Презентация, доклад Клиническая характеристика судорожных состояний у детей и нарушения функций речи

Презентация на тему Презентация Клиническая характеристика судорожных состояний у детей и нарушения функций речи, предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 67 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Презентация «Клиническая характеристика судорожных состояний у детей и нарушения функций речи»
Текст слайда:

Презентация «Клиническая характеристика судорожных состояний у детей и нарушения функций речи»

Подготовила учитель-логопед МБОУ «СОШ №12» г. Обнинска
Попова Наталья Ивановна


Слайд 2
Коротко из истории: Первое описание судорог было дано Гиппократом в V в. до н. э.( считалось, что боги метят
Текст слайда:

Коротко из истории:

Первое описание судорог было дано Гиппократом в V в. до н. э.( считалось, что боги метят судорогами особенно одаренных людей).
Гиппократ выявил неоднородность судорожных состояний: случаи, когда судороги наблюдались на фоне какого либо заболевания, Гиппократ определял как «синдром»; если судороги у больных начинались без видимой причины, протекали в течение длительного времени, меняли характер и личность больного - это указывало на самостоятельное течение болезни. Впервые были даны определения понятий «синдром» и «болезнь».
В XI в. нашей эры арабский врач Авиценна, изучавший судорожные состояния, вводит термин «эпиламвано» (схватываю), в дальнейшей транскрипции превратился в термин «эпилепсия», который используется и в настоящее время.



Слайд 3
Судороги - непроизвольные мышечные сокращения, проявляющиеся в виде приступов, продолжающиеся различное время и являющиеся клиническими признаками поражения
Текст слайда:

Судороги - непроизвольные мышечные сокращения, проявляющиеся в виде приступов, продолжающиеся различное время и являющиеся клиническими признаками поражения центральной нервной системы.


Слайд 4
Судорожный синдром вызывают спонтанные разряды, которые посылает головной мозг. Именно они и вызывают непроизвольные сокращения - судороги.
Текст слайда:

Судорожный синдром вызывают спонтанные разряды, которые посылает головной мозг. Именно они и вызывают непроизвольные сокращения - судороги.

Особенно опасен судорожный синдром для детей.

Чем меньше ребенок, тем больше у него судорожная готовность.


Слайд 5
Наличие судорожных состояний указывает на органические и функциональные нарушения в центральной нервной системе. Часто судорожный синдром наблюдается
Текст слайда:

Наличие судорожных состояний указывает на органические и функциональные нарушения в центральной нервной системе.

Часто судорожный синдром наблюдается в раннем детском возрасте у детей, перенесших менингоэнцефалит в период внутриутробного развития или родовую черепно‑мозговую травму и асфиксию.

В ряде случаев судороги возникают в роддоме, часто во время кормления ребенка (сосание в этот период является большой физической нагрузкой для новорожденного) или во время плача.


Слайд 8
Клиническая картина судорожного синдрома зависит как от характера заболевания, так и от возраста ребенка.
Текст слайда:

Клиническая картина судорожного синдрома зависит как от характера заболевания, так и от возраста ребенка.


Слайд 9
Тонические судороги короткие по временив этот момент наступает спазм гладкой и скелетной мускулатурыотмечается напряжение мышц: ребенок вытягивается,
Текст слайда:

Тонические судороги

короткие по времени
в этот момент наступает спазм гладкой и скелетной мускулатуры
отмечается напряжение мышц: ребенок вытягивается, синеет, издает крик (спазм голосовой щели), прикусывает язык
упускает мочу и кал
останавливается или ослабевает сердечная и дыхательная функция


Слайд 10
Клонические судорогитоническая судорога сменяется клоническойпроисходят ритмичные сокращения в скелетной мускулатуревключается сердечная и дыхательная функция, вызывая икоту и
Текст слайда:

Клонические судороги

тоническая судорога сменяется клонической
происходят ритмичные сокращения в скелетной мускулатуре
включается сердечная и дыхательная функция, вызывая икоту и заикание
длительность клонических судорог различна по времени и степени выраженности


Слайд 11
Клонико-тонический тип судорог встречается при шоковом и коматозном состоянии. в одних случаях судороги носят локальный характер и
Текст слайда:

Клонико-тонический тип судорог встречается при шоковом и коматозном состоянии.

в одних случаях судороги носят локальный характер и охватывают какую-либо часть тела, в других же распространяются на многие группы мышц
окончания судорожного периода наблюдается длительный, глубокий сон
постепенно сон ослабевает и больной просыпается
о прошедшем периоде в памяти ничего не сохраняется


Слайд 14
Судорожные приступы могут быть дневные и ночные. Ночные приступы часто остаются незамеченными, и родители при обращении к
Текст слайда:

Судорожные приступы могут быть дневные и ночные. Ночные приступы часто остаются незамеченными, и родители при обращении к врачу жалуются на периодически возникающее ночное недержание мочи у ребенка.

В этих случаях необходимо проследить за состоянием сна, причинах недержания мочи, их частоты и возможным выявлением ночных приступов, которые также как и дневные, нуждаются в специальном лечении.


Слайд 15
В детском возрасте могут наблюдаться не одиночные приступы, а серия приступов, идущих один за другим, что носит
Текст слайда:

В детском возрасте могут наблюдаться не одиночные приступы, а серия приступов, идущих один за другим, что носит название «эпилептический статус»

Эти состояния представляют собой значительную опасность для жизни человека, так как может не включиться сердечная и дыхательная деятельность.
В случаях начала судорожного приступа больной должен быть направлен в больницу для оказания ему необходимой медицинской помощи.


Слайд 16
Эпилепсию относят к наследственно‑органическим заболеваниям, считая, что по наследству передается предрасположенность к возникновению судорожных состояний, а сами
Текст слайда:

Эпилепсию относят к наследственно‑органическим заболеваниям, считая, что по наследству передается предрасположенность к возникновению судорожных состояний, а сами приступы обусловлены влиянием органического фактора (инфекция, интоксикация, травмы).


Слайд 17
Эпилепсия – тяжелое психическое заболевание, сопровождающееся судорожными приступами.Характеризуется приступами беспорядочной электрической активности отдельных частей или всего головного
Текст слайда:

Эпилепсия – тяжелое психическое заболевание, сопровождающееся судорожными приступами.

Характеризуется приступами беспорядочной электрической активности отдельных частей или всего головного мозга.

Основной симптом эпилепсии – это эпилептический припадок, при котором наблюдается потеря сознания и судороги (конвульсии).


Слайд 18
Для больных эпилепсией характерны психические расстройства:  эгоцентризм, аккуратизм; обидчивость, злопамятство, придирчивость;льстивость, угодливость; вязкость, застреваемость, детализация;уплощение эмоций, усиление и
Текст слайда:

Для больных эпилепсией характерны психические расстройства:

эгоцентризм, аккуратизм;
 обидчивость, злопамятство, придирчивость;
льстивость, угодливость;
 вязкость, застреваемость, детализация;
уплощение эмоций, усиление и извращение влечений;
 сексуальная расторможенность, способность на убийство.

Таким образом, расстройства психической деятельности у детей и подростков зависят от частоты судорожных состояний, тяжести и злокачественности течения болезни. В тех случаях, когда удается лекарственными препаратами приостановить процесс, сделать более редкими эпилептические припадки, дети могут посещать школу и получить определенную профессию.


Слайд 19
Педагог должен уметь отличить эпилептический приступ от истерического состояния !
Текст слайда:

Педагог должен уметь отличить эпилептический приступ от истерического состояния !


Слайд 21
ПРОФИЛАКТИКА СУДОРОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ Важнейшей задачей профилактики является организация мероприятий, направленных на предупреждение развития судорожных состояний.
Текст слайда:

ПРОФИЛАКТИКА СУДОРОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ

Важнейшей задачей профилактики является организация мероприятий, направленных на предупреждение развития судорожных состояний.


Слайд 22
Медико-социальные профилактические мероприятия должны быть ориентированы на решение следующих задач :1. Антенатальная диагностика наследственных заболеваний хромосомных синдромов.
Текст слайда:

Медико-социальные профилактические мероприятия должны быть ориентированы на решение следующих задач :

1. Антенатальная диагностика наследственных заболеваний хромосомных синдромов.

2. Определение среди беременных женщин группы “риска” по возможному рождению ребенка с судорожными состояниями .


Слайд 23
Медико-социальные профилактические мероприятия должны быть ориентированы на решение следующих задач : 3.Выделение среди новорожденных групп “риска” по
Текст слайда:

Медико-социальные профилактические мероприятия должны быть ориентированы на решение следующих задач :

3.Выделение среди новорожденных групп “риска” по развитию судорог:

низкая масса тела при рождении — меньше 1500 г
наличие перинатальной гипоксически-ишемической энцефалопатии
внутриутробных инфекций
внутричерепных кровоизлиянии


Слайд 24
Медико-социальные профилактические мероприятия должны быть ориентированы на решение следующих задач: 4. Определение стратегии лечения детей с судорожными
Текст слайда:

Медико-социальные профилактические мероприятия должны быть ориентированы на решение следующих задач:

4. Определение стратегии лечения детей с судорожными состояниями.
5. Определение комплекса социальных мероприятии, необходимых для детей с судорожными состояниями.

6. Предупреждение врожденных пороков развития у детей, родившихся у матерей с эпилепсией и длительно при- нимающих антиконвульсанты.


Слайд 25
Категории беременных женщин “высокого риска” по возможному развитию у ребенка судорожного синдрома : 1. Имеющих наследственную отягощенность
Текст слайда:

Категории беременных женщин “высокого риска” по возможному развитию у ребенка судорожного синдрома :

1. Имеющих наследственную отягощенность по эпилепсии или фебрильным судорогам.

2. Наличие в родословной семьи родственников, проживающих в экологически неблагоприятных зонах, в частности. в регионах с высоким содержанием ксенобиотиков.


Слайд 26
Категории беременных женщин “высокого риска” по возможному развитию у ребенка судорожного синдрома: 3. Инфицирование по время беременности
Текст слайда:

Категории беременных женщин “высокого риска” по возможному развитию у ребенка судорожного синдрома:

3. Инфицирование по время беременности (токсоплазмоз, цитомегалия, краснуха и другие вирусные инфекции).

4. Прием наркотических веществ (героин, антидепрессанты, барбитураты, aлкoголь).


Слайд 27
Категории беременных женщин “высокого риска” по возможному развитию у ребенка судорожного синдрома : 5. Страдающих заболеваниями наследственной
Текст слайда:

Категории беременных женщин “высокого риска” по возможному развитию у ребенка судорожного синдрома :

5. Страдающих заболеваниями наследственной природы (туберозный склероз, болезнь Реклингхаузена и другие).
6. Имеющих эндокринные заболевания (сахарный диабет, гипер- и гипотиреоз).


Слайд 28
Точная диагностика, основанная на применении рекомбинантных ДНК-зондов, позволяет по желанию родителей избежать рождения больного ребенка или в
Текст слайда:

Точная диагностика, основанная на применении рекомбинантных ДНК-зондов, позволяет по желанию родителей избежать рождения больного ребенка или в случае постнатальной диагностики адекватно лечить и прогнозировать развитие болезни.


Слайд 29
Диагностический подход к судорожному синдрому:обязательными являются КТ и МРТ головного мозга;электроэнцефалография; радиоизотопное сканирование; рентгенография черепа; церебральная ангиография;
Текст слайда:

Диагностический подход к судорожному синдрому:

обязательными являются КТ и МРТ головного мозга;
электроэнцефалография; радиоизотопное сканирование; рентгенография черепа; церебральная ангиография; исследование спинномозговой жидкости (при подозрении на менингит и энцефалит);
анализ крови (для выявления интоксикации).


Слайд 30
Педагогу необходимо :знать, кто в группе страдает судорожными состояниями (при редких судорожных состояниях дети могут посещать детский
Текст слайда:

Педагогу необходимо :

знать, кто в группе страдает судорожными состояниями (при редких судорожных состояниях дети могут посещать детский сад или школу)
уметь оказать первую помощь ребенку во время приступа
для продолжения обучения в беседе выявить, что из прошлого изученного материала он забыл и что сохранил, наметить пути коррекционного воздействия


Слайд 31
Оказание первой помощи :ребенка необходимо поддержать и не допустить падения на полположить что‑нибудь мягкое под голову во
Текст слайда:

Оказание первой помощи :

ребенка необходимо поддержать и не допустить падения на пол
положить что‑нибудь мягкое под голову во избежание дополнительных травм
важно не допустить во время клонических судорог западения языка в дыхательное горло (повернуть голову на бок)
после приступа ребенок нуждается в покое (желательно его перенести в медицинский кабинет, где будет наблюдение, так как приступы могут повторяться)



Слайд 33
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СУДОРОЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ : Одной из важнейших задач нейропедиатрии является создание и развитие
Текст слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СУДОРОЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ :

Одной из важнейших задач нейропедиатрии является создание и развитие специализированной помощи больным, страдающим судорожными пароксизмами.

Создание данной службы необходимо в связи с тем, что судорожные пароксизмы могут явиться одной из ведущих причин инвалидизации и летальных исходов.


Слайд 34
Родители при возникновении у ребенка судорожного пароксизма нередко сами выбирают врача, который берет на себя бремя ответственности
Текст слайда:

Родители при возникновении у ребенка судорожного пароксизма нередко сами выбирают врача, который берет на себя бремя ответственности за ребенка

Во многих странах мира эпилетология стала самостоятельной медицинской дисциплиной, соответственно выделена и специальность врача-эпилептолога .

В связи с тем, что в нашей стране отсутствуют специализированные центры по диагностике и лечению судорожных состояний и эпилепсии у детей, ведущая роль в первоначальной ориентации пациента принадлежит педиатру .


Слайд 35
Врач, берущий на себя обязанности ведения больного с судорожными состояниями, должен отчетливо представлять весь спектр проблем, которые
Текст слайда:

Врач, берущий на себя обязанности ведения больного с судорожными состояниями, должен отчетливо представлять весь спектр проблем, которые ему предстоит решить, прогнозировать возможные последствия при неудачно выбранной стратегии лечения.


Слайд 36
Речевые судороги  Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги
Текст слайда:

Речевые судороги

Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания.
Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата.


Слайд 39
Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические: Тонические проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц,
Текст слайда:

Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические:

Тонические проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т.п.). Рот при этом может быть полуоткрытым либо, напротив, губы плотно сомкнуты. Лицо отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации.
Клонические речевые судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки либо слоги.


Слайд 40
Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у одного и того же заикающегося. Судороги мышц речевого аппарата
Текст слайда:

Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у одного и того же заикающегося.

Судороги мышц речевого аппарата могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном, соответственно, принято говорить об артикуляционных, голосовых и дыхательных судорогах.
В клинической картине заикания чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д.


Слайд 41
До настоящего времени общепризнанно, что классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии А.И. Сикорского “О
Текст слайда:

До настоящего времени общепризнанно, что классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии А.И. Сикорского “О заикании” (1889). Им выделено 16 форм различных речевых судорог в зависимости от их локализации.


Слайд 42
Судорога дыхательного аппарата Инспираторная судорога характеризуется внезапным резким вдохом, возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит
Текст слайда:

Судорога дыхательного аппарата

Инспираторная судорога характеризуется внезапным резким вдохом, возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Инспираторные клонические судороги могут следовать друг за другом, не прерываясь выдохом, нарушают фонацию и артикуляцию. Сила их бывает различной, но чаще они выражены слабо.
Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания. Для нее характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Во время приступа заикающийся может резко наклоняться вперед, а воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель, артикуляция и вокализация приостанавливаются. В случае значительной длительности и выраженности тонического напряжения мышц в структуру экспираторной судороги включается раскрытие голосовой щели, опускание нижней челюсти, поднятие небной занавески и раздувание крыльев носа.


Слайд 43
Судороги голосового аппарата Смыкательная голосовая судорога возникает при попытке начать речь или в середине речевого высказывания, что внезапно
Текст слайда:

Судороги голосового аппарата

Смыкательная голосовая судорога возникает при попытке начать речь или в середине речевого высказывания, что внезапно прекращает голосоподачу. Голосовые складки в момент судороги резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха. Основным признаком этого вида судорог является полное отсутствие звука, которое может быть различным по длительности.
Вокальная судорога возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц в процессе речи, акустически воспринимается как необычная продолжительность вокализации гласного звука.
Дрожащий или толчкообразвый гортанный спазм -  речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук с полным отсутствием артикуляции. Иногда звуки слышны в виде отдельных медленных “ударов”.




Слайд 44
Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука. По мнению Сикорского А.И., наиболее
Текст слайда:

Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука.

По мнению Сикорского А.И., наиболее часто вокальные судороги встречается в инициальной стадии заикания у детей и могут быть первым признаком начинающегося заикания, а также является предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог.


Слайд 45
Судороги артикуляционного аппарата разделяют на:лицевые (губы, нижняя челюсть); язычные ;судороги мягкого неба.
Текст слайда:

Судороги артикуляционного аппарата разделяют на:

лицевые (губы, нижняя челюсть);
язычные ;
судороги мягкого неба.


Слайд 46
Лицевые судороги  Смыкательная судорога губ - в виде спазма круговой мышцы рта, губы сильно сжимаются, другие
Текст слайда:

Лицевые судороги

Смыкательная судорога губ - в виде спазма круговой мышцы рта, губы сильно сжимаются, другие лицевые мышцы могут не принимать участия, щеки могут надуваться под напором воздуха, наполняющем полость рта. Нарушается произнесение губных звуков (п, б, м, в, ф) в, тяжелых случаях язычные (т, д, к).
Верхнегубная судорога(редко) - спазм мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа, чаще с одной стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление. Чаще бывает тонической, произнесение всех губных звуков является практически невозможным.
Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или обе мышцы, опускающие угол рта. Если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.


Слайд 47
Лицевые судороги Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева, может затрагивать мышцы носа,
Текст слайда:

Лицевые судороги

Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева, может затрагивать мышцы носа, век, лба. Заикающийся не в состоянии сомкнуть губы, в результате расстраивается произнесение соответствующих согласных.
Судорожное раскрытие ротовой полости: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта приобретают квадратную форму. Может захватывать мышцы лба, век.
Сложная судорога лица представляет одно из проявлений выраженных в тяжелой степени различных лицевых судорог, характерна для тяжелого заикания у взрослых.


Слайд 48
Язычные судороги Судорога кончика языка - кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, артикуляция приостанавливается, выдох прекращается,
Текст слайда:

Язычные судороги

Судорога кончика языка - кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, артикуляция приостанавливается, выдох прекращается, возникает необоснованная пауза.
Судорожный подъем корня языка - насильственный подъем корня языка вверх и оттягивании назад, происходит смыкание корня языка с небом и блокируется воздушная струя, возникает при произнесении (г, к, х).
Изгоняющая судорога языка -выталкивание языка наружу в пространство между зубами, произнесение звуков становится невозможным, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые ощущения.
Подъязычная судорога - опускание нижней челюсти и открытие рта, часто наблюдается повторение слогов и придыхания, редко она носит самостоятельный характер, сочетается с судорогами другой локализации.


Слайд 49
Судорога мягкого неба Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в
Текст слайда:

Судорога мягкого неба

Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам нозализованный оттенок.
Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков, похожих на “пм-пм” или “тн-тн”, “кн-кн” и т.п. в зависимости от положения языка и губ.
Субъективные ощущения заикающихся выражаются в чувстве неприятного напряжения, саднения и сухости в носу.

Данная судорога изолированно встречается крайне редко. Чаще она наблюдается в составе сложной общей генерализованной судороги артикуляционного аппарата.


Слайд 50
Тяжесть проявления речевых судорог  Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог. Оценка тяжести судорожной активности
Текст слайда:

Тяжесть проявления речевых судорог

Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог.
Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.


Слайд 51
Заикание Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей.Заикание,
Текст слайда:

Заикание

Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей.
Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или “вторичного”, которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

Определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.


Слайд 52
Механизм развития заикания  Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его
Текст слайда:

Механизм развития заикания

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.
Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность.
Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других).
Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

Сложный и не до конца установленный процесс


Слайд 53
То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано
Текст слайда:

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).


Слайд 54
Имеются разные мнения специалистов по поводу оценки степени тяжести заикания Многие практики считают, что степень тяжести заикания
Текст слайда:

Имеются разные мнения специалистов по поводу оценки степени тяжести заикания

Многие практики считают, что степень тяжести заикания определяется плавностью речи в разных видах речевой нагрузки. Легкая степень заикания квалифицируется в случае, если судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи. Средняя степень определяется в случаях, когда запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической речи. Тяжелая степень фиксируется, если судорожные запинки встречаются во всех формах речи (Волкова Г.А., 1993; и др.).
Другие ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте (В.И. Селиверстов, 1994).
Существуют и другие, более формализованные оценки степени тяжести заикания, как-то: количественные показатели темпа речи, количество и длительность пауз, количество повторов, вставок лишних звуков и других искажений речи заикающихся (Ю.А. Кузьмин, 1990 и др.).


Слайд 55
Заикание необходимо отличать от расстройств темпа речи (тахилалия и брадилалия) Тахилалия — это ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по
Текст слайда:

Заикание необходимо отличать от расстройств темпа речи (тахилалия и брадилалия)

Тахилалия — это ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму речь.
Брадилалия — это замедленная, растянутая речь.
Тахилалия и брадилалия могут быть обусловлены врожденными особенностями нервной системы и эмоциональным состоянием.
Иногда они обусловливаются дисфункцией подкорковых отделов мозга.
Но в отличие от заикания при тахи- и брадилалии отсутствуют судороги мышц речевого аппарата.


Слайд 56
Речевое дыхание  У заикающихся координация дыхания и артикуляции нередко нарушается даже в процессе плавной речи.Заикающиеся делают
Текст слайда:

Речевое дыхание

У заикающихся координация дыхания и артикуляции нередко нарушается даже в процессе плавной речи.
Заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения фразы.
Нередко заикающиеся говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
Нарушение речевого дыхания у заикающихся так сильно выражено, что многие специалисты видят причину заикания именно в этом.
При коррекции заикания регуляция речевого дыхания используется как один из ведущих приемов установления плавности речи.

В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания.


Слайд 57
Исследования состояния артикуляционного аппарата при помощи электромиографа показали:Поэтому звуки, требующие наибольшего напряжения для произнесения, проходят с судорожным
Текст слайда:

Исследования состояния артикуляционного аппарата при помощи электромиографа показали:

Поэтому звуки, требующие наибольшего напряжения для произнесения, проходят с судорожным сокращением мышц артикуляционного аппарата, голосовых связок и нарушением дыхания.
Как показал Н. И. Жинкин, при заикании нарушается взаимодействие основных нервных процессов — возбуждения и торможения, приводящее к рассогласованию координации артикуляции, фонации и дыхания, необходимой для нормальной речи.
Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных — реже, причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

судорожная готовность у заикающихся появляется еще до произнесения звуков, когда больной только создает программу высказывания.


Слайд 58
Формы заиканияВ медицинской литературе рассматриваются две формы заикания: невротическое и неврозоподобное.
Текст слайда:

Формы заикания

В медицинской литературе рассматриваются две формы заикания: невротическое и неврозоподобное.


Слайд 59
Невротическое заикание возникает после перенесенных ребенком с неокрепшей нервной системой психологических травм на фоне общей и вегетативной
Текст слайда:

Невротическое заикание

возникает после перенесенных ребенком с неокрепшей нервной системой психологических травм на фоне общей и вегетативной недостаточности (объясняется врожденной или приобретенной недостаточности систем, обеспечивающих моторный компонент речи).
на таком фоне при психогенных перегрузках легко возникает нарушение взаимодействия между возбудительным и тормозным процессами. Срыв нервных процессов в коре (по Павлову), ослабляет регулирующую функцию коры на нижние отделы, что приводит к различным невротическим реакциям и заиканию (логоневрозу).
при неправильном отношении к ребенку (замечания, наказания) и продолжающемся воздействии травмирующих психику факторов запинки усиливаются, формируются различные невротические реакции, в том числе страх речи (С.А. Гриднев, В.В. Ковалев).
при правильном отношении к ребенку, применении логопедических, психотерапевтических и медицинских воздействий заикание нивелируется.


Слайд 60
Неврозоподобное заикание возникает на фоне резидуально-органических и соматогенных нарушений головного мозга (В.В. Ковалев) развивается на фоне запаздывающего
Текст слайда:

Неврозоподобное заикание

возникает на фоне резидуально-органических и соматогенных нарушений головного мозга (В.В. Ковалев)
развивается на фоне запаздывающего речевого формирования (полное отсутствие речи до 3 лет или начало речевого развития с выраженными дизартрическими трудностями)
возникает сразу с первыми словами (Н.Н. Трауготт), или на фоне фонетических расстройств
при этом часто отсутствуют указания на испуг или другие травмирующие психику обстоятельства
преобладает клоно-тонический компонент в мышцах артикуляции и тикозные подергивания в лицевой мускулатуре
нет выраженных личностных реакций на дефект, но проявляются и другие признаки органической недостаточности: рассеянная неврологическая симптоматика, астеническое состояние, тики, энурез и другие


Слайд 61
Характер лечебно-коррекционных мероприятий при заикании зависит от его формы и возраста больного ребенка Лечебно-коррекционные мероприятия должны носить
Текст слайда:

Характер лечебно-коррекционных мероприятий при заикании зависит от его формы и возраста больного ребенка

Лечебно-коррекционные мероприятия должны носить комплексный характер.
Одновременно необходимо проводить логопедические занятия, психотерапевтические воздействия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.
Необходимо вести работу с родителями и другими членами семьи больного ребенка.
Большое значение в преодолении заикания имеют занятия логоритмикой и лечебной физкультурой.

Но во всех случаях его следует начинать сразу после появления дефекта речи !


Слайд 62
Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок:  Глухие и звонкие смычные согласные, в особенности “п, т, к”,
Текст слайда:

Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок:

Глухие и звонкие смычные согласные, в особенности “п, т, к”, и сочетания этих звуков с другими согласными, например, “тр”, “ст”, “кр” и т.п.
При произнесении предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре.
В словах, не характерных для словаря говорящего (малочастотные), а также в словах или словосочетаниях, которые несут основную информационную нагрузку во фразе.
Влияет и ритмическая структура слова: запинки главным образом возникают на предударных и ударных слогах и практически не появляются на заударных слогах.
Наиболее же часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.


Слайд 63
Новая теория в развитии заикания  Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что
Текст слайда:

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга).
Если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина.
То есть выпил таблетку — и можно отправляться на сцену ораторствовать!


Слайд 64
Много правильных мыслей в связи с этиологией, формой и патогенезом заикания было высказано отечественным врачом X. Лагузеном,
Текст слайда:

Много правильных мыслей в связи с этиологией, формой и патогенезом заикания было высказано отечественным врачом X. Лагузеном, а позже И.А. Сикорским. Большой вклад в изучение проблемы заикания внесли Г.Д. Неткачев, В.М. Бехтерев, В.А. Гиляровский, Ю.А. Флоренская, Ф.А. Pay, Н.А. Власова, Н.П. Тяпугин, М.Е. Хватцев, B.C. Кочергина, Н.И. Жинкин, В.И. Селиверстов и др. Из зарубежных авторов необходимо назвать имена Э. Фрешельса, Г. Гутцмана, А. Куссмауля, М. Надолечного, М. Зеемана.


Слайд 65
Литература:  Бадалян Л.О.Невропатология: Учебник. – М.: «Академия». 2006. – 400 с.Гуровец Г.В.Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной
Текст слайда:

Литература:

Бадалян Л.О.Невропатология: Учебник. – М.: «Академия». 2006. – 400 с.
Гуровец Г.В.Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учебное пособие / под ред. В.И.Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 303 с.
Ляпидевский С.С.Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики. Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 384 с.
Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста. - М.: ВЛАДОС, 2008.


Слайд 67
Спасибо за внимание!  Будьте здоровы!
Текст слайда:

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть