Слайд 1Психологический климат на уроке – одна из основ качественного образования
Методический совет.
Ноябрь
2016г
Слайд 2Актуальность
В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно
Что
означает: находится постоянно в защитной позиции
Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы, могут негативно сказаться на учёбе и на общем самочувствии.
Слайд 3Психологический климат
В педагогической литературе под психологическим климатом урока понимается:
Дружеское единение в
системе «учитель-ученик»
Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость детей, их готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого обучающегося;
Защищенность всех членов ученического коллектива. Ни один обучающийся не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Слайд 4Критерии психологической безопасности
Безопасная среда
Атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей,
и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество (в том числе на успешное формирование универсальных учебных действий).
Слайд 5Что такое психологический комфорт?
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort
«поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечива- ющие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Слайд 6- Комфорт (психологический)
на уроке - важно ли
это?
1 гр. - Какие условия могут его обеспечить?
2 гр. - Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником?
3 гр. - Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить, каким образом?
Слайд 7От чего же зависит психологический климат на уроке?
Слайд 8Методика «Предмет - чувства» Т.Е.Ковина, А.К. Колеченко, И.Н. Агафонова.
Приняли участие 40
учащихся 5 – 11-х классов
Слайд 10С каким настроением ты идёшь в школу?
с хорошим - 75%
бывает по-разному - 18%
чаще с плохим - 7%
Бывает ли у тебе желание перейти в другой класс?
никогда – 68%
редко – 29%
мне всё равно в каком классе учиться – 3%
В какой форме чаще всего обращаются к вам учителя?
убеждают, советуют, вежливо просят – 71%
иногда грубо – 26%
мне это безразлично – 3%
Слайд 11
Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья урока
Отсутствие усталости у детей
и учителя
Положительный эмоциональный настрой
Удовлетворение от сделанной работы
Желание продолжать работу
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке (из опыта работы учителей).
Слайд 12Преобладающее выражение лица учителя
Урок неполноценен, если на нем
не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Слайд 13
Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату:
Благоприятный климат на уроке зависит от многих
факторов:
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми доброжелательной форме.
Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение разными обучающимися по-разному воспринимаются
Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков
Слайд 14Всегда заходите в кабинет до звонка. Убедиться, все ли готово к
уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных ребят . Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
Прекращайте урок со звонком. Удерживайтесь от излишних замечаний.
Не допускать конфликтов с классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданны в глазах учеников.
Слайд 15Психологический комфорт
«Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит»
Борис Слуцкий
Слайд 16Из свода правил учителей
Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
Будьте терпеливы!
Внушайте каждому
веру в свои силы.
Учитесь создавать ситуацию успеха.
Учите ребят дарить радость людям, отдавать каждому делу частицу сердца.
Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.
Слайд 17В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой
дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а для успеха не важен возраст и положение!
Всё зависит только от нас!
Слайд 18
«Идеальный ученик должен быть СЧАСТЛИВЫМ»