Презентация, доклад Метапредметный подход в проведении учебных занятий в соответствии с ФГОС

Содержание

«Образование это то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили» Альберт Энштейн

Слайд 1Метапредметный подход в проведении учебных занятий в соответствии с ФГОС СОО


Чуракова Н.Н.,
заместитель директора
по УР
ГБПОУ «СЭМТ»

Метапредметный  подход в проведении учебных занятий  в соответствии  с ФГОС СОО Чуракова Н.Н., заместитель

Слайд 2 «Образование это то, что остается

после того, когда забывается все, чему нас учили» Альберт Энштейн
«Образование это то, что остается после того, когда забывается все, чему

Слайд 3Термины «метапредмет», «метапредметность»
Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля.

В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики».

Термины «метапредмет», «метапредметность» Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает

Слайд 4МЕТАПРЕДМЕТ

МЕТАПРЕДМЕТ

Слайд 5В качестве метапредметов (метапредметных понятий)
Громыко Ю.В. были выделены: Знание, Знак,

Проблема, Задача.

Метапредметный подход

В качестве метапредметов (метапредметных понятий) Громыко Ю.В. были выделены: Знание, Знак, Проблема, Задача.Метапредметный подход

Слайд 6По Хуторскому цель метапредметного образования – не освоение учебной деятельности, а

именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества. В этом отличие от, например, развивающего образования, цель которого лично развитие ученика.

По Хуторскому цель метапредметного образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего

Слайд 7Цель метапредметного подхода
Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш

“отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи,
т.е. успешно социализироваться
в обществе.
Цель метапредметного подхода  Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей

Слайд 8В.В. Давыдов (психолог):

«школа должна в первую очередь учить детей мыслить –

причём всех детей, без всякого исключения».
В.В. Давыдов (психолог):«школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения».

Слайд 9Реалии 21 века - наличие комплексных проблем : Выход из строя

атомных реакторов. Возникновение заболеваний, лечение которых требует привлечение знаний различных наук. Террористические войны. Техногенные аварии и катастрофы. Развитие генной инженерии и изучение возможных последствий… Решение предполагает междисциплинарное взаимодействие 
Реалии 21 века - наличие комплексных проблем :   Выход из строя атомных реакторов.  Возникновение

Слайд 10 Проблемы, перед которыми стоит российское образование: Педагог должен не только хорошо

знать свой предмет, но и «зоны развития и конфигурации с другими предметами» Быть хотя бы немного «полипредметником», метапредметником (над-…) Научить ребенка самостоятельно учиться! Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 
Проблемы, перед которыми стоит российское образование:

Слайд 11 Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий

потенциал общего образования- вооружить обучающегося таким важным умением, как умение учиться.

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего образования- вооружить обучающегося таким

Слайд 12В соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту метапредметные результаты освоения основной образовательной

программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

В соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

Слайд 137) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных

Слайд 14 Требования к современным специалистам
Профессионалы XXI века – это

специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами

Требования к современным специалистам    Профессионалы XXI века – это специалисты самого широкого профиля,

Слайд 15- это освоенные обучающимися межпредметные умения и универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В качестве метапредметов (метапредметных понятий) Громыко были выделены: Знание, Знак, Проблема, Задача.
- Знак (способность к схематизации, умение выражать с помощью схем то, что понимают, промыслить, то, что хотят сделать, умение по схеме создать образ объекта).
- Знание (способность работать с системами знаний, использовать специальные техники, которые обеспечивают рождение нового знания).
- Проблема (получение соответствующего оснащения для работы с проблемами).
- Задача (способность понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели).

Метапредметные умения

- это освоенные обучающимися межпредметные умения и универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные. В качестве метапредметов

Слайд 16ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся определяют

ценности и смыслы учения
личностные, жизненные, профессиональные;
-самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация. 
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения личностные, жизненные,

Слайд 17В регулятивные универсальные учебные действия (УУД) входят действия, обеспечивающие организацию учебной

деятельности:

- планирование – определение последовательности промежуточных целей для достижения конечного результата;
- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его промежуточных результатов;
- контроль – сопоставление полученного результата с заданным эталоном, обнаружение, анализ отклонений и отличий;
- коррекция – внесение дополнительных отклонений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В регулятивные универсальные учебные действия (УУД) входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: - планирование – определение последовательности

Слайд 18В познавательные универсальные учебные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические и

логические.

Обучающийся научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия;
- осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

В познавательные универсальные учебные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические и логические.Обучающийся научится: - основам реализации проектно-исследовательской

Слайд 19Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,

умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью;
- строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. 
Коммуникативные универсальные учебные действияобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать, вступать в диалог, участвовать

Слайд 20В педагогической литературе предлагается два пути достижения метапредметных результатов: - непосредственное

включение в учебные планы образовательных организаций специально организованных метапредметов; - формирование метапредметных умений средствами учебного предмета, включая в учебное занятие соответствующие виды деятельности.
С точки зрения оптимальности и экономии личного времени обучающихся, целесообразно придерживаться второго пути.
В педагогической литературе предлагается два пути достижения метапредметных результатов: - непосредственное включение в учебные планы образовательных организаций

Слайд 21Метапредметный подход – основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.
Метапредметные категории –

одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению.
Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема) 
Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что позволяет пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, но не предполагает отказ от предметной формы, но, предполагая развитие её на рефлексивных основаниях. Географическое мышление –это мышление, способствующее пониманию многих явлений и процессов!!! 
Цели метапредметного подхода (метапредметного урока ???)
-преодоление узкопредметной специализации;
-преодоление разобщённости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин, и как следствие – учебных предметов;
-развитие лучших дидактико-методических образцов реализации предметной формы знания; 
Что такое метадеятельность? Метадеятельность – универсальная «надпредметная» деятельность (универсальные знания и способы или мыследеятельность) Метадеятельность определяется метазнаниями и метаумениями 
Метапредметный подход – основанный на положениях мыследеятельностной педагогики. Метапредметные категории – одиночные или парные категории, свойственные абстрактному

Слайд 22 Модель - упрощенное представление о реальном объекте, процессе

или явлении, отражающая существенные признаки объекта.
Модель - упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении, отражающая существенные признаки объекта.

Слайд 24Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового

содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности. Требования к учителю Учитель сегодня – конструктор новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися новых продуктов в освоении знаний. 

Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

Важно!

Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении в

Слайд 25Литература:

1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
2. Громыко

Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
5. «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок»
Фёдорова Светлана Шамиловна
6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие
Автор: Громыко Нина Вячеславовна
7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы)
Фёдорова Светлана Шамиловна
8. http://www.ug.ru/downloard/2009/fp1_23pdf Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»
 
9. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.
АЛЕКСАНДРОВА В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта»
 
10. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.
ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»
 
 
 

Литература: 1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство

Слайд 26
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть