Слайд 1Зависимость от
компьютерных игр как негативный фактор в формировании здорового образа
жизни у детей и подростков
Баландина Е.А.
Слайд 3Компьютер нужен!
Назначение компьютера или
Для чего мы его купили?
Размещение
компьютера или
Где его поставить?
Слайд 4 Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними,
а также устанавливать чёткие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения.
В целях сохранения здоровья подрастающего поколения необходимо правильно организовать рабочее место за компьютером, постоянно следить за осанкой, а также регулярно делать перерывы на отдых и выполнять физические упражнения.
Слайд 6Угроза физическому здоровью
Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.
Слайд 7Стеснённая поза
Оказывается, сидеть нужно по правилам…
Слайд 8Психическая нагрузка
Что безопасно?
Рисование?
Чтение?
Интернет?
Игры?
Слайд 9Туннельный синдром
Этот термин появился недавно, когда удалось найти объяснение жгучей боли
и болезненному онемению, появляющимся в руках, ногах или туловище.
Оказалось, что такая боль связана со сдавлением (компрессией) тех или иных нервов на пути их следования. Практически каждый нерв проходит хотя бы через одно или несколько костных сужений или, как их еще называют, туннелей. И если здесь нерв сдавливается, появляются жгучая боль или онемение.
Слайд 10Санитарные нормы
Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной
техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Слайд 11Упражнения для глаз
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет
1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
Слайд 12Ребенок играет!!!
Где он играет?
Что такое игротека?
Во что он там играет?
Кто там
за ним смотрит?
Соблюдают ли там санитарные нормы?
А не сходить ли Вам туда?
Слайд 13Статистика
На сегодняшний день, по данным многочисленных исследований, до 80% школьников в
возрасте 12-13 лет страдают компьютерной зависимостью. Дети сутками без еды и отдыха могут находиться перед компьютером дома или в специализированных клубах.
Слайд 14Основные посетители компьютерных клубов – молодые люди в возрасте от 10
до 18 лет.
Как правило, дети посещают клубы, расположенные вблизи от места жительства (в жилых домах, торговых центрах и т. д.).
Слайд 15Зависимость
Компьютерные игры могут вызывать такую же зависимость, как азартные игры и
наркотики, и лечение этой зависимости настолько же сложно.
Это не химическая, а информационная зависимость.
Слайд 16Классификация игр
Ролевые компьютерные игры.
Не ролевые игры.
Слайд 17Ролевые игры
Игры «от первого лица»
Игры «от третьего лица»
Руководительские
игры
Слайд 18Не ролевые игры
Аркады.
Традиционные азартные игры.
Логические игры
Игры
на быстроту реакции.
Слайд 19Развитие компьютерной зависимости
Чаще зависимыми становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и
конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям.
Пристрастие к компьютеру возникает из-за того, что школьникам не хватает живого общения с родителями и сверстниками.
Слайд 20
Установлено, что 38% детей 11-летнего, 29% 14-летнего и 16% 13-летнего возраста
проводят за экраном монитора от 2 до 5 часов в сутки. Некоторые из опрошенных могут играть за компьютером по 8-10 часов.
Слайд 21Какие возникают проблемы?
Нахождение за компьютером в позднее вечернее и ночное время
приводит к недосыпанию, нарушает физиологические суточные биоритмы жизнедеятельности ребенка.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к гиподинамии и нехватке времени на активный отдых на свежем воздухе, что необходимо для развития здорового организма.
Кроме того, посещение клубов может происходить во время школьных уроков. При этом снижается успеваемость, возникают конфликтные ситуации с учителями и родителями, на что указали более 15% опрошенных детей.
Слайд 22Симптомы зависимости
· ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры
на компьютере или становится тревожным;
· большую часть свободного времени (6-10 часов) проводит за компьютером;
· у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
· он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
· расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;
· забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
Слайд 23Симптомы зависимости
пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения
большего количества времени за компьютером;
ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора, он вообще часто забывает о еде;
ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;
во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
ребенок становится более агрессивным;
трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер;
обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.
Слайд 24Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый период. Они нарисованы и
спрограммированы людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей.
Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации и ролевой идентификации.
Слайд 25Вот как вспоминает один из игроманов о своей патологической зависимости:
-
«Не было тогда в моей жизни ничего важнее игры. Я терял своих друзей, учеба шла кое-как. Такого понятия как свободное время для меня не существовало - оно все уходило на игры. У меня началась длительная депрессия, с нередким желанием покончить с собой. В душе разрасталась пустота и тоска».
Слайд 26Рекомендации по предупреждению и преодолению компьютерной зависимости у детей и подростков:
Необходимо проводить профилактические меры по предупреждению компьютерной зависимости у детей и подростков на уровне семьи и школы. Родители и учителя помогают ребенку освоить реальный мир. Важно, чтобы они же обучили детей «правилам безопасности» в виртуальном мире.
Слайд 27Предупреждение компьютерной зависимости
Контроль содержимого компьютера;
Нормирование времени;
Игры выбирают РОДИТЕЛИ;
Использовать программы-помощники;
Устанавливать пароли на
компьютер;
Убеждать ребенка отказаться от вредоносных игр.
Слайд 28Ценный опыт по профилактике и лечению компьютерной зависимости есть в Китае.
К
примеру, в этой стране компьютеры оснащены программой, обеспечивающей автоматическое выключение после двух часов нахождения за компьютерными играми, причем некоторое время включение невозможно.
Уже в 2005г. в Китае открыли клинику для лечения от компьютерной зависимости, а в 2007г. было запрещено открытие новых Интернет-кафе и компьютерных залов.