Слайд 1РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№3 ИМЕНИ С.А. КРАСОВСКОГО
ПОСЕЛКА МОНИНО ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Подготовила
Леончик Елена Михайловна
социальный педагог
Москва – 2018
Слайд 2Причины кризиса
ухудшение экономической ситуации в стране (основное время родителей тратится на
добывание средств к существованию);
низкая культура общественной жизни (двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне);
двойная нагрузка на женщину в семье;
высокий процент разводов (как следствие многих социально-бытовых и моральных причин);
нарушение на практике объявленного законом равного права отца и матери в воспитании детей;
обострение конфликтов между поколениями;
увеличение разрыва между семьей и школой;
Слайд 3Функции семьи
в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в
семье, сформированы быть не могут;
семья осуществляет социализацию личности; из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество;
семья обеспечивает преемственность традиций;
важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Слайд 4Методы семейного воспитания
убеждение (объяснение, внушение, совет);
личный пример;
поощрение (похвала, подарки,
интересная для детей перспектива);
наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
………………………………….
Слайд 5Средства решения воспитательных задач в семье
слово,
родительский авторитет,
учение,
природа,
домашний
быт,
национальные обычаи, традиции,
общественное мнение,
духовный и моральный климат семьи,
режим дня,
литература, спорт,
праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.
Слайд 6Авторитет даётся от природы, или это — особый талант?
Слайд 7Компоненты семейного воспитания
климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
режим семейной жизни;
содержание
деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Слайд 8 4 типа взаимоотношений родителей и детей в семье
семейный
диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.).
Слайд 9Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и
потому, что делает мать нулевым существом ,которое способно быть только прислугой
Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.
Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство.
Авторитет подавления
Слайд 10Авторитет расстояния
У отца отдельный кабинет (работа, жизнь) из которого
он показывается изредка, как первосвященник.
Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему семье он передаёт через мать.
Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы.
Слайд 11
Авторитет чванства
Но некоторые люди считают, что они — самые заслуженные, самые
важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Имея такого отца (мать) дети начинают так же вести себя перед товарищами: мой папа — начальник, мой папа — писатель, мой папа — командир, мой папа — знаменитость.
Встречаются такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт — всё это даёт им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.
Слайд 12Авторитет педантизма
Родители постоянно обращают внимание на детей, они уверены
в том что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их — это святыня.
Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом.
Ни за что не отменит своего наказания, если даже был не прав.
Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
Слайд 13Авторитет резонерства
Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными
разговорами.
Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети — это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать
Постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зуденье и болтливость проходят почти бесследно.
Слайд 14Авторитет любви
Вид ложного авторитета. Родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы
они любили, родителей и поэтому необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь.
Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве.
Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: "Значит, ты нас не любишь?"
Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви.
Очень скоро дети замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением.
С малых лет ребёнок начинает понимать, людьми можно манипулировать. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.
Слайд 16Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также
организуется через детскую любовь, вызываемую уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Детям в семье все разрешено.
Родители боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно.
Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований.
Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.
Авторитет доброты
Слайд 17 Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями
и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками.
Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. . Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
Авторитет дружбы
Слайд 18Авторитет знания
В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он
не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.
помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе.
Слайд 19Авторитет помощи
Осторожное и внимательное руководство дополняется авторитетом знания.
Ребёнок будет
чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность.
Слайд 23Методики
1.Метод сочинения.
Детям предлагалось написать сочинение на одну из тем:
"Какие черты характера я хотел (а) бы перенять у своих родителей
2.Методика "Продолжи предложение".
Были даны предложения типа: "Я люблю своего отца (мать) потому что он…"
(смотри приложение).
3.Метод ранжирования.
Перечислите качества, которыми должены обладать родители, затем ранжируйте по степени значимости – (первых 4 качества)
Слайд 24 Функции взаимодействия с семьей
• информационная,
• воспитательно-развивающая,
• формирующая,
• охранно-оздоровительная,
•
контролирующая,
• бытовая.
Слайд 25Задачи взаимодействия
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями
и умениями;
• активное участие родителей в воспитании детей.
Слайд 26Организация взаимодействия школы и семьи предполагает
– изучение семьи с целью выявления
ее возможностей по воспитанию своих детей
– группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
– анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Слайд 27Изучение семьи
наблюдение,
беседа,
тестирование,
анкетирование,
деловые игры,
материалы детского творчества
Слайд 28Сведения
1.Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство,
материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.
2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.
3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная)
Слайд 29Формы работы с родителями
Университет педагогических знаний
Лекции
Конференции
Практикум
Открытые занятия
Педагогическая дискуссия
Родительское собрание