Слайд 1МБОУ СОШ № 167
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
И РАЗВИТИЕ УУД
Слайд 2По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории
детей с ОВЗ:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Слайд 3Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины
делятся на три группы:
- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Слайд 4Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития
восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Слайд 5Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп
переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Слайд 6Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к
познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
Слайд 7Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
10. Повышенная тревожность, Многие
дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Слайд 8Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
-
Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
Слайд 9Влияние познавательных процессов на развитие личности:
Слайд 10Возрастные особенности развития познавательных процессов:
Слайд 12Внимание
Это направленность и сосредоточенность сознания на каком либо объекте
В основу
положена концепция Л.С. Выготского
Слайд 15Некоторые закономерности памяти:
- Новая информация вытесняет старую. Через час её
остаётся 25%.
- Через 30 минут после заучивания забывается до 40% всего материала. На следующий день в памяти остаётся 34%, а через 3 дня – 25%, а через 30 дней – 21%.
- Учеником на уроке усваивается 40-45% материала.
- Повторять рекомендуется с таким расчётом, чтобы предупредить забывание.
Слайд 16Внимательно вслушайтесь в эти 10 слов.
Всё запомнившееся запишите.
Перо
Гора
Дерево
Замок
Картон
Полка
Капуста
Чернила
Пчела
Стекло
Слайд 18Метод ключевых слов
Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.
Вспоминая ключевые
слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
Читая абзац, выбери для него одно – два ключевых слова.
После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
К каждому ключевому слову поставь вопрос, который свяжет его с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
Соедини два ключевых слова с помощью вопросов. Таким образом, образуется цепочка. Запиши её и постарайся выучить.
Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Метод «5П»
1П - просмотр текста (бегло).
2П - придумай к нему вопросы.
3П - пометь карандашом самые важные места.
4П - перескажи текст («ключевые слова»).
5П - просмотри текст повторно.
Слайд 20Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит
ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.