Слайд 1 «Модели семейного воспитания»
Игнатенко В. Ф.,
воспитатель ГПД № 5
«Адаптивной школы
Слайд 2Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так
в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью
не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…
Слайд 4Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений.
Результаты специального
изучения своеобразия семейных отношений последних лет позволили выделить типичные модели семейного воспитания. Они были положены в основу соответствующей систематизации, отражающей те или иные системообразующие признаки. Это позволило сформировать достаточно широкий спектр научных подходов. Рассмотрим тот из них, где в качестве основания для систематизации выступает характер внутрисемейных отношений и его влияние на воспитание детей.
Слайд 5 МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 6 Семьи, уважающие детей
Если мы хотим, чтобы наши
дети проявляли доброту, вежливость и любовь, то мы сами должны подавать им пример.
Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей в этой модели характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством и взаимопомощью.
Слайд 7 Отзывчивые семьи
Отзывчивость ближних — это
зачастую лучший психолог или психиатр.
Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители часто сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, но недостаточно инициативными. Также дети в таких семьях нередко с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.
Слайд 8 Материально - ориентированные семьи
Кто видит счастье в обретении материальных
благ, те никогда не смогут стать по-настоящему счастливыми.
Материально-ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями.
Слайд 9 Враждебные семьи
Враждебные отношения чаще
всего приводят к равнодушию, изоляции людей друг от друга, а отсюда один шаг к одиночеству.
В них преобладает неуважение к детям, недоверие, слежка за ними, физические наказания. В результате дети, как правило, растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи.
Слайд 10 Асоциальные семьи
Дети,
которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.
Перл Бак
Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей может быть только крайне негативным.
Слайд 11
Рассмотрим самые важные факторы оказывающие отрицательное влияние на формирование семейной
воспитательной среды.
Выделено несколько наиболее часто встречающихся причин:
1. Педагогическая несостоятельность родителей.
Большинство родителей приступает к воспитанию детей не имея о нем никаких педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности.
2. Жестокие, варварские методы воспитания.
Дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них.
3. Сотворение в семье кумира обычно в лице единственного ребенка.
Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плаксивого. А в результате - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.
Тот или иной вариант влияния некоторых факторов на формирование модели семейного воспитания вовсе не является фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно - сами или с помощью учителя, психолога-консультанта или социального педагога школы - разобраться в сложившейся ситуации, то преодоление отрицательных факторов возможно, что позволит преобразовать ущербную модель в благополучную.
Содержание и направленность каждой из представленных моделей формируются в результате взаимодействия многих факторов.
Слайд 12 модели воспитания у родителей детей с отклонениями в развитии.
Эти модели воспитания часто встречаются у родителей детей с отклонениями в развитии. Тяжелый дефект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует родителей на использование неадекватного воспитательного подхода.
Слайд 13 гиперопека
Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то,
что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия, в связи с чем он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т. д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития. Однако родителям ребенка с отклонениями в развитии, как правило, трудно определить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необходимо помочь.
Слайд 14Противоречивое воспитание.
Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у
членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более мягкую позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.
Слайд 15Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
Такое воспитание ведет к постоянному
перенапряжению у ребенка. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не дотягивает до оптимального результата, поэтому неуспешен. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку.
Слайд 16Авторитарная гиперсоциализация
К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокий
социальный статус. Они всё время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, использующие такую модель, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.
Слайд 17Воспитание в «культе» болезни
Многие родители формируют в семье отношение к ребенку
как к больному. При таком характере взаимоотношений у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному, в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.
Слайд 18Модель «симбиоз»
Развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще
эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.
Слайд 19Модель «маленький неудачник».
Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и
уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как крест на всю жизнь.
Слайд 20Гипоопека.
Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным
статусом (семьях наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Однако в таком же положении могут быть и его здоровые братья и сестры.
Слайд 21Отвержение ребенка
Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только
с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта
Слайд 22
Сознательное отношение к воспитанию в семье требуется и от детей .
Это
связано с тем, что в него входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат.
Позитивная позиция родителей столь же необходимо для нормального воспитания, как и позиция детей. Именно это позволяет сформировать рациональные отношения в семье, положительно влияющие на эффективность семейного воспитания.
Подводя итог вышесказанному, хочется пожелать каждому родителю , чтобы они БЕРЕГЛИ СВОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИРОК - СЕМЬЮ.
ПУСТЬ В НЕЙ ПОСЕЛЯТСЯ ТОЛЬКО - ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ И МИР! И ТОГДА ИХ ДЕТИ ВЫРАСТУТ НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ И ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖУТ – «У МЕНЯ САМАЯ ЛУЧШАЯ СЕМЬЯ И Я СЧАСТЛИВ!»
Семья - это место, где верят и ждут. Где примут любого, простят и поймут, Где правят улыбка и любящий взгляд. В семье разделяют всегда всё на всех: Проблемы, удачи и радостный смех. Так будьте же крепкой, счастливой семьей, Тогда вас печаль обойдет стороной!