Слайд 1Изучение классного коллектива
Слайд 2
«Если каждый человек на кусочке своей
земли сделал бы всё, что он может, как
прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.
Слайд 3 КаковКаков поп,
таков и приход?
Классный руководитель является главным действующим лицом воспитательной системы. От того, насколько продуманной и организованной будет работа классного руководителя с учащимися и родителями, зависит и результат работы в целом.
Слайд 7Основными задачами классного руководителя являются:
Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие каждого ребенка;
Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;
Обеспечение благоприятного психологического климата в классе.
Слайд 8Классные часы, направленные на изучение класса как коллектива и каждого отдельного
ученика (интерактивные кл (упражнение «Доверие к классу», «Ты мне нравишься»)
тематические КВНы, брейн - ринги; викторины)
Экскурсии (познавательного и развлекательного характера)
Походы
КТД (стенгазеты, поделки)
Традиции (поздравление с Днем Рождения (чаепитие для именинников), празднование Дня Рождения класса, почтовый ящик на 14 Февраля, поход в зимний лес)
Совместные праздники
Концерты для родителей
Добрые дела (субботники, помощь ветеранам ,уборка кабинета)
Соревнования (активные болельщики)
Слайд 9Помощники классного
руководителя:
администрация школы,
школьный психолог,
учителя – предметники, работающие в этом классе,
родители.
Слайд 10Методики изучения удовлетворенности обучающихся внеклассной деятельностью
Слайд 11Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:
Наблюдение
дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
Опросник (позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям)
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.
Слайд 12Диагностические методики изучения классного коллектива
Социометрия (изучение взаимоотношений в коллективе и определение
лидеров в классе.)
Диагностическая методика «Круги на воде».
Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имен одноклассников.
Диагностическая методика «Самые памятные события из жизни моего класса»
(написание сочинения, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Важно, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значимым местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.
Диагностическая методика «Необитаемый остров»
Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».
Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.
Мнение о классе Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.
Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (методика Р. С. Немова)
Слайд 13Диагностические методики изучения классного коллектива
Диагностика «Фотографии класса»
Учащимся класса предлагается выступить в
роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя» с каким настроением он выполняет эту работу
Диагностическая методика «Фильм о нашем классе»
Учащимся класса предлагается создать фильм о своём классе. Для того, чтобы фильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку).
Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.
1 .Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
2.Какие имена чаще всего называются в кадрах фильма.
3.Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной, и т.д.)
4.Какие проблемы поднимает фильм.
Слайд 14Анкета по адаптации в школе 7 класс
Слайд 15Социометрия ,позволяющая выявить лидеров и мало предпочитаемых ребят, чтобы в дальнейшем
спланировать соответствующую работу
Слайд 16
Протокол изучения социализированности личности
Слайд 17МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА»
Слайд 20Вглядись в лицо своего ученика
Тот
смешлив, а этот смотрит косо,
Там драчун уж затевает бой.
А вопросы?.. Тысяча вопросов!
И ответа требует любой …