Презентация, доклад Особенности стилей педагогического руководства

Содержание

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.   Педагогическое

Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» «Особенности стилей

педагогического руководства»

Выполнила: Абросимова А.В.
ПО ИЗО-БЗ-17
Преподаватель кафедры психологии и педагогики
Дементьева Ю.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет»

Слайд 2Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в

то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.   Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.  
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим

Слайд 3Алексей Александрович Бодалёв
1923-2014 гг.

Алексей Александрович Бодалёв1923-2014 гг.

Слайд 4Ви́ктор Абра́мович Кан-Кали́к
Профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено-Ингушского государственного университета








1946-1991гг.

Ви́ктор Абра́мович Кан-Кали́к Профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено-Ингушского государственного университета1946-1991гг.

Слайд 5Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность,

сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок.
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности

Слайд 6Общение на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности

воспитанника, к группе учащихся, в стремлении понять мотивы их деятельности и поведения, в открытости контактов. Вместе с тем, при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности». Названные стили общения взаимосвязаны, стимулируют друга. Это гуманистические стили общения, являющиеся субъект-субъектными взаимодействиями «педагог-воспитанник».
Общение на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к группе учащихся, в стремлении

Слайд 7Стиль общение-дистанция. Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она

необходима, так они занимают различные социальные позиции. Важно, чтобы эта дистанция была для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу же важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении.
Стиль общение-дистанция. Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она необходима, так они занимают различные социальные

Слайд 8Негативные стили общения делятся на :


общение-устрашение,
общение-заигрывание,
общение-превосходство.

Негативные стили общения делятся на :общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство.

Слайд 9Общение-устрашение строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении,

страхе, на ориентации детей на то, чего делать нельзя. Данный стиль делает невозможным сотрудничество педагога и детей.
Общение-устрашение строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе, на ориентации детей на то,

Слайд 10 Общение-заигрывание как стиль педагогического общения основывается на желании педагога нравится воспитанникам,

завоевать у них авторитет, который скорее всего будет «дешевым», ложным. Нередко молодые педагоги избирают именно этот стиль общения с учащимися.
Общение-заигрывание как стиль педагогического общения основывается на желании педагога нравится воспитанникам, завоевать у

Слайд 11Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен

от детей; мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся.
Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей; мало интересуется своими отношениями

Слайд 12Стили педагогического общения
(по В.А. Кан-Калику)
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Общение

на основе дружеского расположения.
Общение-дистанция
Общение-устрашение
Общение-заигрывание
Общение - превосходство
Стили педагогического общения (по В.А. Кан-Калику)Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Общение на основе дружеского расположения. Общение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание

Слайд 131890 —  1947
Курт Ца́дек Леви́н - германо-американский психолог

1890 —  1947Курт Ца́дек Леви́н - германо-американский психолог

Слайд 14 Авторитарный
Педагог единолично задает цели

и способы деятельности, не объясняет и не комментирует свой действия. Он проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, пренебрегает мнением и инициативой учащихся. Педагог постоянно проявляет сове превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники находятся в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон в обращении в форме указаний, поучений, приказов, инструкций, окрика. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Нет необходимости доказывать, что такой стиль педагогического руководства тормозит развитие личности, подавляет активность, инициативу, порождает неадекватную самооценку. Он воздвигает смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками. Этот стиль выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
АвторитарныйПедагог единолично задает цели и способы деятельности, не объясняет и

Слайд 15Демократический
здесь деятельность педагога и учащихся строится на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность

мотивируется педагогом, он поддерживает право воспитанников на собственное мнение и на свою позицию, поощряет их активность, инициативу. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основными формами обращения учителя являются совет, рекомендация, просьба. Демократический стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

Демократическийздесь деятельность педагога и учащихся строится на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он поддерживает право воспитанников

Слайд 16Либеральный отсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею.

Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога. Формами обращения являются увещевания, уговоры. Этот стиль ведет либо к панибратству, либо к отчуждению. Он не способствует развитию личности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. Главное, что отсутствует целенаправленное педагогическое взаимодействие «педагог-воспитанник». Словами этот стиль можно выразить так: «Как все идет, так и пусть идет».
Либеральный  отсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя,

Слайд 17Игнорирующий
стремление меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся;
устранение от

руководства ими;
ограничение формальным выполнением обязанностей и
передачи учебной и административной информации.
Игнорирующий стремление меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся; устранение от руководства ими; ограничение формальным выполнением обязанностей ипередачи учебной

Слайд 18Попустительский
Конформный
устраняется от руководства группой уч-ся,
идет на поводу их

желаний
ПопустительскийКонформный устраняется от руководства группой уч-ся, идет на поводу их желаний

Слайд 19Непоследовательный
Алогичный
осуществление в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального

состояния любого стиля руководства
дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик»
появление конфликтных ситуаций
НепоследовательныйАлогичный осуществление в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния любого стиля руководства дезорганизация и ситуативность

Слайд 20Типология профессиональных позиций учителей
(по М. Талену)
Сократ
Руководитель
групповой дискуссии
Мастер
Генерал
Менеджер
Тренер
Гид
Сократ - Руководитель

групповой дискуссии - Мастер - Генерал - Менеджер - Тренер - Гид
Типология профессиональных позиций учителей (по М. Талену)СократРуководитель групповой дискуссииМастерГенералМенеджерТренерГидСократ - Руководитель групповой дискуссии - Мастер - Генерал

Слайд 21Модель диктаторская "Монблан"
Учитель отстранен от обучаемых
Обучаемые -

лишь безликая масса слушателей
Нет личностного взаимодействия
Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие:
отсутствие психологического контакта,
безынициативность и пассивность обучаемых

Модель диктаторская

Слайд 22Модель неконтактная "Китайская стена"
слабая обратная связь между учителем и обучаемыми

(барьер общения)
отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны
информационный, а не диалоговый характер занятия
непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса
снисходительное отношение к обучаемым

Следствие:
слабое взаимодействие с обучаемыми,
с их стороны - равнодушное отношение к учителю

Модель неконтактная

Слайд 23Модель дифференцированного внимания
"Локатор"
избирательные отношения с обучаемыми
концентрация внимания учителя

на части аудитории (индикаторы)
ориентировка на настроение коллектива
неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся
с фронтальным подходом

Следствие:
нарушается целостность акта взаимодействия
в системе учитель - коллектив уч-ся,
она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов

Модель дифференцированного внимания

Слайд 24Модель гипорефлексная
"Тетерев"
учитель в общении замкнут на себя
речь

большей частью монологична
нет реакции на слушателей
эмоциональная глухота к окружающим

Следствие:
практически отсутствует взаимодействие
между учителем и учеником
вокруг ученика- поле психологического вакуума
стороны процесса общения изолированы друг от друга
учебно-воспитательное воздействие представлено формально

Модель гипорефлексная

Слайд 25Модель гиперрефлексная "Гамлет"
учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими
межличностные

отношения приобретают для него доминирующее значение
сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков
острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых

Следствие:
обостренная социально-психологическая чувствительность учителя
приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории.
Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися

Модель гиперрефлексная

Слайд 26Модель негибкого реагирования "Робот"
взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой

программе
четко выдержаны цели и задачи занятия
дидактически оправданы методические приемы
безупречная логика изложения и аргументация фактов
отшлифованы мимика и жесты
учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся,
их возрастные и этнические особенности

Следствие:
низкий эффект педагогического взаимодействия

Модель негибкого реагирования

Слайд 27Модель авторитарная "Я - сам"
фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе

отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся
снижение до минимума познавательной и общественной активности
уч-ся

Следствие:
воспитывается безынициативность обучаемых,
теряется творческий характер обучения,
искажается мотивационная сфера познавательной активности

Модель авторитарная

Слайд 28Модель активного взаимодействия "Союз"
учитель находится в диалоге с уч-ся,

поддерживает их в мажорном настроении,
поощряет инициативу,
легко схватывает изменения в психологическом климате группы и
гибко реагирует на них
преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением
ролевой дистанции

Следствие:
возникающие учебные, организационные и этические проблемы
творчески решаются совместными усилиями

Модель активного взаимодействия

Слайд 29Негативная и позитивная установка

Негативная и позитивная установка

Слайд 30Профессионально важные качества педагогического общения
интерес к людям и работе

с ними, наличие потребности и умений общения;
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
гибкость, оперативно-творческое мышление;
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
умение управлять собой;
способность к спонтанной коммуникации;
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации;
хорошие вербальные способности;
владение искусством педагогических переживаний;
способность к педагогической импровизации.
Профессионально важные качества педагогического общения интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть