Слайд 2Цель:
Изучить философию Иммануила Канта
Изучить биографию Иммануила Канта
Познакомится с его трудами
Определить особенности
философии Иммануила Канта
Задачи:
Слайд 3Содержание:
Биография
Философия
Этапы творчества
Теория познания
Этика Канта
Эстетика Иммануила Канта
Задачи Канта и их решение
О конце
сущего
Слайд 4Биография
Иммануил Кант (22 апреля 1724-12 февраля 1804 гг.) родился в небогатой
семье ремесленника-седельщика. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину».
Слайд 5Завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в
течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии.
В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.
Слайд 6Великий немецкий философ умер 12 февраля 1804 года в возрасте семидесяти
девяти лет. Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.
Слайд 7Философия
На философские взгляды Канта повлияли :Платон, Беркли, Вольф, Тетенс, Хатчесон, Монтень, Юм, Декарт, А.Баумгартен, Лейбниц, Локк,
Мальбранш, Ньютон, Руссо, Спиноза.По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна».
Слайд 8Этапы творчества
Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и
«критический» :
I этап (1747—1755 годы)
Разделительный период (1770)
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.)
Слайд 9Теория познания
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него
нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Слайд 10В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания:
1) это
субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.
2) это категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез.
Слайд 11Этика Канта
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта
основана на принципе «как если бы» Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны.
Слайд 13Существует две формулировки категорического императива:
«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего
поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству».
Слайд 14Эстетика Иммануила Канта
В эстетике Кант различает два вида эстетических идей —
прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное).
Слайд 15Задачи Канта и их решение
Что я могу знать?
Кант признавал возможность познания,
но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё.
Что я должен делать?
Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.
На что смею надеяться?
Надеяться можно на себя и на государственные законы.
Что такое человек?
Человек — это высшая ценность.
Слайд 16О конце сущего
Три варианта конца:
1) естественный — по божественной мудрости.
2) сверхъестественный
— по непонятным для людей причинам.
3) противоестественный — по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.
Слайд 18Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%ED%F2,_%C8%EC%EC%E0%ED%F3%E8%EB
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84,_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD_%D1%84%D0%BE%D0%BD
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BC,_%D0%94%D1%8D%D0%B2%D0%B8%D0%B4
http://rushist.com/index.php/historical-notes/2033-filosofiya-kanta-kratko