Слайд 1Технология формирования звука [Л]
Слайд 2Профиль артикуляции
7
7
8
9
6
5
4
1
2
3
1- губы;
2 – резцы;
3 – альвеолы;
4 – кончик языка;
5 –
спинка языка;
6 – корень языка;
7 – твердое нёбо;
8 – мягкое нёбо;
9 – голосовые складки.
Слайд 3Правильная артикуляция
звука [Л]
При произнесении звука [Л] губы
растянуты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения предшествующего или последующего звука; зубы разомкнуты; кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны. Передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя. Задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло - кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос. Воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка.
Слайд 6Артикуляционная гимнастика
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как
и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Слайд 7Гимнастку следует выполнять сидя: в таком положении человек расслаблен, руки спокойно
лежат на коленях, а спина прямая.
Чтобы эффект от артикуляционной гимнастики был максимальным, выполнять ее лучше всего перед настенным зеркалом (важно, чтобы ребенок видел и свое лицо, и лицо взрослого, на которого он ориентируется).
Пусть из выполняемых 2–3 упражнений новым будет только одно, остальные же – повторением пройденного материала.
Обязательно следите за тем, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Иначе гимнастика не достигнет своей цели.
Очень важно следить за тем, чтобы ребенок не скучал. Вы можете сделать маленькую паузу и весело погримасничать вместе, а затем продолжить занятие.
Указания к проведению
артикуляционной гимнастики
Слайд 8Детям давайте сначала более легкие упражнения – тут важен принцип последовательности:
от простого к сложному. И, конечно, ребенок оценит, если упражнения будут предложены в игровой форме. Вы можете даже сочинить сказку, где главный герой будет, например, «язычок-путешественник».
Для того, чтобы малыш нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намажьте ее вареньем, шоколадной пастой или чем-то еще, что любит ваш озорник. Не бойтесь быть «непедагогичными» и подходите к делу творчески!
Ни в коем случае не журите ребенка, если у него что-то не получается – так вы можете отбить у него всякую охоту заниматься. Лучше подбодрите его, напомнив, как хорошо он все делал накануне.
Слайд 9Упражнения для языка
Месим тесто
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
покусать
кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Слайд 10Маляр
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
Грибочек
улыбнуться
поцокатъ
языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу
Киска
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Слайд 11Пароход гудит
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Индюки
болтают
языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
Качели
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
Вкусное варенье
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
Слайд 12Барабанщик
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."
Гармошка
улыбнуться
сделать "грибочек"
(т. е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Блинчик
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
Часики
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Слайд 13Упражнения для губ
Слоник пьёт
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать
водичку", слегка при этом причмокивая
Заборчик
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Дудочка
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Окошко
широко открыть рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно"
Слайд 14Упражнения для щек
Орешки
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в
щёки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки«
Шарик
надуть щеки
сдуть щеки
Слайд 15Упражнения для развития
слухового внимания
Игра « Поймай звук»
Взрослый произносит подряд согласные звуки
медленно, постепенно увеличивая темп.
Как только дети слышат нужный звук – они хлопают в ладоши.
Выигрывает самый внимательный ребенок,
который ни разу не ошибется.
В – Н – Р – Т – М – Д – Л – К – Г – Ш – Ч
Ж – Х – К – Ц – П – Р – Л – М – Л – Д
Б – Л – Д – Р – М – С – Щ – Г – Н
Слайд 16
2. Игра « Поймай мяч»
Взрослый предлагает детям поиграть в мяч.
Он кидает
ребенку игрушку и называет слово,
Если в слове есть нужный звук, то ребенок ловит мяч, если звука нет, отбивает его.
ВОДА-РЕКА-ЛОДКА-МОСТ-ТРАВА-ЛИПА
ЛИСТ-МЕТЕЛЬ-ДВЕРЬ-СТУЛ-ОКНО
СТАКАН-ЛЕД-ДЕРЕВО-ЛЕС
Слайд 17Упражнения для развития
речевого дыхания
« Бабочка »
Взрослый крепит на веревочке бумажную бабочку.
Предлагает
ребенку плавно подуть ртом,
не надувая щек, -
бабочка полетит
Слайд 18« Кораблики »
Взрослый предлагает подуть ребенку
на сделанные из бумаги кораблики,
плавающие в
тазу с водой, -
то плавно, длительно, то побыстрее
и следить за движением корабликов.
Ребенок не должен делать судорожных, резких вдохов
с поднятием плеч и с напряжением.
Выдох тоже должен быть спокойным.
Слайд 19Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий
вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5-6 раз подряд.
Исходное положение - лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Исходное положение - сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище.
Упражнение "пловец". И.п. - сидя на коленях и на пятках, спина прямая. Верхняя часть туловища имитирует пловца кролем. Руки поочередно делают "гребки", вдох с поворотом головы на 90%, выдох на три взмаха руками, голова прямо.
Дыхательные упражнения
Слайд 20Упражнения для развития
мелкой моторики
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы,
поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в занятиях с ребенком.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками.
Слайд 21Массаж с помощью специального мячика:
Мячиком нужно совершать движения по спирали
от центра ладони к кончикам пальцев. Практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
Выкладывание фигур с помощью бусин:
Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т.д.
Слайд 22зайчик:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак
человечек:
бегаем указательным
и средним пальцами по столу
ёжик:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
кошка:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх
Слайд 23бабочка:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к
другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»
коза рогатая:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем
очки:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам
Слайд 24Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным
линиям.