Презентация, доклад по дефектологии на тему

Содержание

Районный семинар учителей дефектологов и логопедов   Особенности коррекционной работы

Слайд 1Добро пожаловать!

Добро пожаловать!

Слайд 2Районный семинар учителей дефектологов и логопедов  
Особенности коррекционной работы

с учащимися с нарушениями
письменной речи

 

Районный семинар учителей дефектологов и логопедов   Особенности коррекционной работы

Слайд 3 "Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки,

и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма". Л.С.Выготский

Родителям детей, отправившихся в начальную школу, иногда приходится сталкиваться с проблемой не усвоения ребенком навыков письма или, иными словами, дисграфией. Ребенок, страдающий данным нарушением может быть отличником по другим предметам, но с написанием слов у него будут возникать серьезные проблемы. Как выявить дисграфию и провести ее коррекцию у младших школьников, мы поясним далее.

Слайд 4Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся

ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма школьников Аграфия – полная неспособность к письму

р

В

Ф

У

м

я

ха

ся

ц

а

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций,

Слайд 6Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и

письма
Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования.
Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.
Неблагоприятные внешние факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недо­статочное внимание к развитию речи ребенка в семье)

Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма
Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования.
Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.
Неблагоприятные внешние факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недо­статочное внимание к развитию речи ребенка в семье)

Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма
Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования.
Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.
Неблагоприятные внешние факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недо­статочное внимание к развитию речи ребенка в семье)

Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма
Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования.
Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.
Неблагоприятные внешние факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недо­статочное внимание к развитию речи ребенка в семье)

Расстройства письма обусловлено :
-Органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы.
-Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;
-Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).
- Леворукость (особенно переученная).
- Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.

недостаточность речевых контактов

наследственная предрасположенность к дисграфии

Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письмаЗапаздывание созревания этих систем мозга или

Слайд 7Неречевые симптомы
Речевые симптомы
Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики,

зрительно-пространственных ориентировок и.т.д.

Искажение и замена букв

Нарушение слитности при написании отдельных слов в предложении

Искажение звукослоговой структуры слова


Симптомы дисграфии

Аграмматизмы на письме


Неречевые симптомыРечевые симптомыНеврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и.т.д.Искажение и замена буквНарушение

Слайд 8Классификация нарушений письма.

Классификация нарушений письма.

Слайд 9 Артикуляторно - акустическая форма дисграфии.
Причины:
Нарушенное звукопроизношение.
Пример: нарушено произношение [ш]:

Наса скола самая лучсая на свете.

Проявления:
замены и пропуски букв ( аналогичны тем, которые пропускаются и заменяются в устной речи).
Приемы коррекции:
Исправление дефектов речи;
Зрительно-предупредительный диктант;
Слухо- предупредительный диктант;
Творческое списывание слов на определенную букву (звук). Дописывание тематических слов на определенную букву(звук).

Артикуляторно - акустическая форма дисграфии.Причины: Нарушенное звукопроизношение.Пример: нарушено произношение [ш]:  Наса скола самая лучсая на

Слайд 10Акустическая форма дисграфии.
Причины:
Недифференцированность слухового восприятия;
Недостаточное развитие звукового анализа и синтеза;
Пример :

нарушена дифференциации звуков по звонкости-глухости: Непольшой домиг стоял ф самом тсентре опужки. В этой реке запрещаеца купаца.
Нарушено различение сходных звуков С-Ц, Ч - Щ: К нам прилетели птисы. У меня есть щасы.

Проявления: замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (свистящих -шипящих, звонких и глухих, соноров р- л), неправильное обозначение мягкости.
Приемы коррекции:
Все задания на развитие звукового анализа и синтеза. Задания на дифференциацию звуков по различным признакам.

Акустическая форма дисграфии.Причины:Недифференцированность слухового восприятия;Недостаточное развитие звукового анализа и синтеза;Пример : нарушена дифференциации звуков по звонкости-глухости: Непольшой

Слайд 11Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза.
Причина:
Нарушение различных форм звукового

анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.
Примеры:
Ошибки при стечении согласных: диктант-дикат, школа - кола; Пропуск гласных: Собака-сбака, дома - дма; Добавление букв: Таскали-тасакали; Пропуски, перестановки, искажения слогов: Литература – лиратетура.

Приемы коррекции:
Выкладывание слов из разрезной азбуки;
Запись слова с проговариванием;
Вставить пропущенную букву;

Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза.Причина:Нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения

Слайд 12Причины : Нарушение связи моторных образов слов(букв) с их звуковыми и

зрительными образами.
Проявления:
Нарушение качества почерка: сильный нажим, неровные буквы, много дополнительных штрихов, съезжание со строки.
Пропуск букв, элементов букв, слов.
.Стереотипные добавления одной и той же буквы, элемента буквы, слога, слова.

Моторная дисграфия

Приемы коррекции: Прописывание элементов
букв , целых букв на различной поверхности, вырезание
букв из наждачной бумаги. Конструирование букв
из различных материалов. Развитие мелкой моторики
пальцев рук, работа с мелким материалом.

Причины : Нарушение связи моторных образов слов(букв) с их звуковыми и зрительными образами.Проявления:Нарушение качества почерка: сильный нажим,

Слайд 13Оптическая форма дисграфии.
Причины:
Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и
синтеза, пространственных представлений;
Проявления:
Замены

и искажения графического и моторного образа буквы;
Зеркальное письмо;

Приемы коррекции:
Детальный разбор элементов буквы;
Развитие зрительного восприятия.
При зеркальном письме:
Медленное продвижение по строке в правильном направлении;
Обведение букв, сравнение с неправильно написанными;
Нахождение правильно написанных букв среди неправильных.

Оптическая форма дисграфии.Причины:Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений; Проявления:Замены и искажения графического и моторного образа

Слайд 14 Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии

должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Дисграфия никогда не возникает

Слайд 15Профилактика нарушений письменной речи должна начинаться с дошкольного возраста.
К мерам

ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма (внимание, память, мышление, гнозис, праксис).

Профилактика нарушений письма

Профилактика нарушений письменной речи должна начинаться с дошкольного возраста. К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие

Слайд 16 Развитие фонематического восприятия, фонематического и слогового анализа и синтеза
Обогащение словарного запаса,

развитие грамматического строя и связной речи 
Стимулирование развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления
Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений
Развитие буквенного гнозиса, обучение дифференциации смешиваемых букв
Развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации, мелкой моторики руки

Профилактика дисграфии у учащихся 1 класса включает такие направления как:

Развитие фонематического восприятия, фонематического и слогового анализа и синтезаОбогащение словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи 

Слайд 17Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни

в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им

Слайд 18В современной литературе дизорфография рассматривается как стойкая спецефическая несформированость усвоения орфографических

ЗУН обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Дизорфографию в отличие от дисграфии начали изучать не так давно. Данным вопросом стали заниматься Р.И. Лалаева (1998), Г.М. Сумченко (1992), И.В. Прищепова (2000)
При дизорфографии ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Дизорфография.

В современной литературе дизорфография рассматривается как стойкая спецефическая несформированость усвоения орфографических ЗУН обусловленная недоразвитием ряда неречевых и

Слайд 19Виды коррекционной работы:
А. на уровне графемы:
-определить на ощупь буквы а -

о;
-обвести в воздухе, написать в тетради по точкам;
-найти сходные по начертанию, зашумленные буквы;

А У Х О
-буквы-символы: а- о-

С М Т К Р К



П ЛКИ


















Виды коррекционной работы:А. на уровне графемы:-определить на ощупь буквы а - о;-обвести в воздухе, написать в тетради

Слайд 20Виды коррекционной работы:
ОБВЕСТИ ПО КОНТУРУ




Виды коррекционной работы:ОБВЕСТИ ПО КОНТУРУ

Слайд 21Б. на уровне слога: -записать ударный слог из слов:
Сурок, варит, крошки, ночи,

зима.
-составить из слогов слова:
КО, КОР , МАР, КА
-объяснить значение слов:
САМ-СОМ ПАЧКА- ПОЧКА
ВАЛ- ВОЛ ПАЛКИ- ПОЛКИ
Б. на уровне слога: -записать ударный слог из слов:Сурок, варит, крошки, ночи, зима.-составить из слогов слова:

Слайд 22В. на уровне слова:
-«Посади пчелку на цветок»

л

В. на уровне слова:-«Посади пчелку на цветок»л

Слайд 23-Согласуйте слова:

ПОЧКА ДЕРЕВЯННАЯ

ПАЧКА

БЕРЁЗОВАЯ

ПОЛКА БУМАЖНАЯ

ПАЛКА КРИВАЯ



-Зашифруйте по образцу при помощи букв О-А:
Скоро сказка сказывается.
О-А А-А А-А

В.Дифференциация о-а в словосочетаниях, предложениях, тексте.

-Согласуйте слова:ПОЧКА      ДЕРЕВЯННАЯПАЧКА      БЕРЁЗОВАЯ ПОЛКА

Слайд 24Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть