Слайд 1Презентация коррекционно-развивающей программы развития эмоциональной сферы старших дошкольников
«Мой мир»
Слайд 2Цель и задачи программы
Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет.
Задачи
программы:
Развивать умение познавать эмоциональные состояния;
Пополнять активный словарь ребёнка словесными обозначениями эмоций;
Научить детей регулировать своё эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение;
Развивать творческую активность.
Слайд 3Актуальность программы
Актуальностью данной программы является то, что современные дети живут в
эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Академик В.М.Бехтерев подчёркивал необходимость приобретения навыков в трёх взаимосвязанных сферах: чувств, ума и воли. Без хотя бы одного из данных компонентов не сформируется основа для творчества и дальнейшего развития личности. Поэтому проведение целенаправленной работы с детьми по развитию их эмоционального мира, так же необходимо, как развитие познавательной сферы и морально-волевых качеств ребёнка. В возрасте 5-6 лет у детей появляются устойчивые чувства и эмоции по отношению к взрослым и сверстникам.
Поэтому в связи с актуальностью данной проблемы, была создана развивающая программа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей.
Слайд 4Содержание программы
Программа по развитию эмоциональной компетентности дошкольников 5-6 лет, состоит из
21 занятия.
Занятия в основной части программы построены таким образом, чтобы ребёнок постепенно входил в мир человеческих взаимоотношений через:
понимание собственной индивидуальности, с помощью открытия смысла своего имени, исследование своего лица, вкусов, предпочтений;
вхождение в мир других людей, их принятие и понимание, приобретение навыков совместной деятельности;
познание спектра основных эмоций, приобретение навыков положительного их проявления, адекватного реагирования на эмоциональное состояние других людей.
Первые 5 занятий - вводные, на них дети осваивают пространство, в котором будут проходить встречи, а также настраиваются на дальнейшею совместную работу в группе через познание собственных ощущений, получаемых с помощью основных органов чувств.
Слайд 5Ожидаемый результат
В результате работы по данной программе дети знакомятся с основными
эмоциями, а также учатся различать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, обучаются приёмам саморегуляции.
Слайд 6Методы исследования
Проективная методика «Несуществующее животное» (Автор методики: Дукаревич М.З);
Проективная методика «Кактус» (Панфилова
М.А.);
Проективная методика «Рисунок семьи» (Автор методики: Л.Корман).
Слайд 7Краткое описание исследования
В ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста по
данной программе был проведён сравнительный анализ по методикам изложенным выше. Из методики «Несуществующее животное» представлены в презентации результаты такого критерия как наличие признаков агрессивности у животного. Из методики «Кактус», представлены результаты на наличие признаков тревожности, а из методики «Рисунок семьи», представлены результаты на наличие признаков благополучной и неблагополучной семейной ситуации.
Слайд 8Проективная методика «Несуществующее животное»
На начало исследования
Признаки агрессии на рис. присутствовали –
75% детей;
Признаки агрессии на рис. отсутствовали – 25% детей.
На конец исследования
Признаки агрессии на рис.присутствовали – 20% детей;
Признаки агрессии на рис.отсутствовали – 80% детей.
Слайд 9Проективная методика «Кактус»
На начало исследования
Признаки тревожности присутствуют – 70%;
Признаки тревожности отсутствуют
– 30%.
На конец исследования
Признаки тревожности присутствуют – 20%;
Признаки тревожности отсутствуют - 80%.
Слайд 10Проективная методика «Рисунок семьи»
На начало исследования
Признаки благополучной семейной ситуации – 70%;
Признаки
неблагополучной семейной ситуации – 30%.
На конец исследования
Признаки благополучной семейной ситуации – 90%;
Признаки неблагополучной семейной ситуации – 10%.
Слайд 11Вывод
После окончания работы с детьми по данной программе, направленной на развитие
эмоциональной сферы, был проведен повторный мониторинг, в ходе которого видно, что уровень агрессивности и тревожности у детей снизился, что подтверждает сравнительный анализ.