Презентация, доклад по логопедии на тему Развитие фонематического слуха

Содержание

План выступления:Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи?Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?С помощью каких упражнений логопеды могут

Слайд 1Развитие фонематического слуха







Подготовила:
Н.Н.Булганина,
учитель- логопед
ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»

Развитие фонематического слуха

Слайд 2

План выступления:
Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие

речи?

Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

С помощью каких упражнений логопеды могут
развивать фонематическое восприятие?
План выступления:Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи?Как развивается фонематический слух в норме

Слайд 3

Фонематический слух -
тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и

узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.


Фонематический слух -тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Слайд 4

Фонематическое восприятие -
умение определять последовательность и количество звуков в слове.


Фонематическое восприятие -умение определять последовательность и количество звуков в слове.

Слайд 5

Аспекты,
на которые оказывает влияние
фонематический слух:
Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя,

словаря, артикуляции и дикции.
Выработка орфографических навыков.
Овладение чтением.
Овладение операциями звукового анализа и
синтеза.

Аспекты, на которые оказывает влияниефонематический слух:Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.Выработка орфографических навыков.Овладение

Слайд 6

Аспекты,
на которые оказывает влияние
фонематический слух:

5. Овладение операциями звукового анализа и


синтеза.
6. Успешность обучения грамоте.
Аспекты, на которые оказывает влияниефонематический слух:5. Овладение операциями звукового анализа и   синтеза.6. Успешность обучения грамоте.

Слайд 7

Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха

Смешение звуков:
звонкие- глухие (блакала – плакала);
свистящие –

шипящие (чаши – часы);
твердые – мягкие (ягоди – ягоды);
сонорные (тли – три);
аффрикаты (чветы – цветы).



Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слухаСмешение звуков:звонкие- глухие (блакала – плакала);свистящие – шипящие (чаши – часы);твердые – мягкие

Слайд 8

Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха.

2. Перестановка и включение отдельных звуков

(наушинки – наушники, нулжа – лужа).
З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных
(днь – день, межу – между, латочка – ласточка).


Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха.2. Перестановка и включение отдельных звуков  (наушинки – наушники, нулжа – лужа).

Слайд 9

Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха

4. Пропуск слогов, безударных частей слова,

лишние слоги
(метает – подметает, тишинына – тишина).
5. Замена звуков
(табака – собака, идют – идёт).
6. Недописывание слов
(мышк – мышка).



Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха 4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги   (метает –

Слайд 10

Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха

7. Обозначение мягкости при помощи Ь

(василки – васильки).
8. Ошибки при чтении:
пропуск букв, слогов, предлогов;
замена и перестановка букв, слогов;
«застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха 7. Обозначение мягкости при помощи Ь   (василки – васильки). 8.

Слайд 11

Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха

8. Ошибки при чтении:
недочитывание окончаний слов;
искажение слов;
добавление

лишних букв, слогов и даже слов;
«угадывание» слов.
Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха8. Ошибки при чтении:недочитывание окончаний слов;искажение слов;добавление лишних букв, слогов и даже слов;«угадывание»

Слайд 12

Уровень 1 –
узнавание неречевых
звуков
Игра «Угадай, что звучало?»
Игра «Чудесный мешочек»
Отстукивание

ладонями по столу
Отхлопывание в ладоши
Уровень 1 – узнавание неречевых звуковИгра «Угадай, что звучало?»Игра «Чудесный мешочек»Отстукивание ладонями по столуОтхлопывание в ладоши

Слайд 13

Уровень 2 –
различение звуков речи
по тембру, силе и высоте
Игра «Мяу», «Му»
Игра

«Тихо – громко»
Уровень 2 –различение звуков речипо тембру, силе и высотеИгра «Мяу», «Му»Игра «Тихо – громко»

Слайд 14

Уровень 3 –
различение сходных по звучанию
слов
Игра «Слушай и выбирай»

Уровень 3 –различение сходных по звучаниюсловИгра «Слушай и выбирай»

Слайд 15

Игра «Верно - неверно»
мегемот –бегебот – дигимот – бегемот –

гибидот.
Игра «Верно - неверно» мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.

Слайд 16

Уровень 4 –
различение слогов
Сосчитать, сколько слогов произнес учитель:
прямые: ма – ко

– то – ры;
обратные: ам – ор – ив – ус;
со стечением согласных: ста – сто – сты – сту.
Игры с кубиком.
Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС,
ССГ, ГСС.
Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма,
па – па – па – ба.
Уровень 4 –различение слоговСосчитать, сколько слогов произнес учитель:прямые: ма – ко – то – ры;обратные: ам –

Слайд 17

Уровень 5 –
различение звуков
Звукоподражание.
Комар звенит: з – з

– з
Жук жужжит: ж – ж – ж
2. Игра «Поймай звук».
Хлопни в ладоши, если услышите звук …
звуковой ряд;
слоги;
слова.
Уровень 5 –различение звуковЗвукоподражание.   Комар звенит: з – з – з   Жук жужжит:

Слайд 18

Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Первый этап – выделение

первого и последнего звука из слова
Уровень гласных звуков в сильной позиции.
Звукоподражание
Больной показывает горло врачу: а – а – а.
Воющий волк: у – у – у.
Определить первый звук в словах:
ослик, утка, Аня.
Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из словаУровень

Слайд 19


3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова.
Подобрать

слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у.
Подобрать к картинке букву, соответствующую
первому звуку слова.
3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова.Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного:

Слайд 20

Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Первый этап – выделение

первого и последнего звука из слова
Уровень согласных звуков.
Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука.
Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Гость – кость, карта - парта
Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из словаУровень

Слайд 21

Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Второй этап – закрепление

навыка фонематического анализа и синтеза.
Определение места звука в слове:
ударного гласного звука;
согласного звука.
Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.Определение места

Слайд 22

Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Второй этап – закрепление

навыка фонематического анализа и синтеза.
Определение места звука в слове
Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова.
Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове.
Пособие «Полоска»

Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.Определение места

Слайд 23

Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Третий этап – формирование

действия фонематического анализа в умственном плане.
Определение:
количества звуков;
последовательности звуков;
места звуков.
Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.Определение:количества

Слайд 24

Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем

местах.
Кот, окно, сок
Подобрать слова с определенным количеством звуков.
Преобразование слов путем добавления звука:
в начале: рот – крот, мех – смех;
в конце: бок – бокс, вол – волк.
Переставление звуков: пила – липа, карп – парк
Слово – загадка к….
Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру.
Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.


Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах.   Кот, окно, сокПодобрать

Слайд 25

Развивая фонематический слух,




вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и
письмом.


Развивая

Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и письмом.Развивая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть