Слайд 1РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
НА ТЕМУ:
«ЧТОБЫ УЧЕНИЕ БЫЛО В РАДОСТЬ»
Подготовила:
учитель начальных классов МБОУ
«Краснослободский
многопрофильный лицей»
Е.Н.Голубева
Слайд 2АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
1. Тебе нравится в школе?
а)
не очень - 9
б) нравится - 14
в) не нравится - 0
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома - 2
б) бывает по-разному - 16
в) иду с радостью - 5
Слайд 33. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить
всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю - 6
б) остался бы дома - 5
в) пошёл бы в школу - 12
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится -4
б) бывает по-разному - 13
в) нравится - 6
Слайд 45. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а)
хотел бы - 5
б) не хотел бы - 12
в) не знаю - 6
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю - 6
б) не хотел бы - 13
в) хотел бы - 4
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто - 21
б) редко - 1
в) не рассказываю - 1
Слайд 58. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее
строгий учитель?
а) точно не знаю - 6
б) хотел бы - 3
в) не хотел бы - 14
9. У тебя в классе много друзей?
а) мало - 3
б) много - 19
в) нет друзей - 1
10. Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся - 21
б) не очень - 2
в) не нравятся - 0
Слайд 6Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий
уровень школьной мотивации, учебной активности (6 человек)
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация (8 человек)
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является
Слайд 7Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе,
но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью (8 человек)
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Слайд 8Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная
дезадаптация
( 1 человек)
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.
Слайд 9Тест «Жизнь ребенка и его школьные успехи»
Инструкция: на каждое утверждение
надо дать ответ «да» или «нет».
1. Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
3. Я приучаю ребенка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
4. Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.).
Слайд 105. Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
6. Я постоянно
беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.).
7. Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.
8. Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.
9. Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
10. Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т. д.
Слайд 11Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается
в один балл. Разделив полученную сумму на десять (количество утверждений), получаем среднеарифметическое число.
1-й уровень (1—0,7 балла). Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению с взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
2-й уровень (0,6—0,4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверена, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.
3-й уровень (0,3—0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка — чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеюсь, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.
Слайд 12Ваш ребенок ходит в школу! Как лучше организовать пребывания ребенка в
школе, чтобы естественное волнение перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребенка, снижает результативность его деятельности.
Слайд 13Остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребенку в его учебных
занятиях. Многие родители ориентированы на непосредственную помощь. В учебной работе ребенка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай, как я!» Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений.
Слайд 14Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи
мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе.
Слайд 15Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге — также задача
семьи. К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в школу, они перестают читать ему книги. Рассуждая при этом (часто с подачи 1 учителя): ребенок должен читать сам, повышать технику чтения. Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно-познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребенка потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослым пробуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребенка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребенок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт — глазами, телом — имеет большое значение для психологического здоровья ребенка.
Слайд 16Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о
расширении кругозора ребенка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсий по городу, знакомство с памятными местами, прогулки должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени.
Слайд 17Общение в семье должно приносить радость. Желательно, чтобы содержание совместного досуга
(чтение, просмотр спектаклей, телепередач, экскурсий и т. д.) обсуждалось с ребенком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом, что важно подчеркнуть, необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами и мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребенка.
Слайд 18Важной задачей семьи является работа о раскрытии у ребенка индивидуальных задатков,
склонностей, способностей. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т. п. способствуют общему развитию ребенка, помогают самоутвердитъся, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ребенку найти свое место в школьной жизни.
Слайд 19Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют
свою долю труда, необходимого в семье. Важно почаще выполнять домашние дела детям вместе с родителями. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения — планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до необходимого результата, самоконтроль.
Слайд 20Семья ответственна за физическое здоровье ребенка. Родители заботятся о питании детей,
помогают реализовать двигательную активность ребенка, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребенка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребенка есть отклонения в здоровье, правильное воспитание не фиксирует внимание ребенка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов.
Слайд 21Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня.
Рациональная организация жизни ребенка — полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд — укрепляет нервную систему, способствует успешности его обучения.
Слайд 22Родители должны предоставить ребенку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем
школьном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребенку социальные связи. Ребенок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребенку разобраться в ситуациях, где имеют место шалость и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию — вот в чем состоит мудрость взрослого.
Слайд 23В заключение беседы уместно еще раз подчеркнуть, что главная помощь семьи
в учении ребенка — это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширении кругозора, насыщенности и радости открытий, забота о его психическом и физическом состоянии.(а не школьные отметки)
УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ!
ПУСТЬ РОДИТЕЛЬСКАЯ ДОРОГА БУДЕТ ЛЁГКОЙ!