Слайд 2 Дисграфия — это специфическое
расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Слайд 4 Дисграфия у ребенка может возникнуть в результате: биологических причин
:
поражение головного мозга ребенка,
в результате патологий беременности, родовой травмы плода,
инфекций, которые истощили нервную систему ребенка. Происходят деструктивные изменения в нервной системе ребенка.
Если существует биологическое повреждение головного мозга, то дисграфия сопровождается другими нарушениями: задержкой психического развития, афазией, алалией, умственной отсталостью.
Слайд 61. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения,
опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нет смысла.
Слайд 7 2. Акустическая форма дисграфии
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически
близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
Слайд 83. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для этой формы дисграфии
наиболее характерны следующие ошибки:
• пропуски букв и слогов;
• перестановка букв и (или) слогов;
• недописывание слов;
• написание лишних букв в
• повторение букв и (или) слогов;
• контоминация - в одном слове слоги разных слов;
• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
Слайд 9 4. Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично,
т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»)
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Слайд 105. Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и
зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Слайд 11 В соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной
Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России был разработан Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся.
Примечание: Дисграфические ошибки учитываются в совокупности с орфографическими и пунктуационными с учетом «Норм оценки знаний, умений, навыков учащихся с ОВЗ»:
Слайд 12Оценки за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена
одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 4-5 дисграфических ошибок.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.