Слайд 1ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ:
ТРАДИЦИОННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ К
ВВЕДЕНИЮ ФГОС
ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ
Слайд 2ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Слайд 3Образовательные возможности «особого» младшего школьника
Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ментальными нарушениями
Образовательный маршрут
для «особого» младшего школьника
Слайд 4Под образовательными возможностями понимаются индивидуальные особенности психического развития младшего школьника, которые
раскрываются и совершенствуются в специально организованном образовательном пространстве.
Слайд 5УУД
личностные: опираться на сохранные компоненты личностного потенциала;
познавательные: для точного приёма
и переработки информации необходимо больше времени (т.к. замедленный темп формирования психических процессов);
коммуникативные: способы коммуникации упрощены (т.к. ограниченно владение средствами вербальной и невербальной коммуникации);
регулятивные: тесно связаны с личностными, познавательными, коммуникативными возможностями и определяют уровень их сформированности.
Слайд 6РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
ДЛЯ «ОСОБОГО»
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Слайд 7особые образовательные возможности ребёнка;
особые образовательные потребности ребёнка;
требования Федерального государственного образовательного стандарта
нового поколения к качеству обученности такого ребёнка;
нормативно-правовую базу, лежащую в основе обеспечения и реализации особых образовательных потребностей ребёнка.
Образовательный маршрут
для «особого» ребёнка
Слайд 8 диагностический
организационный
обучающий
Образовательный маршрут
для «особого» ребёнка
Слайд 9ШАГ 1. Диагностический
Цель: выявление образовательных возможностей «особого» младшего школьника.
Задачц:
а) выявить
специфику развития высших психических функций и вариант дизонтогенеза;
б) определить структуру дефекта, указать ведущий дефект;
в) выявить сохранный психический ресурс школьника;
г) определить уровень готовности к обучению (регулятивной, познавательной, коммуникативной, личностной).
Слайд 10Конкретные действия ШПМПк
а) проведение диагностических мероприятий с первых дней пребывания ребёнка
в образовательной организации, направленных на оценку актуального состояния ребёнка;
б) оценка необходимости специальной помощи ребёнку в данной образовательной организации;
в) выбор содержания, продолжительности, стратегии специальной помощи ребёнку в данной образовательной организации;
г) определить образовательные требования к ребёнку в соответствии с его индивидуальными возможностями;
д) подготовка и оформление документации (АООП, АОП), связанной с психолого-педагогическим статусом ребёнка, оценкой прогноза обучения и развития.
Результат: констатация актуальных и потенциальных образовательных возможностей ребёнка.
Слайд 12ШАГ 2. Организационный
Цель: оснащение пространства (инфраструктуры) образовательной организации в соответствии с
образовательными потребностями «особого» младшего школьника.
Задачи:
а) обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащегося квалифицированными кадрами, владеющими технологиями специального образования;
б) обеспечить учебно-методическим сопровождением школьника с ОВЗ;
в) обеспечить школьнику с ОВЗ доступность системы внеурочных мероприятий с учётом специфики его психофизических возможностей.
Слайд 13Конкретные действия администрации ОО
а) привлечение к комплексному сопровождению школьника с ОВЗ специалистов
с необходимым уровнем образования и квалификации;
б) оснащение пространства образовательной организации специальным оборудованием;
в) оснащение рабочего места «особого» младшего школьника специальным оборудованием;
г) оснащение рабочего пространства «особого» младшего школьника необходимыми техническими средствами / гаджетами.
Результат: удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка.
Слайд 14ШАГ 3. Обучающий
Цель: организация специальной образовательной деятельности в соответствии с образовательными
возможностями и потребностями «особого» младшего школьника.
Задачи:
а) реализовать содержание, продолжительность и стратегии специальной помощи ребёнку, рекомендованные ПМПК к данной образовательной организации;
б) помочь «особому» ребёнку быть успешным в обучении;
в) составить индивидуальный образовательный маршрут школьника с учетом его образовательных возможностей.
Слайд 15Конкретные действия педагогического сопровождения
а) выбор учебно-методического материала;
б) выбор правильного учебника;
в) выбор правильного макета рабочей
тетради;
г) выбор правильных учебных принадлежностей исходя из специфики «особого» младшего школьника;
д) организация урока в соответствии со спецификой психофизических возможностей «особого» младшего школьника;
е) учёт здоровьесберегающих технологий.
Результат: реализация образовательных возможностей ребёнка через удовлетворение его особых образовательных потребностей.
Слайд 16Для ребёнка с ментальными нарушениями
лёгкая умственная отсталость
задержка психического развития
сенсорные
нарушения
расстройства аутистического спектра
Слайд 17Оснащение классных комнат и кабинетов специалистов необходимым методическим инструментарием
(дидактическими пособиями,
информационными стендами и т.д.)
и мультимедийными электронными обучающими системами (интерактивной доской)
Слайд 18Оснащение рабочего места младшего школьника с ментальными нарушениями принадлежностями для разных
видов учебной деятельности (рисование, конструирование, письмо, счет, социально-бытовая ориентировка), индивидуальным книжным / электронным учебником
Слайд 19Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Оснащение рабочего пространства младшего школьника с ментальными нарушениями должно быть оборудовано в соответствии с требованиями СанПиНа
Слайд 20Выбор правильного учебника:
учебник содержит много картинного материала для наглядных опор во
время чтения; любой языковой текст сопровождается наглядностью;
картинный материал учебника представляет собой реалистичные изображения, с четкой прорисовкой контуров объектов;
цветовое решение рисунков учебника не должно быть чрезмерно ярким, чтобы не мешать восприятию основного текста;
учебник предполагает схематизацию информации на странице - страница должна иметь строгую зонированность (между заданиями на одной странице имеются интервалы, выделенные графически);
учебник содержит короткие простые учебные тексты;
тексты к заданиям (инструктивные, дидактические) преимущественно одно-двухсловные, доступные для самостоятельного чтения;
учебник имеет крупный, четкий, однотонный (черный) шрифт;
в учебнике предполагаются элементы шрифтового дифференцирования;
учебник отражает системность языка (звук - слово - словосочетание - предложение - текст) как в распределении основных разделов учебника, так и формулировках заданий;
бумажный учебник имеет эквивалент на электронном носителе
Слайд 21Выбор правильного макета рабочей тетради:
Тетради должны быть оформлены в соответствии с
требованиями СанПиНа:
линии чётко различимые, границы строк выражены;
имеется цветовое маркирование полей;
элементы тетради однородные по фактуре и материалу;
обложка тетради выполняет информативно-учебную функцию, являясь одновременно наглядной опорой для школьника в усвоении знаний по предмету;
количество листов в тетради не превышает 12 страниц;
Слайд 22Выбор правильных учебных принадлежностей:
учебные принадлежности отвечают требованиям безопасности (отсутствие резких запахов,
прочность, соответствие технологическим стандартам и т.д.);
письменные принадлежности соответствуют физиологическому строению кисти младшего школьника по размеру и весу;
не рекомендуется использование граненых карандашей. Предпочтительны круглые карандаши и ручки с диаметром 7-8 мм
Слайд 23Организация урока.
схематизировать урок до привычного для ребёнка алгоритма;
объяснять материал четко,
просто, логично, небольшими частями, подкрепляя предметно-практической деятельностью;
в рамках первичного контроля коррекировать знания учащихся;
проводить первичное закрепление материала пошагово, переходя к новому шагу после усвоения предыдущего;
дифференцировать интеллектуальную нагрузку среди учащихся одного класса, а именно предлагать объём задания в соответствии с индивидуальными возможностями конкретного учащегося;
активное закрепление материала осуществлять через систему разнообразных упражнений;
связывать по смыслу тему урока с полученными знаниями, помогать учащимся выделять новую для них информацию;
стимулировать речевую активность учащихся посредством заложенного в речевых конструкциях учителя образца как основы речевого высказывания школьника;
объяснять учащимся алгоритм выполнения домашнего задания;
Слайд 24Учёт здоровьесберегающих технологий:
необходимо чередовать интеллектуальную нагрузку с иной деятельностью (физкультминутки, релакс-паузы,
глазная гимнастика, речёвки, выполнение поручений учителя и др.);
в младшем школьном возрасте рекомендуется проводить подобные паузы как минимум два раза за урок для предупреждения психического пресыщения и/или нервно-психической истощаемости;
одновременно с этим необходимо избегать чрезмерно активных действий, растормаживающих поведение учащихся и препятствующих таким образом соблюдению режима учебной деятельности;
воспитание навыков опрятности и гигиены.