Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
тема: «Личность»
Автор:
Борисова Людмила Анатольевна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Батайска
Слайд 2Что такое личность?
Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность - прежде всего современник
определённой эпохи, и это определяет множество её социально-психологических свойств». К их числу он относил принадлежность личности к определённому классу, национальности, профессии и пр.
Бори́с Гера́симович
Ана́ньев (1907—1972)
советский психолог
Слайд 3А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с
чем
им были выделены три аспекта личности:
интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту;
интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия
личности с другими людьми;
метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности
на других людей.
ПЕТРОВСКИЙ
АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ
Слайд 4Слово «личность» происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало
маску, надеваемую на себя актером во время спектакля, и соответствующие особенности характера того человека, которого актер в маске должен был играть. Через эту роль выражалась психология человека.
Слайд 5 Все психологи согласны с тем, что личностью не
рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с её помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.
Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
Слайд 6А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый
ребёнок, психически неполноценный человек или изощрённый преступник?
Слайд 7Ребёнка, подростка и юношу конкретнее называть формирующейся личностью, так как в
эти возрастные периоды имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств.
Слайд 8Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может
быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжёлых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая» или «аномальная» личность.
Слайд 9Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими
знания, умения и навыки были обращены против общества, которое их сформировало. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности.
Слайд 10Л.И. Анцыферова считает основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на
реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, сразу начинается регресс личности.
Людмила Ивановна
Анцыферова - доктор
психологических наук.
Слайд 11Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти
понятия переплетены между собой.
Слайд 12Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей
степени развития живой природы –
к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Слайд 13Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды
люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Слайд 14Индивидуальность
(от лат. individuum — неделимое) – это единство неповторимых личностных
свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры
(тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Слайд 15Природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий
мозг
и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Слайд 16Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры
и индивидуальности. Современная психология не может предложить единого, общепринятого определения личности.
В зарубежной психологии активно развиваются несколько теорий личности, наиболее значимыми из которых являются следующие пять: психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.
Слайд 17Психодинамическая теория личности.
Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в
рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ».
Человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.
Зигмунд Фрейд (1856—1939)-основоположник психоанализа.
Слайд 18Фрейд выделил три основные структуры личности: «Оно» (Id), «Я» (Ego) и
«Сверх-Я» (Superego).
«ОНО» насыщено сексуальной энергией – «либидо».
«Оно» представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека.
Основной принцип функционирования «Оно» — принцип удовольствия.
Слайд 19«Сверх-Я» представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе,
а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены.
Слайд 20«Я» — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. «Я», функционируя
в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания «Оно», согласовав их с требованиями «Сверх-Я».
Слайд 21Феноменологическая теория личности.
Cчитал, что люди — это позитивные и разумные создания,
искренне желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно Роджерсу, — тенденция к актуализации, т.е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.
Карл Рэнсом Роджерс
(1902-1987) - американский психолог
Слайд 22Диспозициональная теория личности.
Люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне
зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Гордона Олпорта считают наиболее влиятельным представителем данного направления.
Гордон Олпорт
(1897—1967) -американский психолог
Слайд 23Поведенческая теория личности.
Личность — это тот опыт, который человек приобрел
в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. Поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Альберт Бандура-один из представителей этого направления.
Альберт Бандура(р. 1925)-Канадский психолог
Слайд 24Когнитивные теории личности.
Человек — это исследователь, пытающийся понять, что с
ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.
Джордж Келли
(1905— 1967)-
американский психолог
Слайд 25Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ:
К.А Абульхановой-Славской,
Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.
Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.
Слайд 26В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов (сторон) личности
способности
темперамент
характер
Волевые качества
эмоции
мотивация
Слайд 27Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности.
Слайд 28В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов (сторон) личности
способности
темперамент
характер
Волевые качества
эмоции
мотивация
Слайд 29От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей,
обстоятельства жизни и т. п.
Слайд 30В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов (сторон) личности
способности
темперамент
характер
Волевые качества
эмоции
мотивация
Слайд 31Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.
Слайд 32В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов (сторон) личности
способности
темперамент
характер
Волевые качества
эмоции
мотивация
Слайд 33Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей.
Слайд 34В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов (сторон) личности
способности
темперамент
характер
Волевые качества
эмоции
мотивация
Слайд 35Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к
деятельности и общению.
Слайд 36Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)
Слайд 37Биологическое и социальное в структуре личности
Проблема соотношения биологического и социального начал
в структуре личности является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух различных факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль
о том, что личность человека распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации.
Слайд 38Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций,
как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения.
Слайд 39Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере
того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. Включает в себя систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы и др.
Слайд 40Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная
системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным.
Природное и социальное образует единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.
Слайд 41Основной источник активности личности – это потребности.
Потребность – это побуждение к
деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.
Слайд 42Маслоу обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив в ней пять уровней.
А́брахам Харольд Масло́у (1908—1970) -американский психолог
Слайд 44Заключение.
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле
исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения. Многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Личность есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.
Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала - с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.
Слайд 45Список литературы
1. Немов Р.С. Общая психология. - изд. Питер, 2007
2. Петровский
А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000
3. Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов-на-Дону, 2004
4. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М., 2007
5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1997
6. Психология формирования и развития личности. М, 1981.
7. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989.
9. Спрджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.