Слайд 1Родительское собрание в 3 классе «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы
решения проблем»
БОУ «Кирилловская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Г.Обухова»,
учитель начальных классов Г.А.Лукичева
Слайд 2Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется...
Мы возлагаем слишком большие
надежды на способности своих детей.
Надо стараться выяснить не кто знает больше, а кто знает лучше.
Януш Корчак
Слайд 3Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному
реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.
- Почему всё это происходит?
- Почему учиться трудно?
- Как возникают школьные проблемы?
- А главное - что делать, как помочь своему ребёнку преодолеть их?
Слайд 4Неспособность и неуспеваемость - это чаще всего результат нашего невнимания, безразличия,
нашего непонимания, а порою наших же амбиций и давления на ребёнка.
Слайд 5Неуспеваемость школьника – скорее, общая беда: и детей, и родителей, и
учителей, а впоследствии и всего общества.
Слайд 6Итак, каковы же причины
школьной неуспеваемости?
Слайд 71. Большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития
ребёнка и состоянием его здоровья.
Слайд 93. Дети с психогенными факторами.
К ним относятся:
• психические травмы, вызванные испугом,
страхом;
• тяжёлые ситуации, свидетелем, а то и участником которых оказался ребёнок - ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких;
• жестокое, несправедливое обращение.
Слайд 12Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей, списывая всё на лень,
нежелание, «дурные наклонности». Такое поведение мамы и папы ведёт к стойкой стрессовой ситуации, а затем либо к неврозу, либо к замыканию ребёнка в себе.
Слайд 13Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Благие намерения родителей
научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и иностранному языку - наталкиваются на школьные трудности как на непреодолимое препятствие; но взрослые чаще всего без боя не сдаются, а жертвами становятся их дети.
Слайд 14
Неприятие детей. Рассказываем маме о тактике общения с дочкой и советуем
поцеловать ее на ночь, приласкать. А в ответ неожиданное: «Не могу я ее поцеловать. Она как волчонок, физически чувствую ее неприятие». В основе такой ситуации - глубокий, уже давний конфликт, который мать не смогла или не захотела снять, смягчить. И это постоянное напряжение в отношениях матери и дочери, это противостояние в дальнейшем привело сначала к школьному стрессу, а потом к неврозу. Если мама не возьмёт на себя инициативу в исправлении ситуации, чего ждёт она от ребёнка?
Слайд 15Негибкость родителей. Представьте себе семью, где властвует строгость, требовательность, где любая оплошность
ставится в укор, вызывает всеобщее осуждение, где нет альтернативы и никаких поблажек, где старший всегда прав, а младший не имеет права высказать своё мнение. Так формируется забитый, безвольный, неуверенный в себе или, наоборот, озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек. И в первом, и во втором случае преодолеть любые трудности ему будет, скорее всего, не по силам. В подростковом возрасте запущенная ситуация приведёт к бунту.
Слайд 16Неровность отношений, непоследовательность в обращении с детьми. Чаще такое бывает в
семьях, где родительское рвение проявляется время от времени. Возник воспитательный порыв - и потребованы
дневник и тетради, устраивается головомойка,
ставятся условия и даются обещания. Но проходит несколько дней - и опять ребенок никого не интересует! У мамы свои дела и заботы, у папы - свои. «Сыт, одет, обут - и ладно, времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится - хорошо, не выучится - сам виноват». А у сына или дочки задержка речевого развития, и грозит второй год обучения в классе. Кратковременные головомойки абсолютно ни к чему не приведут, ситуация неуспеха в обучении чем дальше, тем больше усугубляется.
Слайд 17Трудности обучения ребёнка в школе могут быть связаны не только с
неврозами, но и с общей ослабленностью организма.
Иногда ребенок очень старательно готовит дома какой-нибудь урок, а у доски теряется, путается, ничего не может ответить. Подобного рода нарушения здоровья медики называют астеническими состояниями.
Слайд 18Есть ещё один тип неуспевающих - «играющие» дети.
Слайд 19Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что
порой и специалисту трудно определить, что от чего.
Слайд 20Результаты обучения зависят не только оттого, способен или не способен человек
решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу.
Слайд 21Чем же могут помочь родители, если всё же появились школьные трудности?
1.
Ваша главная задача - помочь ребёнку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
2. Вам предстоит длительная совместная работа.
3. Ваша главная помощь: поддержать уверенность ребёнка
в своих силах, снять с него чувство напряжения и вины за неудачи.
4. Не перегружайте ребёнка тем, что у него не получается.
5. Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Паузы после 20-30-минутной работы обязательны.
6. Постарайтесь найти контакт с педагогом; ведь ребёнку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
7. Даже если ребёнок не получит после ваших занятий ожидаемой оценки, но он старался, приложил много усилий, поощрите его.
8. Ребятам с трудностями в обучении необходим размеренный и чёткий режим дня.
9. Никогда не занимайтесь с ребёнком школьными предметами во время каникул. В крайнем случае, не перегружайте его в эти дни.
Слайд 22Внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать
ребёнку.