Слайд 1Метапредметный
подход в проведении учебных занятий
в соответствии
с ФГОС СОО
Чуракова Н.Н.,
заместитель директора
по УР
ГБПОУ «СЭМТ»
Слайд 2 «Образование это то, что остается
после того, когда забывается все, чему нас учили»
Альберт Энштейн
Слайд 3Термины «метапредмет», «метапредметность»
Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля.
В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики».
Слайд 5В качестве метапредметов (метапредметных понятий)
Громыко Ю.В. были выделены: Знание, Знак,
Проблема, Задача.
Метапредметный подход
Слайд 6По Хуторскому цель метапредметного образования – не освоение учебной деятельности, а
именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества. В этом отличие от, например, развивающего образования, цель которого лично развитие ученика.
Слайд 7Цель метапредметного подхода
Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш
“отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи,
т.е. успешно социализироваться
в обществе.
Слайд 8В.В. Давыдов (психолог):
«школа должна в первую очередь учить детей мыслить –
причём всех детей, без всякого исключения».
Слайд 9Реалии 21 века - наличие комплексных проблем :
Выход из строя
атомных реакторов.
Возникновение заболеваний, лечение которых требует привлечение знаний различных наук.
Террористические войны.
Техногенные аварии и катастрофы.
Развитие генной инженерии и изучение возможных последствий…
Решение предполагает междисциплинарное взаимодействие
Слайд 10
Проблемы, перед которыми стоит российское образование: Педагог должен не только хорошо
знать свой предмет, но и «зоны развития и конфигурации с другими предметами»
Быть хотя бы немного «полипредметником», метапредметником (над-…)
Научить ребенка самостоятельно учиться!
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Слайд 11 Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий
потенциал общего образования- вооружить обучающегося таким важным умением, как умение учиться.
Слайд 12В соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Слайд 137) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».
Слайд 14
Требования к современным специалистам
Профессионалы XXI века – это
специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами
Слайд 15- это освоенные обучающимися межпредметные умения и универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В качестве метапредметов (метапредметных понятий) Громыко были выделены: Знание, Знак, Проблема, Задача.
- Знак (способность к схематизации, умение выражать с помощью схем то, что понимают, промыслить, то, что хотят сделать, умение по схеме создать образ объекта).
- Знание (способность работать с системами знаний, использовать специальные техники, которые обеспечивают рождение нового знания).
- Проблема (получение соответствующего оснащения для работы с проблемами).
- Задача (способность понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели).
Метапредметные умения
Слайд 16ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся определяют
ценности и смыслы учения
личностные, жизненные, профессиональные;
-самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Слайд 17В регулятивные универсальные учебные действия (УУД) входят действия, обеспечивающие организацию учебной
деятельности:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей для достижения конечного результата;
- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его промежуточных результатов;
- контроль – сопоставление полученного результата с заданным эталоном, обнаружение, анализ отклонений и отличий;
- коррекция – внесение дополнительных отклонений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Слайд 18В познавательные универсальные учебные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические и
логические.
Обучающийся научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия;
- осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Слайд 19Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,
умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью;
- строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
Слайд 20В педагогической литературе предлагается два пути достижения метапредметных результатов: - непосредственное
включение в учебные планы образовательных организаций специально организованных метапредметов; - формирование метапредметных умений средствами учебного предмета, включая в учебное занятие соответствующие виды деятельности.
С точки зрения оптимальности и экономии личного времени обучающихся, целесообразно придерживаться второго пути.
Слайд 21Метапредметный подход – основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.
Метапредметные категории –
одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению.
Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)
Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что позволяет пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, но не предполагает отказ от предметной формы, но, предполагая развитие её на рефлексивных основаниях. Географическое мышление –это мышление, способствующее пониманию многих явлений и процессов!!!
Цели метапредметного подхода (метапредметного урока ???)
-преодоление узкопредметной специализации;
-преодоление разобщённости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин, и как следствие – учебных предметов;
-развитие лучших дидактико-методических образцов реализации предметной формы знания;
Что такое метадеятельность? Метадеятельность – универсальная «надпредметная» деятельность (универсальные знания и способы или мыследеятельность) Метадеятельность определяется метазнаниями и метаумениями
Слайд 22 Модель - упрощенное представление о реальном объекте, процессе
или явлении, отражающая существенные признаки объекта.
Слайд 24Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового
содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности.
Требования к учителю
Учитель сегодня – конструктор новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися новых продуктов в освоении знаний.
Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Важно!
Слайд 25Литература:
1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
2. Громыко
Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
5. «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок»
Фёдорова Светлана Шамиловна
6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие
Автор: Громыко Нина Вячеславовна
7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы)
Фёдорова Светлана Шамиловна
8. http://www.ug.ru/downloard/2009/fp1_23pdf Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»
9. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.
АЛЕКСАНДРОВА В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта»
10. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.
ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»