Слайд 1
Презентация
для воспитателей и логопедов
«Второй этап обучения грамоте в детском саду»
II этап.
Знакомство с согласными звуками.
1. При знакомстве с каждым звуком
даётся его полная характеристика,
опираясь на тактильный,
зрительный, слуховой,
двигательный
анализаторы.
2. Дети усваивают, что звук можно
услышать, артикуляцию увидеть и
почувствовать.
Слайд 3 3. Обязательно надо рассказывать
историю образования звука.
4. желательно, Чтобы дети произнесли
звук перед зеркалом и увидели
артикуляцию звука.
5. Вместе с детьми выясняем, что при
произнесении согласного звука
воздух встречает препятствие
(зубы, губы, язык).
6. Даём понятие согласный звук. Можно
сказать, что звук согласен с тем, что
воздух встречает препятствие.
Слайд 47. Сообщаем детям, что Согласные
звуки бывают звонкими и глухими.
Слайд 5Звонкий согласный звук образуется с участием голосовых
складок, проговаривая звонкий согласный звук, голос звенит.
символ звонкого согласного звука - весёлый колокольчик.
Слайд 6Глухой согласный звук образуется без участия голосовых складок, проговаривая глухой согласный
звук, голос спит.
Символ глухого согласного звука –
грустный колокольчик с перечёркнутым язычком.
Слайд 7Чтобы определить звонкость и глухость
согласного, Используем приём с
прикосновением ладошки к шейке.
Если горлышко «гудит» - согласный звук
звонкий.
Если горлышко спокойное и не «гудит» -
согласный звук - глухой.
Слайд 88. Сообщаем детям, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
Слайд 9для досконального понимания детьми твёрдости и
мягкости согласных звуков, используем
близкие пониманию и ощущениям детей символы:
твёрдые молоточки,
Кулачки, твёрдый лёд синего цвета,
синий круг – соотносятся
с твёрдым согласным звуком.
Для «ощущения» и понимания
твёрдого согласного звука
- сильно стучим кулачками друг о друга.
мягкая зелёная травка,
зелёный круг
– соотносятся с мягким
согласным звуком
для «ощущения» и понимания
мягкого согласного звука
- нежно трём ладошкой о ладошку.
Слайд 11 Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
1. Детям можно
рассказать: «Молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. Пока У нее получается М-М-М».
Слайд 122. Рассказываем историю образования звука
[м]: «Губы
сжаты вместе, они не
пропускают воздух. Но он нашёл путь –
воздух идёт через нос. Когда говорим
звук [м], нос «сердится», «гудит» и губы
гудят. Это можно и
почувствовать, если
дотронуться до них
пальцами.
3. Далее дети произносят звук перед зеркалом.
4. Вместе с детьми выясняем, что воздух
встречает препятствие - губы.
5. Даём понятие согласный звук. Можно сказать,
что звук согласен с тем, что воздух
встречает препятствие.
Слайд 136. определяем, звук [м] звонкий или глухой
согласный.
используем приём с горлышком : если горлышко "гудит» - звук звонкий, если нет - глухой.
В данном случае звук звонкий, поэтому Используем символ с изображением весёлого звонка.
Можно применить
другой приём –
во время
произнесения звука
плотно прижать
ладошки к ушам.
Слайд 147. Далее устанавливаем, звук [м] твёрдый
согласный или мягкий согласный звук:
- предлагаем детям обратить внимание на
губы, которые серьёзны и не улыбаются;
- Затем выясняем, что больше подходит для
твёрдого резкого произношения звука [м],
резкие твёрдые удары кулачков друг о
друга или нежные мягкие
поглаживания ладошек друг о друга.
- Вместе с детьми
приходим к выводу,
что звук [м] -
твёрдый и
обозначаем
его
символом -
Кулачки (молоточки).
Слайд 15- Проводим аналогию с твёрдым льдом на катке и его синим
оттенком, чтобы ребёнок чётко соотнёс в своей голове твёрдость льда синего цвета с синим кругом.
!!! Задача данной кропотливой работы состоит в том,
чтобы дети уверенно обозначали твёрдый согласный
звук кругом синего цвета.
Слайд 16 Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [мь].
1. Детям
рассказываем: маленький телёночек очень добрый, он учится мычать, улыбаясь, и у него красиво получается: мь – мь - мь.
Слайд 172. Рассказываем историю образования звука
[мь]: «мягкие
губы улыбаются, они не
пропускают воздух. Но он нашёл путь –
воздух идёт через нос. Когда говорим
звук [мь], нос «сердится», «гудит» и губы
«гудят». Это можно и почувствовать,
если дотронуться до них пальцами.
3. Далее дети произносят звук перед зеркалом.
4. Вместе с детьми выясняем, что воздух
встречает препятствие – улыбающиеся
губы.
5. Даём понятие согласный звук. Можно сказать,
что звук согласен с тем, что воздух
встречает препятствие.
Слайд 186. определяем, звук [мь] звонкий или глухой
согласный.
используем приём с горлышком:
если горлышко "гудит« - звук звонкий,
если нет - глухой.
В данном случае звук звонкий, поэтому
Используем символ с изображением
улыбающегося звонка.
Можно применить
другой приём – во время
произнесения звука
плотно прижать
ладошки к ушам.
Слайд 197. Далее устанавливаем, звук [мь] твёрдый
согласный или мягкий согласный звук.
- предлагаем детям обратить внимание на
губы, которые улыбаются.
- Затем выясняем, что больше подходит для
мягкого нежного произношения звука [мь], резкие твёрдые
удары кулачков друг о друга или нежные мягкие
поглаживания ладошек друг о друга.
- Вместе с детьми
приходим
к выводу,
что звук [мь] -
мягкий и
обозначаем
его символом
– мягкие ладошки
(зелёная травка).
Слайд 20- Проводим аналогию с мягкой зелёной травкой на лужайке и её
зелёным цветом , чтобы ребёнок чётко соотнёс в своей голове мягкость молодой зелёной травки с зелёным кругом. ладошки, травка + зелёный круг.
!!! Задача данной кропотливой работы состоит в том. Чтобы дети уверенно обозначали мягкий согласный звук кругом зелёного цвета.
Слайд 21 Для каждого согласного
звука надо подобрать
картинку – символ!!!
Слайд 22! Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К,
Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам.
! Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются.
! Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Важно!!!
Сначала закрепить устный синтез гласных и согласных звуков в
слоги, чтобы ребенок не испытывал впоследствии «муки
слияния» и раньше овладел послоговым чтением.
В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребенок не
сможет синтезировать названные звуки и следовательно понять
смысл прочитанного.
Слайд 24Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно [а]…….. [м],
что я сказала? ([ам]).
Если дети при проговаривании Разрывают два предложенных звука, попробуйте «склеить» эти звуки, используя две руки и
артикуляцию.
Можно дополнить понимание детей утрированным
«склеиванием" артикуляции.
Затем выясните, какое слово получилось и свяжите его
понимание с сюжетной или предметной картинкой.
Слайд 25 Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно [м]… [у]……,
что я сказала? ([му]).
Если дети говорят, Разрывая два предложенных звука, попробуйте «склеить» эти звуки, используя две руки и артикуляцию.
Можно дополнить понимание детей утрированным «склеиванием» и «разрыванием» артикуляции.
Затем выясните, какое слово получилось и свяжите его понимание с сюжетной или предметной картинкой.
Слайд 26Применение зрительных символов
гласных и
согласных звуков
позволяет преодолеть основные
сложности возникающие при
звуковом анализе:
1. Неумение услышать безударные
гласные
2. Неумение отделять гласные звуки от
согласных
Применение зрительных символов
гласных и согласных звуков
позволяет добиваться стойких,
быстрых, осознанных навыков
звукового анализа.
Слайд 27Слияние звуков,
материализованных с
помощью символов, есть
моделирование чтения,
а выкладывание слов с
помощью тех же символов —
аналог письма.
Только и то и другое происходит в
облегченном, занимательном,
игровом варианте.
Слайд 32С помощью фонетических картинок -
символов педагог может сформировать
следующие навыки:
1. синтез звуков в слоги и слова, т. е.
моделирование чтения;
2. определение позиции звука (начало,
середина, конец слова);
3. определение наличия, либо
отсутствия звука в слове;
4. дифференциация акустически и
артикуляционной близких фонем;
5. подбор слов с заданным звуком;
6. анализ звукового состава слова;
7. СИНТЕЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА;