Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет»
«Особенности стилей
педагогического руководства»
Выполнила: Абросимова А.В.
ПО ИЗО-БЗ-17
Преподаватель кафедры психологии и педагогики
Дементьева Ю.В.
Слайд 2Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в
то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Слайд 3Алексей Александрович Бодалёв
1923-2014 гг.
Слайд 4Ви́ктор Абра́мович Кан-Кали́к
Профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено-Ингушского государственного университета
1946-1991гг.
Слайд 5Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность,
сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок.
Слайд 6Общение на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности
воспитанника, к группе учащихся, в стремлении понять мотивы их деятельности и поведения, в открытости контактов. Вместе с тем, при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности». Названные стили общения взаимосвязаны, стимулируют друга. Это гуманистические стили общения, являющиеся субъект-субъектными взаимодействиями «педагог-воспитанник».
Слайд 7Стиль общение-дистанция. Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она
необходима, так они занимают различные социальные позиции. Важно, чтобы эта дистанция была для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу же важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении.
Слайд 8Негативные стили общения делятся на :
общение-устрашение,
общение-заигрывание,
общение-превосходство.
Слайд 9Общение-устрашение строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении,
страхе, на ориентации детей на то, чего делать нельзя. Данный стиль делает невозможным сотрудничество педагога и детей.
Слайд 10
Общение-заигрывание как стиль педагогического общения основывается на желании педагога нравится воспитанникам,
завоевать у них авторитет, который скорее всего будет «дешевым», ложным. Нередко молодые педагоги избирают именно этот стиль общения с учащимися.
Слайд 11Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен
от детей; мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся.
Слайд 12Стили педагогического общения
(по В.А. Кан-Калику)
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Общение
на основе дружеского расположения.
Общение-дистанция
Общение-устрашение
Общение-заигрывание
Общение - превосходство
Слайд 131890 — 1947
Курт Ца́дек Леви́н - германо-американский психолог
Слайд 14 Авторитарный
Педагог единолично задает цели
и способы деятельности, не объясняет и не комментирует свой действия. Он проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, пренебрегает мнением и инициативой учащихся. Педагог постоянно проявляет сове превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники находятся в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон в обращении в форме указаний, поучений, приказов, инструкций, окрика. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Нет необходимости доказывать, что такой стиль педагогического руководства тормозит развитие личности, подавляет активность, инициативу, порождает неадекватную самооценку. Он воздвигает смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками. Этот стиль выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
Слайд 15Демократический
здесь деятельность педагога и учащихся строится на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность
мотивируется педагогом, он поддерживает право воспитанников на собственное мнение и на свою позицию, поощряет их активность, инициативу. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основными формами обращения учителя являются совет, рекомендация, просьба. Демократический стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».
Слайд 16Либеральный
отсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею.
Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога. Формами обращения являются увещевания, уговоры. Этот стиль ведет либо к панибратству, либо к отчуждению. Он не способствует развитию личности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. Главное, что отсутствует целенаправленное педагогическое взаимодействие «педагог-воспитанник». Словами этот стиль можно выразить так: «Как все идет, так и пусть идет».
Слайд 17Игнорирующий
стремление меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся;
устранение от
руководства ими;
ограничение формальным выполнением обязанностей и
передачи учебной и административной информации.
Слайд 18Попустительский
Конформный
устраняется от руководства группой уч-ся,
идет на поводу их
желаний
Слайд 19Непоследовательный
Алогичный
осуществление в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального
состояния любого стиля руководства
дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик»
появление конфликтных ситуаций
Слайд 20Типология профессиональных позиций учителей
(по М. Талену)
Сократ
Руководитель
групповой дискуссии
Мастер
Генерал
Менеджер
Тренер
Гид
Сократ - Руководитель
групповой дискуссии - Мастер - Генерал - Менеджер - Тренер - Гид
Слайд 21Модель диктаторская "Монблан"
Учитель отстранен от обучаемых
Обучаемые -
лишь безликая масса слушателей
Нет личностного взаимодействия
Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие:
отсутствие психологического контакта,
безынициативность и пассивность обучаемых
Слайд 22Модель неконтактная "Китайская стена"
слабая обратная связь между учителем и обучаемыми
(барьер общения)
отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны
информационный, а не диалоговый характер занятия
непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса
снисходительное отношение к обучаемым
Следствие:
слабое взаимодействие с обучаемыми,
с их стороны - равнодушное отношение к учителю
Слайд 23Модель дифференцированного внимания
"Локатор"
избирательные отношения с обучаемыми
концентрация внимания учителя
на части аудитории (индикаторы)
ориентировка на настроение коллектива
неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся
с фронтальным подходом
Следствие:
нарушается целостность акта взаимодействия
в системе учитель - коллектив уч-ся,
она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов
Слайд 24Модель гипорефлексная
"Тетерев"
учитель в общении замкнут на себя
речь
большей частью монологична
нет реакции на слушателей
эмоциональная глухота к окружающим
Следствие:
практически отсутствует взаимодействие
между учителем и учеником
вокруг ученика- поле психологического вакуума
стороны процесса общения изолированы друг от друга
учебно-воспитательное воздействие представлено формально
Слайд 25Модель гиперрефлексная "Гамлет"
учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими
межличностные
отношения приобретают для него доминирующее значение
сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков
острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых
Следствие:
обостренная социально-психологическая чувствительность учителя
приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории.
Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися
Слайд 26Модель негибкого реагирования "Робот"
взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой
программе
четко выдержаны цели и задачи занятия
дидактически оправданы методические приемы
безупречная логика изложения и аргументация фактов
отшлифованы мимика и жесты
учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся,
их возрастные и этнические особенности
Следствие:
низкий эффект педагогического взаимодействия
Слайд 27Модель авторитарная "Я - сам"
фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе
отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся
снижение до минимума познавательной и общественной активности
уч-ся
Следствие:
воспитывается безынициативность обучаемых,
теряется творческий характер обучения,
искажается мотивационная сфера познавательной активности
Слайд 28Модель активного взаимодействия "Союз"
учитель находится в диалоге с уч-ся,
поддерживает их в мажорном настроении,
поощряет инициативу,
легко схватывает изменения в психологическом климате группы и
гибко реагирует на них
преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением
ролевой дистанции
Следствие:
возникающие учебные, организационные и этические проблемы
творчески решаются совместными усилиями
Слайд 29Негативная и позитивная установка
Слайд 30Профессионально важные качества педагогического общения
интерес к людям и работе
с ними, наличие потребности и умений общения;
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
гибкость, оперативно-творческое мышление;
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
умение управлять собой;
способность к спонтанной коммуникации;
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации;
хорошие вербальные способности;
владение искусством педагогических переживаний;
способность к педагогической импровизации.