Слайд 2Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк,
просветитель.
Слайд 3Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 году отправился
в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Фрейбурга.
Слайд 4В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в
Петербург в академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском университете, а затем в университете города
Слайд 5По возвращении из-за границы (1742) Ломоносов был назначен адъютантом Академии Наук
по физ. классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) .
Слайд 6Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс
общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии Наук и улучшение её работы учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии Наук (1757) разработал план реорганизации управления Академией и проект её устава.
Слайд 7По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И. Шувалова
в 1755 году был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал “Штаты и регламенты” для университета и университетских гимназий.
Слайд 8. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии Наук: в
университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъютантов Академии Наук.
Слайд 9Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий
за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. “Регламентами” определялись отношения гимназистов к учению, их поведение, внешний вид.
Слайд 10Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил
особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал “Краткое руководство к риторике” на русском языке.
Слайд 11Изданная в 1748 году “Риторика” Ломоносова была первой в России хрестоматией
мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе “Риторики” , отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.
Слайд 12 Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка
- “Российская грамматике” (1755, опубликована 1757) . Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество Ломоносова.
Слайд 13Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась рамками Академии Наук. Он предложил проект
создания а Петербурге отдельного университета, не входящего в Академию Наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии Художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах.
Слайд 14Однако главная роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Ломоносов отводил
Академии Наук. Важнейшим направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных учёных. “За то терплю, - писал Ломоносов перед смертью, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали своё достоинство.”