
Проверяют правильность выполнения задания.
Слайд 90Туктабаев Бикбулат Юсупаевич
Добрым жить на белом свете веселей
Основные понятия:
Добро
Добродеятель
Доброта Вежливость
Отзывчивость Внимание
Забота Зло
Жадность Одиночество
Слайд 91Цель:
Расширение представлений, знаний о понятии «Золотое правило этики», размышление о
том, что радость можно получить, когда творишь добро другим людям.
Задачи:
Продолжить знакомство с золотым правилом этики.
Создать условия для нравственного развития личности (обсуждение литературных героев, поговорить о людях творящих добро).
Слайд 92Задание
Вспомнить литературных героев сказок которых можно назвать добрыми, объяснить почему?
Критерии оценивания:
Умение
найти в литературном герое добро в его характере..
Шкала оценивания:
Не справились с заданием.
Возникли трудности.
Справились с заданием.
Слайд 93Деятельность детей: размышляют, кого они считают добрыми и объясняют почему;
составляют рассказ
о героях, творящих бескорыстное добро.
Планируемые результаты:
- Планировать свою деятельность.
- Анализировать, сравнивать и делать выводы.
Слайд 94Спасибо за внимание и давайте жить дружно!
Слайд 95Фомина Галина Ивановна
тема урока:
“Милосердие - закон жизни”
основные понятия:
сочувствие,сопереживание,сострадание,милосердие,благодарность,милостыня,сестра милосердия.
Слайд 96
цель: сформировать представление у учащихся о том, что милосердие -
важное качество человека.
задачи: -уточнить понятие “милосердие” через обсуждение;
-рассмотреть на примере произведения (притчи) проявление милосердия;
-формировать навыки ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку ;
-воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим.
Слайд 97Задание для учащихся
Послушайте притчу (см. следующий слайд) и подумайте о поступке
этого героя
-Объясните, как вы понимаете слово “милосердие”? Запишите это слово в тетради и выделите в нем корни.
-Прочитайте толкование слова ”милосердие” в словарях.
Обсудите прочитанное, выполните задания и ответьте на вопросы
В чем проявляется милосердие героя в произведении?
Как вы думаете,легко ли стать милосердным?
Каждый ли человек нуждается в милосердии?
Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью?
Вспомните ситуации из своей жизни, когда окружающие вас люди проявляли милосердие.
Верно ли, что милосердие сопровождает нас всю жизнь и стало неотъемлемой частью, т.е.законом жизни?
Оценивание:
Оценочное суждение учителя
Слайд 98Притча
Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который
поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут,- ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
деятельность учеников:
учащиеся читают текст,обсуждают в группе;
отвечают на вопросы;выполняют задания
высказывают отношение к поведению героев.
планируемые результаты:
знать и понимать, что такое милосердие;
уметь видеть чувства другого человека,проявляя внимание, доброжелательность, отзывчивость, понимание;
строить высказывание в устной форме,
уметь осуществлять информационный поиск для выполнения задания, слушать и понимать других.
Слайд 100Цинк Тамара Ивановна
Убеждения
Основные понятия: убеждение, сверхличный; нравственный выбор
Слайд 101Цель урока: формирование первичных представлений о понятии “жизненная позиция” и значении
убеждений в ситуации совершения человеком нравственного выбора
Задачи урока:
объяснение значения убеждений в жизни людей;
развитие представлений о законах человеческого общежития;
совершенствование представлений о нравственном выборе;
совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;
совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию
обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;
Слайд 102Задание для учеников
Чтение текста из учебника “Высказывание академика Д.С.Лихачева”
Прочитайте текст. В
группах обсудите и запишите маркером на листе бумаги, как вы понимаете смысл прилагательного “сверхличный”? Что означает приставка “сверх”?
Представитель каждой группы выходит к доске, прикрепляет лист с мнением группы по вопросу, комментируют его.
Оценивание задания по листу самооценки работы группы
Все ли члены группы принимали участие в работе? (да, все работали одинаково; нет. работал только один; кто-то работал больше, кто-то работал меньше)
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?(работали дружно, ссор не было; работали дружно, спорили. но не ссорились; очень трудно было договариваться, не всегда получалось)
Тебе нравится результат работы группы?( да, все получилось хорошо; нравится, но можно сделать лучше; нет. не нравится)
Оцени свой вклад в работу группы ( почти все сделали без меня; я сделал очень много, без меня работа бы не получилась; я принимал участие в обсуждении)
Слайд 103Деятельность ученика: чтение текста учебника, работа в группах, работа со словарем.
Планируемые
результаты:
Познавательные:извлекать информацию из разных источников; строить речевое высказывание в устной форме
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться о правилах общения и поведения
Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков
Предметные:знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия
Слайд 104Чумаров Сиятин Салимович
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Основные понятия,
изучаемые на уроке:
Природа, как добрая основа жизни.
Значимость природы для человека.
Уважение к живой природе, бережное отношение к ней.
Взаимоотношения человека и природы.
Природа, стыд и совесть, одушевление и одухотворение, взаимосвязь и взаимозависимость.
Слайд 105Цель урока:
раскрытие значения природы в жизни человека, как воспитательный процесс экологической
культуры, доброго отношения к окружающему миру.
Задачи:
способствовать формированию понимания ,что Земля – наш общий дом, человек - часть природы;
развивать учебно- познавательные компетенции, коммуникативное, самостоятельное и оригинальное мышление, готовность к социальному взаимодействию;
воспитывать любовь к природе; учить видеть ее красоту, беречь, охранять, понимать жизнь природы так, чтобы в душе человека открылись волшебные двери к добру и доверию;
способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Слайд 106Деятельность учеников: Составление словаря терминов и понятий, работа в группах, работа
с пословицами, работа с учебником.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека ;
практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил
Слайд 107Якубенко Ольга Юрьевна
Совесть. Долг
Понятия : совесть, долг.
Слайд 108Цель: формирование понятий совесть и долг в жизни человека и общества
Задачи:
актуализировать
знания учащихся о совести и долге;
совершенствовать умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения нравственного выбора;
формировать умение делать выбор согласно своей совести.
Слайд 109Задание для учеников:
1. Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» прилагательное –
эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова
2. Подберите однокоренные слова к слову «ПРИРОДА».
3. Составьте синквейн по теме нашего разговора: Существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное.
Самооценка учащихся по результатам урока.
Критерии оценки:
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
Слайд 110Работа в группах
У вас на партах лежит конверт , в нем
вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку. После завершения работы проверьте свои ответы на слайде и оцените работу своей группы.
Критерии оценивания:
За каждое верно выбранное правило - 1 б.
Максимальное количество баллов - 9.
Сравниваются результаты работы каждой группы.