Слайд 1
Выступление педагога-психолога Рыжковой Елены Сергеевны
Слайд 2Социализация глазами педагога-психолога
В России в настоящее время происходят изменения условий
формирования личности. Сказывается действие трех глобальных тенденций.
Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.
Во-вторых, идет мучительное преодоление тоталитаризма на социально-политическом и мировоззренческом уровнях, осознание значимости национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно деятельностного контекста формирования личности.
В-третьих, дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально-личностного начала в формировании личности. В качестве цели определяется воспитание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у нее навыков "социального самовыстраивания", самовоспитания.
Слайд 3
Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то,
что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения.
Слайд 4
Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения
индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.
Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является система образования, а в составе этой системы – подсистема дополнительного образования. Большой диапазон образовательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния делают ее одним из самых мощных средств в решении такой специфической задачи, как формирование в человеке качеств, соответствующих нравственным нормам и принципам человеческого общежития, на основе усвоенных национально-культурных традиций, наследия культурно-исторического опыта, актуализации межличностного взаимодействия.
Этот процесс проходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности ребенком.
Слайд 5Механизмы социализации
Известно, что существует несколько социально-психологических механизмов социализации:
Идентификация - это отождествление индивида
с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация- процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);
Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);
Конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
Слайд 6
Ряд авторов, в том числе и З.Фрейд, выделяют четыре психологических механизма
социализации, такие, как:
Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.
Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.
Стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.
Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.
Слайд 8 Социализация рассматривается и как процесс и как результат
Свою работу по
социализации я начала с изучения семей – это позволяет ближе познакомиться с самим детьми, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Знакомясь с семьями в ходе первичной диагностики, с медицинскими картами и личными делами обучающихся и воспитанников, были выделены типы семей:
Слайд 9Анализ семей вновь прибывших детей
Слайд 11Использовались различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, консультирование, рисунки детей.
Слайд 13Педагогический стиль:
разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга
– 83%
родительская любовь сопровождается сильной опекой одного из членов семьи – 17%
Уровень эмоциональной поддержки:
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 83%
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, “жизнь по привычке” - 17%
Ценность детей:
дети для нас главная ценность – 50%
дети, скорее всего элемент социального статуса “как у всех, так положено” - 17%
дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством – 17%
дети – проблема, они доставляют много дополнительных забот, беспокойства – 17%
Педагогическая культура:
читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%
используют жизненный опыт – 83%
Проблемы в воспитании:
непослушание, раздражительность, плаксивость – 27%
не испытывают проблем – 73%
Слайд 14
При проведении этой работы, выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо
воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок;
и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Таким образом выявленные особенности семейного воспитания и позволили наметить план работы, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.
При работе с детьми по социализации поставлена такая цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие дошкольникам овладеть навыками социализации, необходимыми для адаптации. Также возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения детей.
Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 3-4 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у детей умения ориентироваться в новой социальной среде.
Слайд 15Исследование мотивационной сферы внутри школьного коллектива.
Хороший и высокий уровень социализации предполагает
прежде всего, активизацию внутренних стимулов, через самоконтроль. Такой внутренней побудительной силой является мотивация. По результатам анкетирования (методики Н.Г. Лускановой, М.Р. Гинзбург)у 15.5% выявлен очень высокий уровень мотивации, у 46.5% обучающихся 2, 3, 4 классов, выявлен высокий уровень учебной мотивации, 30% школьников показали средний уровень мотивации, что свидетельствует в целом о положительном отношении обучающихся к школе. Несколько детей 8% продемонстрировали сниженный уровень мотивации, что позволяет предположить наличие у них трудностей в принятии требований, овладении учебной деятельностью.
Диагностика позволяла определить и мотив снижающий мотивацию обучающихся. Социальный мотив выявлен у 4.5% детей, позиционный мотив у 95.5 %
Слайд 17Исследование социального статуса внутри школьного коллектива.
Важным фактором успешной социализации считается сформированность
основных коммуникативных умений у обучающихся. С целью их выявления была проведена методика «Социализированность личности учащегося» (М.И. Рожковой). Экспертная оценка коммуникативных навыков у детей позволила выявить следующие особенности коммуникативных характеристик обучающихся. Высокий уровень активности продемонстрировали 78.2% ; треть обучающихся 17.5% показали средний уровень активности в дискуссиях. Для 4. 3% обучающихся участие в дискуссиях связано с определенными сложностями.
Слайд 19Показатели социальной активности первоклассников
Показатели социальной активности первоклассников оценивались как предпосылки формирования
коммуникативных УУД. Через показатели уровня развития произвольности как умения следовать предъявляемым требованиям.
Распределились в таком соотношении:
высокий уровень – 28%, средний – 35% и сниженный уровень – 37% первоклассников. Низкий уровень не показал никто.
Догадливость как важная характеристика социального интеллекта первоклассников сформирована на
высоком уровне у 22% школьников. 45% обучающихся испытывают серьезные трудности в понимании и принятии позиции партнера по общению. У трети первоклассников данный показатель выражен на среднем уровне.
Потребность в коммуникации сформирована на
высоком и среднем уровнях у 58% (соответственно 20% и 38%) первоклассников.
42% обучающихся показали низкую обращенность на других, что может в определенной степени затруднять их эффективное взаимодействия в школе.
Слайд 20Выводы
Особого внимания в связи полученными данными требуют такие компоненты как
целеполагание и самооценка обучающихся. Остаются в зоне внимания и коммуникативные навыки первоклассников. Достаточно большой процент (44%) обнаруживает низкий уровень их развития. Вместе с тем, учебная дискуссия, учебный диалог являются важными компонентами программ развивающего обучения. В связи с эти рекомендуется: - особое внимание обратить на создание условий формирования устойчивой позитивной учебной мотивации школьников, адекватной самооценки в качестве важных предпосылок личностного развития и коммуникации школьников.
Слайд 21Программа социализации обучающихся и воспитанников через систему естественных социальных проб.
Слайд 22Добрая школа – это хорошо,
умная школа – это великолепно,
но ребенок должен
быть еще и
подготовлен к жизни.
Д.Дьюи
Слайд 23«Познай себя»
( самопознание)
Знание потенциальных возможностей
Формирование адекватной самооценки
Слайд 24«Сделай себя сам»
( самовоспитание)
Выбор позитивного социально значимого поведения
Волевой баланс « хочу-могу-
надо»
Слайд 25«Научи себя и других»
( самообучение)
Расширение кругозора.
Развитие познавательной активности.
Формирование общеучебных умений и
навыков.
Слайд 26«Деловое и межличностное общение»( самоутверждение)
Формирование навыков самоутверждения в группе.
Формирование навыков общения
с противоположным полом.
Толерантность
Слайд 27« Найди себя»
( самоопределение)
Формирование жизненных ценностей.
Выбор профессии
Формирование базовой культуры.
Слайд 28«Учитесь владеть собой»
(саморегуляция)
Саморегуляция в конфликтах.
Социальное закаливание
Слайд 29«Реализуй себя»
(самоактуализация)
Формирование навыков самозащиты
Правовое воспитание
Подготовка к семейной жизни