Слайд 1
Инклюзивное образование
Усть-Ламенская СОШ
учитель истории, обществознания, искусства и МХК: Александрова Л.Ю.
Слайд 2
Джон Фицджеральд Кеннеди
Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы,
по крайней мере, в состоянии сделать мир местом, безопасным для многообразия»
Слайд 3Статистические данные:
Людей с инвалидностью около 11 млн.
Детей с инвалидностью до
18 лет 620 300
Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.
Слайд 4Где учатся дети- инвалиды?
Массовые школы
Не учатся
Специализированные школы
Интернаты
Обычные
классы
Обучение на дому
Классы коррекции
Слайд 5Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями
1948 г.Всеобщая Декларация прав
человека
1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка
1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех
1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов
1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями
2000 г.Всемирный форум по образованию
2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»
2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов
Слайд 6Федеральное законодательство
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской федерации», 1995 г.
Закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2).Закон РФ «Об образовании», 1992 г.
(проект)Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
Протокол №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Слайд 7«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том,
что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Слайд 8ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ
– это образование, при котором все дети, несмотря на
свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 9ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для
обеспечения потребностей всех детей.
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех.
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
Признает, что все дети могут учиться.
Слайд 14КОМПЛЕКТОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ
Общая наполняемость группы сокращается:
две трети состава группы составляют
воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой,
треть воспитанников – дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта – умственной отсталостью в степени дебильности),
либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы).
Слайд 15Контингент детей с ОВЗ может варьироваться, однако главным условием включения в
группу является готовность к посещению в режиме 12-часового пребывания.
При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятельном передвижении, адаптации в детском коллективе ребенку предоставляется «ТЬЮТОР», КОТОРЫЙ РЕАЛИЗУЕТ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ, НО И НА ЗАНЯТИЯХ.
Слайд 16Три аспекта развития инклюзии
1.Создание инклюзивной культуры
Построение образовательного сообщества
Принятие инклюзивных ценностей
2.Разработка
инклюзивной политики
Развитие ОО для всех
Организация поддержки разнообразия
3.Развитие инклюзивной практики
Управление процессом развития
Мобилизация ресурсов
Слайд 17Включающее образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 18Существующие
барьеры:
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство учителей
и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений
Слайд 19Системный подход
Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ
и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.
Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
!!! Только при таком системном подходе можно ожидать реального существенного сокращения количества детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях, и увеличения темпов развития инклюзивных школ.
Слайд 20Что необходимо:
создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях;
подготовку специалистов и методик совместного
образования детей-инвалидов в детском саду;
разработку и апробирование модели инклюзивного образования;
предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в ОО;
обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования
и внедрения моделей
инклюзивного образования;
Слайд 21Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.)
Слайд 22Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе
основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой
учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Слайд 23Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
Слайд 24Толерантность
Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к
детям с ограниченными возможностями здоровья:
для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ, РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ОСОБЕННОСТЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, СО ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ.
Слайд 25Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка МЕР МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ЭТИХ УЧРЕЖДЕНИЙ (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).
Слайд 26Очень важно понять:
При создании инклюзивных ОУ нового типа ,
дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Слайд 27ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА
В КЛАССАХ КОМБИНИРОВАННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Слайд 28АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Слайд 29К ГРУППЕ ЛИЦ С ОВЗ ОТНОСЯТСЯ:
глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие,
с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.
Слайд 30АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В начале нового учебного года в образовательной
организации педагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, т. е. специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) организации, либо специалисты психолого-педагогического медико-социального центра (ППМС-центра) (по договору между образовательной организацией и ППМСЦ) выявляют детей с ОВЗ.
Слайд 312. После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о необходимости
прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого- медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», и определения специальных условий для получения образования согласно ст. 79 ФЗ № 273 «Закон об образовании в Российской Федерации».
Слайд 323. По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для
ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273. («Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».)
Слайд 334. На основании рекомендаций ПМПК специалисты ПМПк образовательной организации разрабатывают индивидуальный
образовательный маршрут и/или адаптированную образовательную программу.
Слайд 34ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА С ОВЗ
Задачи:
1.Определить формы получения дошкольного образования
и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
2. Определить объем, содержание — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
Слайд 353.Определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;
4.Определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации; • определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
5.Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах.
Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Слайд 365. После разработки индивидуального образовательного маршрута и/ или адаптированной образовательной программы,
педагоги и специалисты образовательной организации осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и/или адаптированной образовательной программы должны проводиться не реже одного раза в 3 месяца.
Слайд 37Мониторинг инклюзивного образовательного процесса
(оценка соответствия деятельности организации целям, задачам и принципам
инклюзивного образования)
Слайд 38Опыт Усть-Ламенской школы
В начале учебного года составляется адаптированная программа с детьми
ОВЗ (учёт индивидуальных особенностей, услвий преподавание, отбор содержания и методов обучения), программы социально-педагогического сопровождения детей с высокими интеллектуальными, спортивными и творческими способностями и детьми с низкими познавательными потребностями.
Слайд 39Опыт Усть-Ламенской школы
Ведётся индивидуальный лист учёта социально-педагогического сопровождения детей ОВЗ.
Откорректированы условия
доступности образовательной среды (кнопка вызова, пандусы). Нет лифта.
Пригашаются специалисты: работники ФАПа, логопед. В этом году работает психолог на полставки.
Слайд 40Критерии эффективности образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
Слайд 43Резюмируя:
Инклюзия несет преимущества всем!
Классные комнаты должны быть высококачественно оборудованы для удобства
всех без исключения
Персоналу необходима поддержка
Обучение должно носить индивидуальный характер
Необходима административная поддержка!
Слайд 44Характеристики программы
Инклюзивного Обучения
Адаптация пространства, материалов и деятельности/заданий
Участие в учебной программе
Положительное
социальное взаимодействие
Разрешение конфликтов
Чувство участия / причастности
Партнерство с семьями детей