Презентация, доклад Организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в работе по развитию звуковой культуры речи у дошкольников

Содержание

Задачи воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:1. Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).2. Развитие артикуляционного

Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10
Организация взаимодействия

учителя – логопеда и воспитателей ДОУ в работе по развитию звуковой культуры речи у дошкольников.

Н.И. Удовенко, учитель-логопед.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Организация взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей ДОУ

Слайд 2
Задачи воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:
1. Развитие

восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).
2. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
3.Формирование произносительной стороны речи: правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами.
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются.


Задачи воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:1. Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены

Слайд 3Условия, выполнение которых позволяет решать обозначенные задачи:
Выбор оптимальных методов и приемов

работы по развитию звуковой культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
Наличие полноценной окружающей речевой среды.

В основе работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
Систематичности и последовательности в работе.
Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
Учета интересов всех участников педагогического процесса,
Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.

Условия, выполнение которых позволяет решать обозначенные задачи:Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой культуры речи

Слайд 4
Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями:
беседы
тематические консультации
выступления на педагогических советах,
семинары-практикумы
анкетирование
Информационные бюллетени,

буклеты
Презентация речевых игр, упражнений
Выставка книг, пособий
Речевые уголки в группах
Создание аудио-, видеотеки по теме.
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей в нашем ДОУ осуществляется по
3 основным направлениям:
1. Диагностика речевого развития детей.
2. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.
3. Консультативно-просветительская работа.

Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями:беседытематические консультациивыступления на педагогических советах, семинары-практикумыанкетированиеИнформационные бюллетени, буклетыПрезентация речевых игр, упражненийВыставка книг, пособийРечевые

Слайд 5Совместные коррекционные задачи
Развитие коммуникативных функций речи
Воспитание речевой активности
Обучение грамматически правильной

речи и рассказыванию

Обогащение и активизация словаря

Формирование звуковой культуры речи

Совместные коррекционные задачи Развитие коммуникативных функций речиВоспитание речевой активностиОбучение грамматически правильной речи и рассказываниюОбогащение и активизация словаряФормирование

Слайд 6Формы развития звуковой культуры речи
На занятиях, которые проводятся как самостоятельные занятия
Как

часть занятий по родному языку

Отдельные разделы звуковой по звуковой культуре речи включаются музыкальные и физкультурные занятия

Дополнительная работа в не занятий – различные игры, упражнения в игровой форме

Формы развития звуковой культуры речиНа занятиях, которые проводятся как самостоятельные занятияКак часть занятий по родному языкуОтдельные разделы

Слайд 7Содержание работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

Содержание работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

Слайд 8Артикуляционная гимнастика.
Цель: улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации (нервной проводимости);

выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем; укрепление мышечной системы языка, губ, щёк; уменьшение спастичности (напряжённости) артикуляционных органов. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.

«Лопаточка»

«Трубочка»

«Вкусное варенье»

«Катушка»

Артикуляционная гимнастика.Цель: улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации (нервной проводимости); выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов,

Слайд 9

Методические рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики.
Заниматься нужно в хорошо проветриваемом

помещении.
Дети среднего и старшего возраста занимаются перед зеркалом. Ребёнок хорошо видит своё лицо и лицо взрослого. Иногда малышей отвлекает собственное отражение, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае нужно посадить ребёнка напротив себя и предложить поиграть в игру «Обезьянки».
Упражнения выполняются без напряжения, в спокойном темпе.
Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассматривая куклу. Например, Незнайку, который хорошо справляется с артикуляционной гимнастикой.
Детям, ориентированным на слуховое восприятие важно послушать стихотворение-описание. Увлекательным занятие становится, если взрослый использует «Сказки о весёлом язычке».
Чаще хвалите детей, даже если что-то пока не получается.
Методические рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики.Заниматься нужно в хорошо проветриваемом помещении.Дети среднего и старшего возраста занимаются

Слайд 10Развитие физиологического и речевого дыхания.
Цель: развитие длительного плавного выдоха, глубокого вдоха

и выдоха, воспитание направленной ротовой воздушной струи, развитие и тренировка речевого дыхания.

Дуть на вертушки, лёгкие шарики, бумажные колпачки, подвешенные горизонтально на нитке, полоски бумаги.

Сдуй с веточки.

«Подуй в чашечку»

Развитие физиологического и речевого дыхания.Цель: развитие длительного плавного выдоха, глубокого вдоха и выдоха, воспитание направленной ротовой воздушной

Слайд 11Использование музыкальных атрибутов.

Использование музыкальных атрибутов.

Слайд 12 Методические рекомендации.

Заниматься нужно в хорошо проветриваемом помещении.
Использовать

игровые упражнения.
При выполнении упражнений необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи; осуществлял вдох через нос, живот при вдохе - увеличивается, а при выдохе – уменьшается.
Ребёнок не должен надувать щёки.
Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений – 3-5 минут.

Методические рекомендации. Заниматься нужно в хорошо проветриваемом помещении.Использовать игровые упражнения.При выполнении упражнений необходимо следить,

Слайд 13Рекомендуемые упражнения:
«Задуй свечку».
«Подуй в бутылочку (колпачок)».
«Буря в стакане».
«Мишка

учит буквы» .
«Немое кино».
«Песенка».
«Шину прокололи».
«Перекличка животных и птиц».
«Надуем воздушный шар».
«Любопытная Варвара».
«Трубач».
«Жук».
«Комарик».
«Топор».
«Ворона».
«Гуси».
«Понюхай цветы».
Рекомендуемые упражнения:«Задуй свечку». «Подуй в бутылочку (колпачок)». «Буря в стакане». «Мишка учит буквы» .«Немое кино». «Песенка». «Шину

Слайд 14Рекомендуемые игры.
"Дразнилка" или "Изобрази животное".
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение

на выдохе слогов.
"Эхо".
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.
Как звукоречевая гимнастика используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением, пение песен.
Рекомендуемые игры: "Поезд", "Полет на шарике", "Веселые движения", "Потягушеньки"
"Поезд".
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.
" Полет на шарике".
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.
"Веселые движения".
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
"Потягушеньки".
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.

Рекомендуемые игры.

Слайд 15Речь с движением.
Цели: вырабатывать правильный ритм и темп речи, координировать речь

с движением.
Речь с движением.Цели: вырабатывать правильный ритм и темп речи, координировать речь с движением.

Слайд 16Цели: развивать фонематический слух и восприятие, знакомить с акустическими характеристиками звуков,

учить выделять заданный звук на фоне слова и из слова, развивать языковой анализ, синтез и представления.


Развитие фонематических функций.


Д/и «Веселый поезд».

Д/и «Назови первый звук в слове».

Д/и «Дом для звука».

Звуковой анализ.

Цели: развивать фонематический слух и восприятие, знакомить с акустическими характеристиками звуков, учить выделять заданный звук на фоне

Слайд 17Работа над формированием фонематического слуха построена по принципу от простого к

сложному и предполагает следующую последовательность:
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений развивается способность узнавать и различать неречевые звуки (шум воды, шуршание газеты).
Дети учатся различать высоту, силу, тембр голоса, опираясь на звуки, слоги, слова.
Учатся различать звуки на фоне других звуков. Затем выделять звук на фоне слога, слова. Сначала выделяются гласные ударные звуки из начала слова, затем из конца и середины. Позже учатся выделять согласные звуки.
Важно помнить, что при ознакомлении детей с новым звуком (буквой) необходимо учитывать чистое произношение этого звука каждым ребёнком.
На втором этапе в обучении звуковому анализу используются гласные звуки а, у, и, о. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там). Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.
Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). В игровой и занимательной форме усваиваются термины: «слог», «слово», «гласные звуки», «согласные звуки», акустические характеристики звуков (глухие, звонкие, твёрдые, мягкие).
Важно помнить о том, что при произношении согласных надо научить детей произносить тот звук, который этот согласный обозначает в слове (лампа – «Л», а не «ЭЛ» или «ЛЭ», лев – «ль», а не «ЛЕ» или «ЭЛЬ»). При знакомстве со зрительным образом буквы – букву называть, как звук.

Методические рекомендации.

Работа над формированием фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному и предполагает следующую последовательность:На первом

Слайд 18Большое влияние на развитие речи оказывает развитие мелкой моторики.

Большое влияние на развитие речи оказывает развитие мелкой моторики.

Слайд 19Речевые уголки в разновозрастных группах

Речевые уголки в разновозрастных группах

Слайд 20Консультативно – просветительская работа в детском саду В такой форме работы логопед

проводит консультации, семинары, мастер – класс для всех педагогов дошкольного учреждения.
Консультативно – просветительская работа в детском саду В такой форме работы логопед проводит консультации, семинары, мастер –

Слайд 21Работа с семьей (консультации, беседы, мастер – класс, обновления логопедических уголков)

логопедом.

Для родителей систематически проводятся консультации, мастер – класс, беседы. Цель которых является теоретическое и практическое овладение родителями знаний и навыков коррекционной работы.

Работа с семьей (консультации, беседы, мастер – класс, обновления логопедических уголков) логопедом.  Для родителей  систематически

Слайд 22Спасибо за внимание.

Желаем успеха в работе!

Спасибо за внимание.Желаем успеха в работе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть