Презентация, доклад Методы, средства и приемы для повышения мотивации школьников

Содержание

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».Б.Шоу

Слайд 1«Методы, средства
и приемы
для повышения мотивации
школьников»

«Методы, средства и приемы для повышения мотивации школьников»

Слайд 2«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Б.Шоу

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».Б.Шоу

Слайд 3Следует обратить внимание на мотивацию деятельности учащихся!
Вероятно – это внутренняя убеждённая

позиция человека способствующая выбору определённого вида деятельности, направленной на поиск новых знаний, открытий.

Мотива́ция (от lat. movere ) — 1) побуждение к действию;
2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;
3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть закон Ньютона

Учитель должен создать такие условия при которых учащиеся захотят сделать это сами. Он ими будет только восхищаться.

Следует обратить внимание на мотивацию деятельности учащихся!Вероятно – это внутренняя убеждённая позиция человека способствующая выбору определённого вида

Слайд 5Эпиграф

Эпиграф

Слайд 6Приемы повышения мотивации

Приемы повышения мотивации

Слайд 7Что такое прием обучения?
Прием обучения – это элемент метода, его составная

часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
(Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.)
Что такое прием обучения?Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в

Слайд 8
Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Слайд 9Приемы технологии
«Мозговой штурм»

Прогнозирование (по портрету, картине)

Прогнозирование по ключевым словам

Верные и неверные

утверждения

Перепутанные логические цепочки

Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

Кластер

Таблица «З–Х–У»

Чтение текста с маркировкой по методу INSERT

Выделение ключевых слов подчёркиванием

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Таблица «З–Х–У»

Маркировочная таблица INSERT

Творческая работа – синквейн

Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ведение дневника, письмо другу

Заполнение кластеров, таблиц

Перепутанные логические цепочки
Приемы технологии«Мозговой штурм»Прогнозирование (по портрету, картине)Прогнозирование по ключевым словамВерные и неверные утвержденияПерепутанные логические цепочкиФормулировка вопросов, ответы на

Слайд 10Прием "Шесть шляп мышления"
• Белая — самая нейтральная. Поэтому участники

этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
• Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
• Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
• Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
• Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
• Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.




Прием

Слайд 11Алгоритм работы
1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация

изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли.

Алгоритм работы1.	Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не

Слайд 12Прием "Корзина идей".
Алгоритм работы
• Объявляется тема урока.
• Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно

записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
• Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
• Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

Прием

Слайд 13Прием "Дерево предсказаний"
Алгоритм работы
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева —

это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

Прием

Слайд 15Прием "Логическая цепочка":
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов,

предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

Прием

Слайд 16Прием «Кластер»

Прием «Кластер»

Слайд 17Кластер по теме «Квадратные уравнения» (Алгебра. 8 класс)

Кластер по теме «Квадратные уравнения» (Алгебра. 8 класс)

Слайд 18RAFT-технология

RAFT-технология

Слайд 19Прием "Фишбоун" (Рыбий скелет)
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат

анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием

Слайд 20Прием "Знаю. Хочу знать. Умею"
В основе ЗХУ лежит таблица.
В ученических тетрадях

и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
Прием

Слайд 21 Приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы
Прием «Вопросительные слова»

Приемы,  позволяющие развивать умение задавать вопросы Прием «Вопросительные слова»

Слайд 22Прием «Толстый и тонкий вопросы»

Те вопросы, на которые можно дать однозначный

ответ - тонкие вопросы, те, на которые ответить столь определенно невозможно - толстые вопросы. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Кто..? Что…?
Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
Что, если ...?

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к нему список вопросов
Прием «Толстый и тонкий вопросы»Те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ - тонкие вопросы, те, на

Слайд 23Прием «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума»

Прием  «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума»

Слайд 24Прием «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума»
Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут

какие-либо факты.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?
Прием «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума»Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.Уточняющие вопросы. Обычно начинаются

Слайд 25Прием «верные и неверные утверждения».
На доске или слайде записаны верные и

неверные утверждения. До изучения новой темы ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, а знак «-» там, где неверное. Ученики работают в парах. Затем предлагаю учащимся поделиться своим мнением с классом. Заслушав ответы учащихся, заполняю первый столбец таблицы (столбец А). Подводя итоги работы над таблицей, подвожу учеников к мысли, что отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет. Ответы на вопросы можно найти, изучив материал параграфа, прочитав предложенный текст и др. Ученики приступают к работе над текстом, а затем, по окончании работы, возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока, делятся своим мнением с классом. В результате заполняется столбец Б. Но это пока еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы. Окончательно таблица заполняется (столбец В) на стадии рефлексии, после обсуждения полученных результатов.
Прием  «верные и неверные утверждения».На доске или слайде записаны верные и неверные утверждения. До изучения новой

Слайд 26Прием «Рефлексивные вопросы»
Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
Набор рефлексивных вопросов:

Что

показалось вам сегодня трудным?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

Заметили ли вы свои успехи…?...
Прием «Рефлексивные вопросы»  Применяется на стадии рефлексии в конце урока.Набор рефлексивных вопросов:Что показалось вам сегодня трудным?Что

Слайд 28АМО
Для завершения образовательного мероприятия
"Мухомор",
«Мудрый совет»,
«Письмо

самому себе»,
«Все у меня в руках!»,
«Итоговый круг»,
«Что я почти забыл?»,
«Ресторан»,
«Комплименты».
АМОДля завершения образовательного мероприятия

Слайд 29АМО
Пример Активных методов релаксации
«Энергия - 1»,
«Роботы»,
Постройся по росту»,
«Красная

Шапочка и Серый Волк», «Шест»,
«Земля, воздух, огонь и вода» и многие другие
АМОПример Активных методов релаксации«Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Земля,

Слайд 30Приемы КТД
«Мозговая атака»
«Пять минут на шум»
«Подготовь каверзный вопрос»
«Расскажи это…..умышленно включая неточности»
Пять

поэтических сражений
Вернисаж
Путешествие в сказку
.Конкурс телепередач
Путешествие по станциям



Приемы КТД«Мозговая атака»«Пять минут на шум»«Подготовь каверзный вопрос»«Расскажи это…..умышленно включая неточности»Пять поэтических сраженийВернисаж Путешествие в сказку.Конкурс телепередачПутешествие

Слайд 31Приемы обучения (по конструктору уроков деятельностной направленности)
Этап мотивации

Приемы обучения  (по конструктору уроков деятельностной направленности)Этап мотивации

Слайд 32Приемы обучения (по конструктору уроков деятельностной направленности)
Этап актуализации и фиксирования индивидуального

затруднения в пробном действии
Приемы обучения  (по конструктору уроков деятельностной направленности)Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Слайд 33Приемы обучения (по конструктору уроков деятельностной направленности)
Этап выявления места и причины

затруднения
Приемы обучения  (по конструктору уроков деятельностной направленности)Этап выявления места и причины затруднения

Слайд 34Приемы обучения (по конструктору уроков деятельностной направленности)
Этап построения проекта выхода из

затруднения
Приемы обучения  (по конструктору уроков деятельностной направленности)Этап построения проекта выхода из затруднения

Слайд 35Приемы обучения (по конструктору уроков деятельностной направленности)
Этап реализации построенного проекта

Приемы обучения  (по конструктору уроков деятельностной направленности)Этап реализации построенного проекта

Слайд 36Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Этап первичного закрепления  с проговариванием во внешней речи

Слайд 37Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Слайд 38Этап включения в систему знаний и повторения

Этап включения в систему знаний и повторения

Слайд 39Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением,

выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного

Слайд 40Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
«Плюс-минус-интересно».


«Мои ответы».
На протяжении урока отмечать условно

свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке «Плюс-минус-интересно».«Мои ответы».На протяжении урока отмечать условно свои ответы: «V» - ответил

Слайд 41Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
. «Комплимент».
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам,

комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Три лица».
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
«Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке . «Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором

Слайд 42Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
«Пейзаж».
Учащимся предлагаются две картины

с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
.Приём «Что, если…?»
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …
Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.
Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке  «Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина

Слайд 43Другие приемы
Конкретная поэзия
Модельный текст
«Шапка вопросов»(автор А.П. Ершова (соавтор В.М. Букатова)
Прием

"Коллекционер«
Прием «Перевод с русского на русский» (на слух)
Прием «Хорошо – плохо»
Прием «Письмо по кругу»
Стратегия решения проблем И.Д.Е.А.Л.
Прием «Вертушка»
Приём «Круги Эйлера»
Приём «ПОПС-формула»



Другие приемыКонкретная поэзияМодельный текст «Шапка вопросов»(автор А.П. Ершова (соавтор В.М. Букатова)Прием

Слайд 44Виды диктантов
Рисованный диктант
«Диктант-болтунья»
«Бегущий диктант»
Диктант с пропусками
Диктант «Спина

к спине»
Словарный диктант
Диктант в группе
Корректировка ошибок….
Виды диктантовРисованный диктант «Диктант-болтунья» «Бегущий диктант» Диктант с пропусками Диктант «Спина к спине»Словарный диктантДиктант в группеКорректировка ошибок….

Слайд 45Приёмы работы с текстовыми источниками информации
Комментированное чтение.
Пересказ, рассказ по опоре.
Перефразирование текста.
Выбор

фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.
Описание понятий и явлений по литературным текстам.
Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).
Поиск ответов на поставленные вопросы.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).
Составление вопросника к тексту.
Конспектирование, «сжатие» текста.
Составление плана текста.
Составление логических (графических) схем.
Составление таблиц.
Анализ материалов СМИ.
Составление кроссвордов.
Составление карт (схем) по тексту.
Составление эмблем, объектов, территорий, понятий.
Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.
Исправление ошибок в тексте.
Смысловой выбор.
Составление «визитных карточек».
Составление мультимедиапрезентаций.
Разработка виртуальных экскурсий.
Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.
Составление сценария учебного фильма.
Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.
Составление рецензий, аннотаций.
Составление подборок стихов, литературных описаний процессов, явлений, территорий.

Приёмы работы с текстовыми источниками информации Комментированное чтение.Пересказ, рассказ по опоре.Перефразирование текста.Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления,

Слайд 46Приёмы работы с картографическими материалами
Чтение карты.
Картографическое (топографическое) лото.
Наложение карт.
Сравнение карт; карт

и космических снимков; карт и фотографий территорий.
Выявление взаимосвязей.
Путешествия по карте.
Составление картосхем.
Составление характеристик объектов, территорий по картам.
Разработка маршрутов.
Разработка тематических карт с новым содержанием.
Составление пазлов.
Составление профилей.
Работа с контурными картами.
Приёмы работы  с картографическими материалами Чтение карты.Картографическое (топографическое) лото.Наложение карт.Сравнение карт; карт и космических снимков; карт

Слайд 47Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами
Описание изображения (составление рассказа).
Поиск деталей.
Сравнение изображений.
Сопоставление.
Создание

проблемной ситуации.
Составление титров.
Составление макета своего пособия (иллюстрации, фильма и т.п.)
Составление слайд-шоу.
Составление иллюстративных рядов.
Составление тематических рабочих тетрадей.

Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами Описание изображения (составление рассказа).Поиск деталей.Сравнение изображений.Сопоставление.Создание проблемной ситуации.Составление титров.Составление макета своего

Слайд 48Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.
Комментирование.
Озвучивание.
Анализ (рецензирование).
Организация практических работ.
Создание мультимедийных

произведений, компьютерных программ.

Приёмы работы  с динамическими экранными материалами Получение информации.Комментирование.Озвучивание.Анализ (рецензирование).Организация практических работ.Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Слайд 49Игровые приёмы

Деловые игры.
Выпуск тематических газет.
Театрализация.
Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников.
КВН.
Викторины и т.п.

Игровые приёмы Деловые игры.Выпуск тематических газет.Театрализация.Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников.КВН.Викторины и т.п.

Слайд 50Рефлексия
Чемодан, мясорубка, корзина

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка

– информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.
РефлексияЧемодан, мясорубка, корзина Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть