Слайд 1Профилактическая психолого-логопедическая программа
Развитие речи как фактор преодоления проблем в период адаптации
обучающихся первых классов
МБОУ «Гимназия №4» города Смоленска
Учитель-логопед Синкевич М.В.
Педагог-психолог Харитонова Т.А.
Слайд 2Цель развивающей работы
Способствовать адаптации обучающихся посредством создания нового
социального опыта, благоприятной эмоциональной среды, учить ребенка осознавать свое эмоциональное состояние за счет развития всех структур речи, построение образа своего Я (Я-концепция), включая самоотношение и самооценку в благоприятной эмоциональной обстановке.
Слайд 3Задачи
формировать на основе активизации работы всех органов чувств идентичность личности в
совокупности отношений с окружающими;
активизировать познавательную активность в процессе групповой коммуникативной деятельности;
формировать пространственно-временные ориентировки «Я вчера, Я сегодня, Я завтра»;
стабилизация эмоционального состояния, релаксация, снятие мышечной напряжённости;
Слайд 4Задачи
развитие слухо-голосовых координаций;
обогащение словарного запаса детей на основе развития ведущих модальностей
(визуальной, аудиальной, кинестетической);
коррекция мышечной ригидности, совершенствование зрительно-двигательной координации;
совершенствование психологических предпосылок к обучению;
Слайд 5Задачи
развитие умения осознавать и вербализировать своё эмоциональное состояние и состояния окружающих;
знакомство с основными эмоциями:
- совершенствование эмоциональной экспрессии;
- формирование навыка высвобождения и адекватного выражения
эмоций.
развитие связной речи и коммуникативной готовности к обучению;
воспитание духовно-нравственных ценностей и желания жить по их законам.
Слайд 6Основные направления работы
Развитие сенсорных систем.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
Формирование
связной речи.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Слайд 7Разделы программы
Развитие зрительного, слухового и кинетического гнозиса.
Восприятие времени в процессе идентификации
личности.
3. Знакомство с основными эмоциями.
Слайд 8Программа опирается на следующие
специальные принципы:
этиопатогенетический;
системности учета структуры психо-речевого нарушения;
комплексности;
дифференцированного подхода;
поэтапности;
учета
личностных особенностей;
использования обходного пути.
Слайд 9При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:
различные упражнения по развитию мышления
и воображения;
песочная терапия;
игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;
осложненные задания логического и грамматического характера;
средства ИКТ.
Слайд 10Психолого-логопедическое сопровождение
1. Сенсорное и сенсомоторное развитие:
развитие перцептивных возможностей;
развитие межанализаторных
систем, их взаимодействия;
двигательная сфера.
2. Формирование пространственно-временных отношений:
формирование собственно пространственных представлений;
формирования квазипространственных представлений;
Слайд 113. Умственное развитие:
формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности;
развитие
памяти, формирование различных приемов запоминания;
формирование приемов умственной деятельности;
развитие интеллектуальной сферы.
4. Нормализация ведущей деятельности возраста:
формирование приемов учебной деятельности;
формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.
Слайд 125. Развитие звуковой стороны речи.
6. Развитие лексического запаса и грамматического строя
речи.
7. Формирование связной речи.
8. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
9. Развитие эмоционально-личностных качеств.
Слайд 13Функции логопеда на занятии:
речедвигательные процессы;
упражнения на переключение зрительного внимания.
Функции психолога на
занятии:
рассказ;
беседа;
работа на песке – совместно.
Если один педагог в центральной роли, то второй участвует, как рядовой участник процесса.
Слайд 14Примерная структура занятий.
Пальчиковая гимнастика (проговаривание) с элементами пространственного гнозиса. Авторские стихи
(Харитоновой Т.А.).
Упражнения на развития зрительного внимания (разновидности игры «Муха»). Это могут быть буквы, тематические картинки, в зависимости от темы.
Слушание рассказов об эмоциональных состояниях и чувствах других людей и разных причин их порождающих. Авторские рассказы Харитоновой Т.А. («Жадность», «Испуг», «Злость», «Радость» и др.)
Сочинение рассказов на тему занятия, проигрывание, прорисовывание ситуаций на песке (самоидентификация).
Итог. Обратная связь. Игра «Магазин».
Слайд 15
Знакомство с миром чувств и эмоций
Жадность, эгоизм, брать, ЩЕДРОСТЬ, ОТДАВАТЬ, ДЕЛИТЬСЯ,
ЖЕРТВОВАТЬ, СОЧУВСТВИЕ.
Слайд 16«Жадность».
Всеволод 7лет 8 месяцев.
Слайд 17Испуг, тревога, паника, бегство, мнительность, «у страха глаза велики», ЗАЩИТА, СПОКОЙСТВИЕ,
УМИРОТВОРЕНИЕ.
Слайд 19Обида, гнев, разочарование, обманутые надежды, грусть, ПРОЩЕНИЕ.
Слайд 21Радость, ликование, удовлетворение, счастье, победа, восторг.
Слайд 22«Радость».
Марина 7 лет 7 месяцев
Слайд 23Проективные игры на песке - перенос вовне переживаний, умений, возможностей ребенка.
Слайд 25Элементы сказкотерапии, арттерапии на песке - позволяют снизить тревожность, снять мышечное
напряжение.
Слайд 27Техника «Автопортрет».
Рассказ о себе.
Анна 7 лет
Слайд 29Песочная терапия, как комплексный метод развития
Работа с тактильными ощущениями.
Прописывание букв, запоминание
которых вызывает затруднения.