Слайд 1Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися
Обучающий семинар
ноябрь
2017
:
Ситуации, требующие помощи специалиста:
сопровождение выбора профессии,
сопровождение принятия решения, выбора цели,
сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр.
Слайд 3Для осуществления права свободного выбора:
необходимо научить человека выбирать,
помочь ему разобраться
в сути проблемной ситуации,
выработать план решения,
сделать первые шаги.
Слайд 4Тьютор
1.(англ. tutor — репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) — это
педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых;
2.должность, соответствующая должности классного руководителя, но с функциями обеспечения благоприятных условий деятельности для каждого учащегося с целью их подготовки к выбору ;
3.(англ. to tutor — обучать, давать частные уроки, руководить, опекать, курировать) — ключевая фигура в дистанционном обучении, человек, управляющий мышлением других;
4.(лат. tutor - защитник, опекун) — преподаватель-консультант или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы;
5.(англ. tuter - репетитор, наставник) — преподаватель, наставник, помогающий обучающимся наиболее оптимально построить учебный процесс.
Слайд 5Тьюторство — особый тип педагогического сопровождения — сопровождение процесса индивидуализации обучающегося
в ситуации открытого образования.
Слайд 6Учитель-предметник отвечает за предметное обучение. Цель - обеспечение усвоения и освоения
обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание определяется государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины. Он в первую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей выпускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету.
Слайд 7Предмет профессиональной деятельности психолога в системе образования - психика субъектов образовательной
деятельности. Цель его профессиональной деятельности - сохранение и укрепление психического здоровья, создание и поддержание в коллективе образовательного учреждения благоприятного психологического климата, диагностика психологических особенностей обучающихся с целью их учета педагогами в практической деятельности.
Слайд 8Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональная цель
- обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм. Он пытается удержать и обеспечить эффективную деятельность ученика в учебном пространстве школы, следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию семьи со школой, школы с семьей.
Слайд 9Цель деятельности социального педагога - успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым
ребенком своего места в обществе, освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог работает с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Он является связующим звеном между ребенком и педагогами. Социальные педагоги занимаются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.
Слайд 10Цель деятельности тьютора - создание социально- педагогических условий для самосовершенствования и
профессионального становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы.
Слайд 11Принципы деятельности тьютора:
открытость;
вариативность;
гибкость;
непрерывность;
индивидуальный подход.
Слайд 12Основные функции:
диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
выявление познавательных интересов тьюторанта;
оказание помощи
в определении собственного индивидуального пути освоения знания, построение индивидуальной образовательной траектории;
создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения;
вовлечение обучающегося в исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания;
содействие в обеспечении тьюторанта специальной научно-методической литературой, условий для проведения экспериментальной деятельности;
фиксация движения обучающегося в формировании индивидуальной учебной деятельности и исследовательских компетенций;
Слайд 13Основные функции:
удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения в фокусе
контроля;
осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося, внесение, при необходимости, корректив;
установление обратной связи, формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля;
организация тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности;
обеспечение координации всех многообразных структур, ставящих своей целью помочь обучающемуся в осознанном профессиональном выборе;
расширение социального партнёрства и сотрудничества как очного, так и дистанционного, используя возможности сети Интернет.
Слайд 14Основные этапы тьюторского сопровождения:
диагностический (составление плана работы, диагностика обученности и обучаемости
учащегося, выявление познавательных интересов);
этап проектировки (оказание помощи в определении индивидуального пути саморазвития, построение образовательной траектории);
реализационный этап (создание условий для реализации плана по саморазвитию и освоению образовательной программы; вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность, консультирование, организация тренингов личностного и профессионального развития);
аналитико-рефлексивный этап (фиксирование результатов, мониторинг реализации образовательной программы, при необходимости, внесение корректив; формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля; расширение социального партнёрства и сотрудничества);
обобщающий этап (помощь в осознанном профессиональном выборе, в разработке и реализации дальнейшей программы саморазвития).
Слайд 15Педагогические технологии тьюторского сопровождения:
технология развивающего обучения;
педагогика сотрудничества;
технология индивидуализации обучения;
технологии проблемного обучения.
Слайд 16Группы личностно-ориентированного (тьюторского) сопровождения:
слабоуспевающие учащиеся – создание условий для реализации
индивидуальных особенностей и возможностей личности, помощь в выборе индивидуального пути развития, выявление и коррекция психологических проблем неуспевающего ребёнка;
одаренные учащиеся- создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства, удовлетворение потребности в новой информации, помощь одаренным учащимся в самораскрытии.
Слайд 17Направления работы с высокомотивированной группой или личностью:
Решение индивидуальных задач, направленных на
осознанное формирование или коррекцию индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности.
Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы.
Социализация, успешность в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п..
Развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности.
Создание условий для презентации, анализа достижений учащихся.
Осуществление социально-профессионального самоопределения старшеклассников.