Слайд 1Дизартрия и основные приёмы её коррекции в домашних условиях.
Подготовила:
учитель-логопед
высшей
квалификационной категории
Куляк Светлана Сергеевна
Слайд 2Дизартрия
– это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела
речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия.
Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.
При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.
Дизартрия в детском возрасте часто влечет за собой нарушение письма и чтения, а также общее недоразвитие речи.
Слайд 3Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии:
гипоксия плода;
токсикозы беременности;
резус-конфликт;
соматические болезни матери;
травмы при родах;
патологическое
течение родов;
асфиксия новорожденного;
гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха);
недоношенность.
Слайд 4Причины нарушения речи в раннем детстве:
перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);
гидроцефалия;
тяжелые интоксикации;
гнойный отит
среднего уха;
черепно-мозговая травма.
Слайд 6Признаки дизартрии у детей раннего возраста
трудностей при сосании груди или бутылочки,
вялого сосания;
поперхивания, частых срыгиваний.
На этапе раннего развития нарушения речи проявляются отсутствием лепета, гнусавым оттенком звуков, опозданием первых слов (ребенок произносит первое слово ближе к 2,5 годам).
Слайд 7Нарушение артикуляционной моторики:
спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка,
губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.
Слайд 8Нарушение звукопроизношения.
Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью
речи.
Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков.
В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота.
Слайд 9Нарушение речевого дыхания.
Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым,
вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.
Слайд 10Общее развитие речи.
Нарушен фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения
может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Может отмечаться дисграфия и общее недоразвитие речи.
Слайд 11Мелкая моторика.
Малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это
связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.
Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк.
Слайд 12Крупная моторика.
Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух.
Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.
Слайд 14Бульбарная дизартрия.
Основной причиной этого вида заболевания является воспалительный процесс в продолговатом
мозге или присутствие там опухоли (поражение ядер подъязычного, лицевого, тройничного, языкоглоточного, блуждающего нерва в продолговатом мозге).
Часто ей сопутствуют проблемы с глотанием.
На бульбарную дизартрию указывают анемичное лицо, замедленная речь, которая в то же время является сильно невнятной и нечеткой.
Слайд 15Спастическая или псевдобульбарная дизартрия.
Данный вид заболевания является наиболее распространенным. Причинами могут
быть различные органические поражения головного мозга, например, после энцефалита, родовой травмы, сильной интоксикации организма или при наличии опухоли.
Поражены корково-ядерные проводящие пути.
Отличительным признаком ее выступает монотонность речи.
Характеризуется нарушением общей и речевой моторики ребенка, а также нарушением процессов сосания, глотания и работы лицевых мышц.
Слайд 16Корковая дизартрия.
Поражены зоны коры головного мозга, координирующие артикуляцию. Характеризуется правильной структурой
слова с неправильным произношением слогов.
Данное заболевание выражается в затрудненных процессах выделения и распознавания. Моторику артикуляционного аппарата ребенок регулировать не может. Таким детям трудно переключаться от одного звука к другому. Это означает, что изолированно звуки произносятся без проблем, однако в едином речевом потоке они сильно искажаются, особенно это заметно при произношении комбинации согласных звуков. Если темп речи такого ребенка достаточно высок, то присутствует заикание. Стоит отметить, что этот вид заболевания распознать довольно сложно.
Очень часто его путают с алалией и дислалией.
Слайд 17Подкорковая дизартрия.
Может возникнуть как результат поражения подкорковых узлов, которые расположены в
головном мозге.
Основными признаками являются нарушенный мышечный тонус и гиперкинез (движения, которые человек не контролирует). Последнее можно наблюдать и при спокойствии ребенка, однако усиливаются они, как правило, во время разговора. Данные характеристики заболевания обусловлены тем, что происходит нарушение артикуляции. Ребенок в некоторых ситуациях без проблем произносит звуки, слова и даже короткие предложения, но может через считанные секунды стать неспособным это сделать, поскольку может наступить совершенно внезапно так называемый артикуляционный спазм. Язык напрягается, а голос при этом прерывается.
При подкорковой дизартрии, как правило, страдают темп, ритм речи и ее интонация.
Слайд 18Мозжечковая дизартрия.
Данный вид заболевания встречается очень редко, особенно в чистом виде.
Возникает при поражении мозжечка и отличается растянутой речью, постоянной сменой громкости и рубленной речью.
В некоторых случаях она может сопровождаться выкриками в виде изолированных звуков.
Слайд 19Стертая дизартрия.
Часто встречающаяся разновидность болезни вызвана микроорганическими повреждениями головного мозга.
Её
характеризуют:
дрожание голоса;
вялость речи из-за ограниченного движения языка;
слюноотделение при разговоре;
невнятность произношения;
искажение звуков;
ускоренная речь;
нарушение мелкой моторики;
неуклюжесть;
плохая дикция;
тихий голос.
Слайд 20Степени тяжести нарушения речи:
I степень – стертая форма дизартрии, дефекты выявляются
только при специальном исследовании.
II степень – речь понятна, но дефекты произношения заметны окружающим.
III степень – речь ребенка понимают только родители, близкие и частично посторонние.
IV степень – речь непонятна родителям или отсутствует.
Слайд 21 Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего в
себе:
Медикаментозное лечение;
Медицинскую терапию;
Логопедическую коррекцию;
Занятия в домашних условиях.
Слайд 221.Медикаментозное лечение дизартрии у детей
Назначается неврологом индивидуально с учетом фоновой патологии.
Включающей:
Препараты для сосудов мозга — «Циннаризина», «Кавинтона», «Инстенона» или «Глиатилина» и «Стугерона».
Нейрометаболические стимуляторы – «Энцефабола», «Пантокальцина» и «Пикамилона».
Метаболические средства, в виде «Актовегина», «Церебролизина» и «Церебролизата».
Психотропные препараты – из серии «Ново-пассита», «Персена», «Тенотена».
Слайд 232.Медицинская терапия дизартрии у детей
Точечный массаж;
ЛФК;
Лечебные ванны;
Механотерапия;
Физиотерапия;
Иглоукалывание;
Изотерапия;
Пескотерапия;
Дельфинотерапия.
Слайд 243.Логопедическая работа
развитие мелкой моторики — пальчиковые игры, гимнастика;
развитие артикуляционной моторики –
артикуляционная гимнастика, логопедический массаж;
развитие речевого и физиологического дыхания — дыхательная гимнастика;
коррекцию нарушенного и закрепление правильного произношения;
формирование выразительности речи;
развитие речевой коммуникации.
Слайд 26Развитие моторики.
Развитие ребенка в быту, ручной труд:
1) Стирка вручную мелких предметов
одежды, влажная уборка квартиры, мытье полов.
2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды.
3) Одевание, раздевание, складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
4) Шитье, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение макраме.
5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).
Слайд 27Развитие моторики.
Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:
Занятия со спичечными или
счетными палочками.
Массаж.
Пальчиковые игры со стихами, физкультминутки для пальчиков.
Пальчиковый и теневой театры.
Игры на развитие тактильного восприятия.
Слайд 28Развитие моторики.
Творческие занятия по изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики
рук:
1) Рисование в нетрадиционных техниках (ладонью, пальцами рук) и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)
2) Рисование красками, кисточками и карандашами.
3) Аппликации (обрывания, с использованием природного материала, пластилина).
4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы, камушки, бусинки и др.)
5) Конструирование из бумаги.
Слайд 29Развитие моторики.
Упражнения, направленные на развитие графических навыков:
1) Работа в тетрадях и
прописях.
2) Рисование по трафаретам и линейкам.
3) Ознакомление с разными линиями, пространством листа, клеткой.
4) Выполнение различных штриховок.
5) Рисование карандашами.
Слайд 30Массаж и самомассаж языка.
Пальцами с чистым носовым платком.
Зубной щёткой:
От корня к
кончику,
От середины к боковым краям (рисуя ёлочку),
От кончика по боковым краям.
Слайд 31Гимнастика для щёк и губ:
надуть губы и щеки;
надуть щеки поочередно;
втянуть щеки
(между зубов);
имитировать сосательные движения;
вибрация губами.
Слайд 33Гимнастика для нижней челюсти:
открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;
прикусить зубами марлевую
повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу;
толкать подбородком руку или игрушки.
Слайд 35Правила артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику
нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Слайд 53Занимайтесь общим развитие речи детей.
Слайд 54Прогноз лечения дизартрии у детей
Зависит от формы патологии. Тяжелые формы заболевания
плохо поддаются коррекции. При систематических занятиях можно только улучшить произношение.
Дизартрия легкой степени, в частности стертая форма заболевания, имеет благоприятный прогноз, вплоть до полной чистоты речи.
Слайд 55 Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети —
это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Цветаева