Презентация, доклад к семинару для преподавателей Авторитет преподавателя.

Содержание

Сущность, структура, уровни авторитетаУсловия становления авторитетаАвторитарность и виды ложного авторитета

Слайд 1Авторитет преподавателя

Авторитет преподавателя

Слайд 2Сущность, структура, уровни авторитета
Условия становления авторитета
Авторитарность и виды ложного авторитета

Сущность, структура, уровни авторитетаУсловия становления авторитетаАвторитарность и виды ложного авторитета

Слайд 3Авторитет (auctoritas (лат.) – власть, влияние)
Авторитет – отличительная особенность лица, благодаря

которой заслужено доверие и может оказываться влияние на других лиц.


Авторитет – способность направлять, не прибегая к принуждению, логику мышления и поступки другого человека по желательному пути.

Авторитет (auctoritas (лат.) – власть, влияние)Авторитет – отличительная особенность лица, благодаря которой заслужено доверие и может оказываться

Слайд 4 Структура авторитета (И.П. Андриади, М.Ю.Кондратьев)
профессиональный
личностный
социальный
ролевой

Структура авторитета   (И.П. Андриади, М.Ю.Кондратьев)профессиональныйличностныйсоциальныйролевой

Слайд 5Профессиональный компонент
Информационная ценность одной личности для другой
Специальная
эрудиция
Методическое
мастерство
Технологическое
разнообразие

Профессиональный компонентИнформационная ценность одной личности для другойСпециальнаяэрудицияМетодическоемастерствоТехнологическое разнообразие

Слайд 6 Личностный компонент
ценностная
Характерологическая
(черты характера, оказывающие психологическое
воздействие)


Культурологическая
(круг интересов, степень и уровень общения,
педагогический такт)

Личностный компонентценностнаяХарактерологическая (черты характера, оказывающие психологическое воздействие) Культурологическая (круг интересов, степень и уровень

Слайд 7Социальный компонент
Социальная значимость профессии

Престиж

Профессиональные стереотипы

Социальный компонентСоциальная значимость профессииПрестижПрофессиональные стереотипы

Слайд 8Ролевой компонент
Занимаемая должность
права и обязанности

Ролевой компонентЗанимаемая должностьправа и обязанности

Слайд 9 Уровни авторитета
позиционный, формальный (согласно обязанностям педагога);
функциональный, неформальный (определяется мерой

профессионализма со стороны педагога);
личностный, неформальный (кроме профессиональных важны и значимы личностны качества).

Уровни авторитета позиционный, формальный (согласно обязанностям педагога);функциональный, неформальный (определяется мерой профессионализма со стороны педагога);личностный, неформальный (кроме

Слайд 10Стадии становления авторитета
1. Педагог - источник информации. Взаимоотношения основаны на значимости

педагога как источника необходимых сведений, он привлекает интерес объемом знаний, его индивидуальные качества не фиксируется.

2. Педагог - референтное лицо. Для учащихся становится важной личностная оценка преподавателем событий и педагогических фактов. Его мнение выступает основанием для осуществления действий, которые всегда соотносятся с позицией преподавателя.

3. Педагог - авторитетное лицо. Педагогу авансируется доверие, его мнение считается изначально верным и принимается как руководство к действию. Отношения носят характер ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубокую эмоциональную окраску.
Стадии становления авторитета1. Педагог - источник информации. Взаимоотношения основаны на значимости педагога как источника необходимых сведений, он

Слайд 11Условия становления авторитета
Соответствие личностных качеств педагога содержанию и условиям совместной деятельности.

Это связано с тем, что авторитет образуется синтезом свойств личности.
Если свойства педагога отвечают требованиям деятельности, то он является авторитетным для коллектива, и наоборот, несоответствие свойств личности требованиям ведет к неавторитетности педагога.
Условия становления авторитетаСоответствие личностных качеств педагога содержанию и условиям совместной деятельности. Это связано с тем, что авторитет

Слайд 12Условия становления авторитета
Необходимость предъявлять требования только в сочетании с проявлением взаимного

уважения, доверия и значимости.
Процесс воздействия педагога на обучаемых всегда сопряжен с выдвижением определенных требований. Корректность и тактичность выдвижения требований педагогом в сочетании с уважением личности своих воспитанников во многом будут определять характер взаимоотношений.
Условия становления авторитетаНеобходимость предъявлять требования только в сочетании с проявлением взаимного уважения, доверия и значимости. Процесс воздействия

Слайд 13Условия становления авторитета
Учет ценностных ориентации, мотивации и потребностей всех воспитуемых и

каждого в отдельности. Это связано с тем обстоятельством, что востребованность конкретных личностных качеств педагога зависит также от ценностных ориентации конкретного коллектива.
Учет возрастных особенностей обучаемых. Чем младше воспитанники, тем более они признают авторитет педагога в первую очередь в силу авторитетности его ролевой позиции, в силу его властных полномочий. По мере взросления обучаемых происходит усиление личностной избирательности.

Условия становления авторитетаУчет ценностных ориентации, мотивации и потребностей всех воспитуемых и каждого в отдельности. Это связано с

Слайд 14Условия становления авторитета
Успех в совместной деятельности.
Обусловлено тем фактом, что успех

личности является одной из самых важных предпосылок ее влияния на других.
Кроме того, также важно в построении авторитетных отношений создание атмосферы эмоционального благополучия и сопричастности к успеху.

Условия становления авторитетаУспех в совместной деятельности. Обусловлено тем фактом, что успех личности является одной из самых важных

Слайд 15Условия становления авторитета
Подкрепление авторитетных отношений. Приобретенный авторитет требует постоянного подтверждения, что

особенно актуально при работе с подростками и юношеством в силу отмеченных ранее возрастных особенностей.

Активная личностная позиция педагога в процессе формирования и поддержания авторитетных отношений.

Социальная перцепция. Статус педагогической профессии в государстве, статус образовательного учреждения, в котором педагог работает, статус предмета — все это сказывается на мере аванса доверия, который изначально дается педагогу и является условием становления его авторитета.
Условия становления авторитетаПодкрепление авторитетных отношений. Приобретенный авторитет требует постоянного подтверждения, что особенно актуально при работе с подростками

Слайд 16Авторитарность
Стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию. Проявляется
в жестком

навязывании своей воли,
в требовании принимать на веру содержание преподаваемых знаний.

АвторитарностьСтремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию. Проявляется в жестком навязывании своей воли, в требовании принимать

Слайд 17 Формы авторитарности (Ю.П. Азаров)

-

грубая авторитарность – открытая неприязнь к отдельным студентам;
- скрытая авторитарность, при которой насилие завуалировано под стремлением преподавателя опираться на мнение студенческого коллектива, действовать от его имени;
- демагогическая авторитарность – педагог, прикрываясь различного рода нравственными поучениями, воздействует на воспитанников потоком словесной морали, пренебрегает нравственным опытом студента;
- либеральный авторитаризм – педагог соглашается, уступает, одновременно изучая позиции воспитанников, но как только воспитанник пытается проявить самостоятельность, сразу применяет штрафные санкции;
- административный авторитаризм возводит в абсолют разные формы администрирования.

Формы авторитарности      (Ю.П. Азаров)- грубая авторитарность – открытая неприязнь

Слайд 18Виды ложного родительского авторитета

(А.С. Макаренко)

Авторитет подавления

Авторитет расстояния

Авторитет чванства

Авторитет педантизма

Авторитет доброты

Авторитет резонерства

Авторитет подкупа

Авторитет дружбы

Авторитет любви

Виды ложного родительского авторитета           (А.С. Макаренко)Авторитет подавленияАвторитет

Слайд 19Авторитет подавления
Суть его заключается в том, что в семье царствует отец,

и его террор держит в страхе всю семью, т.е. и жену, и детей. Такой отец часто и по пустякам раздражается, сразу хватается за палку или ремень и, разумеется, использует их как инструмент "выбивания дури" из воспитуемых.


Авторитет подавления учит детей маневрировать, вызывает «детскую ложь и человеческую трусость», либо пробуждает ярое сопротивление тирании. Например, сыновья могут заступаться за угнетаемую мать.

Авторитет подавленияСуть его заключается в том, что в семье царствует отец, и его террор держит в страхе

Слайд 20 Авторитет расстояния
«В этом типе авторитет делается по принципу потрясения. Родители, а

больше всего отцы, держатся перед домашними, как боги. У нас отдельные углы, недоступные, как "святая святых" в иерусалимском храме. В семье все с трепетом произносят: папина кровать, папин шкаф, папины штаны. Папа, возвращаясь со службы, не проходит по комнатам, а шефствует».
 Авторитет расстояния«В этом типе авторитет делается по принципу потрясения. Родители, а больше всего отцы, держатся перед домашними,

Слайд 21


Отличительной чертой этого ложного авторитета является неприступность и отстраненность родителей.

Отличительной чертой этого ложного авторитета является неприступность и отстраненность родителей.

Слайд 22Авторитет чванства (необоснованного превосходства над окружающими)
Такие родители пытаются возвыситься над обществом

в целом, и над своей семьей, в частности.
В семье постоянно обсуждаются заслуги такого родителя, его достоинства. К остальным людям родители относятся с высокомерием. Это рождает и в ребенке элементы высокомерного отношения к сверстникам
Авторитет чванства (необоснованного превосходства над окружающими)Такие родители пытаются возвыситься над обществом в целом, и над своей семьей,

Слайд 23Авторитет педантизма или «Как я сказал, так и будет!»
авторитет создается по

принципу "твердой воли". Здесь родители вообще более "умственные" и склонные к педагогическим рассуждениям.
Это своеобразная бюрократическая формалистская родительская педагогика. Родители обращают внимание на своих детей гораздо больше, чем в предыдущих случаях, но делают это с большой долей бюрократизма.
Они уверены, что каждое сказанное ими слово должно восприниматься детьми как высшая истина.
Авторитет педантизма или «Как я сказал, так и будет!»авторитет создается по принципу

Слайд 24Авторитет резонерства
Родители буквально «заедают» ребенка своими нотациями, брюзжанием, поучениями, назиданиями.
Им

кажется, что именно в поучениях и назиданиях ("сядь ровно!", "не болтай ногами!", "врать плохо!" и проч.) основная педагогическая мудрость.
Критичный ум ребенка замечает множество расхождений между нотациями родителей и их реальными поступками.
Авторитет резонерстваРодители буквально «заедают» ребенка своими нотациями, брюзжанием, поучениями, назиданиями. Им кажется, что именно в поучениях и

Слайд 25Авторитет дружбы (панибратства)-педагогика «бессилия»
По мнению А.С. Макаренко, такой вид авторитета присущ

в основном интеллигентным семьям. Дружба в подобных семьях достигает крайнего предела, поскольку родители не умеют правильно построить взаимоотношения с детьми, забывая, что они являются воспитателями, а дети – воспитанниками, а не наоборот.
 
«В таких семьях нередки панибратские отношения, где дети называют родителей небрежно Петьками и Машками потешаются над ними, грубо их обрывают, поучают на каждом шагу или просто на них орут».
Авторитет дружбы (панибратства)-педагогика «бессилия»По мнению А.С. Макаренко, такой вид авторитета присущ в основном интеллигентным семьям. Дружба в

Слайд 26Авторитет доброты (попустительства)
По мнению А.С. Макаренко, это самый неумный вид родительского

авторитета, поскольку детское послушание здесь тоже организуется через любовь, но выражается она в мягкости, уступчивости и доброте родителей. Они все разрешают ребенку, им ничего для него не жалко.
 
В таких семьях очень боятся конфликтов, и, предупреждая их, родители жертвуют ценными, радостными и искренними взаимоотношениями со своими детьми.
Ребенок вырастает эгоистом, считающим, что весь мир существует для него. Педагогический вред этого вида заключается в том, что ребенок, усваивая подобный тип родительского поведения, приобретает отрицательный опыт, и впоследствии он непременно скажется на взаимоотношениях родителей и детей.
Авторитет доброты (попустительства)По мнению А.С. Макаренко, это самый неумный вид родительского авторитета, поскольку детское послушание здесь тоже

Слайд 27Авторитет любви
Любовь как самопожертвование.

Бесконечное и безрадостное жертвоприношение, молчаливое и угрюмое.

Авторитет любвиЛюбовь как самопожертвование.Бесконечное и безрадостное жертвоприношение, молчаливое и угрюмое.

Слайд 28Авторитет любви
Любовь как тирания

мать «делает для ребенка все, что только может»,

но взамен требует, чтобы тот никогда ее не покидал.
Например, не позволяет своему чаду вступить в брак и тем самым вылететь из ее гнезда, больше напоминающего клетку.
Авторитет любвиЛюбовь как тираниямать «делает для ребенка все, что только может», но взамен требует, чтобы тот никогда

Слайд 29Авторитет подкупа
По Макаренко, это самый безнравственный вид родительского ложного авторитета, поскольку

безоговорочное послушание покупается подарками и обещаниями.
Действует прямой договор между родителями и детьми. Если будешь хорошо учиться, куплю то-то. Если будешь слушаться бабушку, сделаю то-то. Весьма распространенный вид авторитета в современный семьях с повышенным достатком. Родители чрезмерно занятые собой и своим проблемами, просто откупаются от ребенка. В качестве подкупа может выступать зарубежная поездка, деньги, дорогие безделушки и игрушки
Подобная педагогика приучает ребенка использовать родительский кошелек, формируя бездушного потребителя.
 
Авторитет подкупаПо Макаренко, это самый безнравственный вид родительского ложного авторитета, поскольку безоговорочное послушание покупается подарками и обещаниями.

Слайд 30Литература
1.Андриади И.П. Авторитет и процесс его становления . – М.: Издательский

центр «Академия», 1997.
2. Бусыгина А.Л. Профессор-профессия. Монография. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.
3.Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета.М,1988
4.Корнетов Г.Б. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2003. -192 с.
5.Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учебное. пособие для вузов/ Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.

Литература1.Андриади И.П. Авторитет и процесс его становления . – М.: Издательский центр «Академия», 1997.2. Бусыгина А.Л. Профессор-профессия.

Слайд 31Дополнительная
Вентцель К.Н. Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании//Этика

и педагогика творческой личности. Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания. -М., 1912
Зеньковский В.В. Педагогика. М.,1996.
Макаренко А.С.Книга для родителей. - М.,1985.
ДополнительнаяВентцель К.Н. Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании//Этика и педагогика творческой личности. Проблемы нравственности

Слайд 32Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть