Слайд 1Формирование способов деятельности.
Гипотезы и вопросы. Наблюдение и эксперимент. Выделение важной
информации в тексте.
Слайд 2Понятие «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» не тождественны, но тесно связаны между
собой. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза – это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании.
Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части: базисная, исходная информация и указание на её недостаточность, а также побуждение восполнить недостающее знание.
Слайд 3Вопросительные слова: «кто?», «что?», «когда?», «почему?» и другие, аналогичные им, называются
операторами вопроса.
По мере взросления умение задавать вопросы совершенствуется: от анализа простых текстов к вопросам, направленным на поиск способов решения проблемы.
Слайд 4Классификация вопросов по уровням креативности их постановки:
Слайд 5Вопросы можно поделить на две большие группы:
1. Уточняющие (прямые «ли» -
вопросы): Верно ли, что... Надо ли создавать... Должен ли... Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведём примеры: «Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?» - простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» - простой условный вопрос.
2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые вопросы). Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.
Слайд 6Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.
Например: «Почему, по Толстому,
Наполеон проиграл войну с Россией?» - перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос. «Простой» в данном случае не означает «несложный»: простые по структуре вопросы могут быть очень трудными.
«Кто и когда открыл закон всемирного тяготения?» – пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно разделить на два самостоятельных.
Слайд 7Когда вопрос как форма выражения проблемы, сформулирован, вслед за выявлением проблемы
идёт поиск её решения. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок, или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.
Поэтому одно из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Слайд 8Слово гипотеза происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о
закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют.
Гипотеза – это предположительное, вероятностное значение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий.
Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности.
Слайд 9Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. А
откуда берётся проблема? В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты. В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного.
Маленькие дети, в т.ч. первоклассники, обычно считают свое мнение единственно правильным и не склонны слушать, а тем более соглашаться с другими. Задача учителя – превратить «мнение» в «гипотезу», которая никогда не бывает единственной.
Слайд 10Для того чтобы мнение ученика стало гипотезой, недостаточно понять его относительность.
Оно должно возникнуть, выстроиться, а не быть словесным отзвуком услышанного ранее от мамы, папы, бабушки, одноклассника. Чтобы гипотезы у детей рождались (и могли быть затем проверены), необходим «настоящий», чувственно данный предмет. Предмет, который можно взять в руки, рассмотреть, что-то с ним сделать. Подтверждение или опровержение гипотезы в начальной школе обычно происходит в результате эксперимента. Хотя опытный учитель может мотивировать детей выдвигать гипотезы не только относительно предметов.
Слайд 11Типичные ошибки
1. Часто учителя, особенно начинающие, теряют инициативу, когда учащиеся задают
вопросы «не по теме». При этом тратится время, а на необходимую для усвоения материала деятельность его не хватает.
2. Учащиеся, особенно в начальной школе, задают одинаковые по существу вопросы, немного меняя их формулировку. Например: «На какой странице я могу это найти?» или «Где в учебнике это находится?». Необходимо обращать внимание учащихся на то, что простая смена оператора вопроса не всегда создает новый вопрос.
3. На заданные детьми вопросы не всегда следует отвечать самому учителю, Если позволяет время и, главное, кто-то в классе способен дать ответ, нужно дать возможность ответить на вопрос самим ученикам, хотя бы ответ прозвучал в виде гипотезы.
Слайд 124. Недопустимо на этапе выдвижения гипотез гасить детскую инициативу замечаниями типа
«это неправильный ответ», «твоя гипотеза неверна» и т.д. Такая манера учителя вести урок грозит тем, что учащиеся будут молчать, боясь высказать свое мнение и получить в ответ неодобрительную реакцию педагога.
5. Любая, даже кажущаяся абсурдной гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута. Аргументы «не нравится» или «этого не может быть» не годятся. Без строгой базы доказательств pro или contra невозможно сформировать логические познавательные УУД.
Слайд 13Наблюдение и эксперимент
Что такое наблюдение?
Словарь Даля характеризует это действие как «рассматривать,..примечать…»
По
Ожегову это означает «внимательно следить глазами за кем-чем-нибудь, …не упускать из виду, из поля зрения»
В словаре Брокгауза и Ефрона наблюдение представляется как «исследование какого-либо явления природы без вмешательства в процесс явления со стороны исследователя…»
В педагогике наблюдение – это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. Из определения следует, что наблюдение – это вид деятельности.
Слайд 141. Определение цели наблюдения
Это значит:
во-первых, установить, какие знания ты собираешься получить,
наблюдая за явлением, предметом (например, установить, как меняется направление луча света при переходе из одной прозрачной среды в другую);
во-вторых, проверить, действительно ли те или иные законы, записанные в книгах, выполняются на практике;
в-третьих, решить, где будут использоваться позже знания, полученные в ходе наблюдения (например, в устном ответе у доски, в эксперименте).
Слайд 152. Выбор объекта наблюдения.
Это значит, что ты должен отвлечься от всех
остальных предметов, явлений, процессов.
3. Определение или создание условий наблюдения.
Это значит сделать все необходимое, чтобы цель была достигнута.
4. Составление плана наблюдения.
Выполнение каждого действия, восприятие каждого момента в протекании наблюдаемого явления должно быть осуществлено в заранее определенной последовательности.
5. Выбор способа кодирования информации, получаемой в ходе наблюдения.
Слайд 166. Непосредственное наблюдение:
а) практические действия;
б) восприятие;
в) осмысление;
г) кодирование информации.
записать в виде
текста (описание наблюдаемого явления), или построить график (например, зависимость дальности полета камня от угла и скорости бросаний), или сделать рисунок, или сфотографировать, или записать на видеопленку и так далее.
7. Анализ результатов наблюдения:
а) установить соответствие результатов поставленной цели.
б) определить реальность, достоверность полученного результата.
8. Формулировка выводов, их кодирование.
Слайд 17Эксперимент
Эксперимент – это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Этим
он отличается от наблюдения, которое такого воздействия не предполагает. В экспериментальной деятельности используются такие логические УУД, как умение делать выводы, классифицировать и т.д.
Слайд 18Подготовительный этап
1. Формулировка и обоснование цели эксперимента
Это значит задать следующие вопросы
и получить на них ответы:
а) какие знания ты хочешь получить с помощью этого опыта;
б) какие законы ты хочешь проверить на опыте;
в) зачем тебе нужен этот эксперимент? Где ты собираешься использовать полученные знания?
Слайд 192. Формулировка и обоснование гипотезы эксперимента.
Гипотеза - это предполагаемое или возможное
решение проблемы, сформулированное в виде предположения о результате опыта; гипотеза - это не достоверное знание, а вероятное, ожидаемое, возможное. Например: если…., то….
3. Определение условий, необходимых для достижения поставленной цели.
Это значит определить и создать все необходимое для успешного протекания опыта с определенной целью.
Слайд 204. Составление плана (проекта) эксперимента.
Это значит, что ты должен заранее определить,
что и в какой последовательности ты будешь делать.
5. Выбор способа кодирования информации, получаемой в процессе наблюдения.
Способы кодирования: запись, выполнение рисунков, фотографирование, кино- и видеосъемка, магнитофонная запись, устное описание, графики и т.д.
6. Определение необходимых приборов, материалов, инструментов, установление их наличия и исправности.
Слайд 21Этап непосредственного выполнения эксперимента.
1. Проведение в запланированной последовательности:
а) опытов;
б) наблюдений;
в) измерений.
2.
Кодирование результатов эксперимента.
Все результаты ты кодируешь: зарисовываешь, или фотографируешь, или записываешь, или запоминаешь, или заносишь в таблицу и т. д.
Этап обработки полученных результатов, анализ и формулировка выводов.
Слайд 22Типичные ошибки
1. Слишком долгий период наблюдения в начальной школе. Когда наблюдение
за одним и тем же объектом длятся несколько месяцев или даже недель, дети теряют к нему интерес – эффективность учебного действия падает.
2. Наблюдение «ради наблюдения» или эксперимент «ради эксперимента». Несмотря на то, что сами эти процессы формируют универсальные учебные действия, важен результат этих действий: открытая закономерность, правило и т.д.
Слайд 233. Неясно сформулированная гипотеза результатов наблюдения или эксперимента. Если учащийся плохо
понимает, какое предположение он должен опровергнуть или подтвердить, его деятельность теряет смысл.
4. Ученик не всегда может выбрать адекватный процессу наблюдения или эксперименту способ кодирования его результатов. Учитель должен в этом случае подсказать подходящий способ, в противном случае ученик не сможет наилучшим образом презентовать результаты своей деятельности.
5. Отсутствие у обучающегося обобщенного плана действия в процессе наблюдения или эксперимента. Это бывает, когда учитель для каждого такого действия меняет алгоритм работы. В результате учащиеся дезориентированы и нуждаются в указаниях для каждого наблюдения или эксперимента.
Слайд 24Выделение важной информации в тексте.
В Стандартах нового поколения всех уровней: начальной,
основной и старшей школы – умению работать с текстом как метапредметному результату обучения придается большое значение. ФГОС ООО предполагает формирование следующих компетенций: овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения.
Слайд 251. Выявление главной информации в тексте по словам-«маркерам».
Даже в небольшом
по объему тексте эта работа может вызывать затруднения, несмотря на то, что не требует собственно языковых знаний. Статистические данные по результатам ЕГЭ, однако, говорят об обратном: эта компетенция сформирована из рук вон плохо. Ниже приведен пример – задание А27 КИМа по русскому языку.
Слайд 26« Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь –
это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.»
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
А. Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.
Б. Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
В. В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
Г. В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
Слайд 272. Выявление основной мысли текста по ключевым словам.
Тексты избыточны, главную
мысль обрамляют предложения, так или иначе ее раскрывающие, уточняющие, доказывающие. Главная мысль в чистом виде – афоризм.
Главная мысль будет ответом на вопрос: «Что хотел сказать автор этим текстом?» или «Что я нового узнал из текста после его прочтения?»
Чтобы лучше понять, что такое главная мысль, найдем ее в небольшом тексте.
Слайд 28«Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза. Она
точно соответствует расстоянию между колёсами древнеримских колесниц, с которыми римляне совершали завоевательные походы по территории современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам. Этот же стандарт был учтён и при строительстве железных дорог.»
Алгоритм действий для нахождения главной мысли в любом тексте таков:
подчеркиваем ключевые слова;
находим главную мысль;
создаем ее образ.
Слайд 293. Выделение главной мысли текста путем его «сворачивания».
Часто текст содержит
множество синонимичных понятий, выделив которые можно сформулировать главную мысль. Покажем это на примере текста, вернее его части, взятой из КИМа по обществознанию.
Слайд 30«Социальное неравенство характеризует соотносительное положение отдельных личностей и социальных групп. Структура
неравенства отражает общественную диспозицию, в которой отдельные субъекты занимают определенные (по отношению к другим субъектам) положения. Эти конкретные групповые или индивидуальные позиции признаны членами общества и в общественном мнении им приписана некая значимость (а соответственно, ценность). Известный исследователь Т. Парсонс, например, так и представлял себе социальную структуру – как систему статусов в данном обществе.»
Социальный статус считается ценностью.