Слайд 1
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.»
Слайд 2Анкета
1.Что представляет собой «инклюзивное образование»:
Слайд 32. Выберите определение понятия «инклюзивное образование»:
а) образование, при котором все дети,
несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками;
б) развитие предельно доступного образования для каждого, более гибкого для удовлетворения различных потребностей в обучении, наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала;
в) нововведения в педагогической системе, качественно улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса;
Слайд 4Понятие «Инклюзивное образование»
Слайд 5
3.Причины актуальности проблем инклюзивного образования в настоящее время:
От государства или министерства.
От
экономии бюджетных средств.
Закрывают коррекционные классы и спецшколы.
От готовности школ и педагогов работать с такими детьми (повышение квалификации).
От желания общества , родителей , чтобы дети ОВЗ обучались в обычной школе.
Слайд 64.Обучаются ли в нашей школе ученики, требующие особого отношения:
Слайд 75.От кого или от чего зависит внедрение инклюзивного образования:
Повысилась рождаемость
детей с физическими и умственными отклонениями.
Спец. учереждения не справляются с задачами обучения детей с ОВЗ.
Развитие общества и пропаганда толерантного отношения к детям с отклонениями в здоровье.
Необходима социализация детей с ОВЗ.
Слайд 86.Готовы ли вы к внедрению инклюзивного образования в нашей школе:
Слайд 9Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
Большинство
учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
Слайд 10Существующие барьеры:
4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей
на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
5.Родители обычных детей не хотят ,чтобы дети-инвалиды обучались в классе
6.Отсутствие надлежащих условий на территории школы для безопасности обучения детей –инвалидов
Слайд 11Цель педсовета:
Изучение теоретических аспектов инклюзивного образования, соотнесение условий его осуществления с
возможностями нашей школы.
Слайд 12Задачи:
1. Раскрыть понятие «инклюзивное образование», выделить условия его осуществления в образовательной школе.
2. Соотнести
условия организации инклюзивного образования с возможностями нашей школы.
Наметить мероприятия, способствующие осуществлению инклюзивного образования в нашем ОУ.
Слайд 13
Джон Фицджеральд Кеннеди
Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы,
по крайней мере, в состоянии сделать мир местом, безопасным для многообразия»
Слайд 14Инклюзивное образование в России.
По данным министра здравоохранения и социального развития численность
детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек.
12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах.
Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67 121 человек.
23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ,
21,3% - умственными нарушениями
и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные
нарушения.
Слайд 15
Где учатся дети- инвалиды?
Массовые школы
Обычные классы
Обучение
на дому 39 тыс
Специализированные школы
Интернаты
Классы
коррекции
(инвалиды, ЗПР )
195,3 тыс.
Не учатся!
244 925
177 000
235 000
235 000
Учатся дистанционно.
Слайд 16В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской
Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Слайд 17Причины необходимости инклюзии.
Прирост детей с особыми образовательными потребностями;
Узкий рынок специальных услуг;
Новый
тип родителя, заинтересованного в получении ребенком с ОВЗ цензового образования, проживания в родительской семье;
Инновационная нормативно-правовая поддержка;
Возникновение новых типов и видов ОУ;
Развитие системы ранней помощи.
Дублирует мое?
Слайд 18Инклюзия: философия пространства жизни.
«Нельзя выводить детей туда, где их не понимают».
(Налбандян
О.Г., первый проректор МСГИ, д.физико-математических наук)
«Образование детей с особыми образовательными потребностями является одной из основных задач страны…»
Из послания Д.Медведева
Слайд 20«В целях реализации
права каждого человека
на образование…
создаются необходимые условия для
получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья….в том числе посредством организации инклюзивного образования»
Пункт 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Слайд 21Основания.
Конвенция ООН «О правах инвалидов» ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 №
46-ФЗ
ст.ст. 7, 43 Конституции РФ.
Федеральный закон на от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Слайд 24
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ
«О ратификации Конвенции о
правах инвалидов»
В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков;
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Слайд 25Российское законодательство об образовании детей-инвалидов
Закон Российской Федерации
«Об образовании»
от 31 декабря 2014
г. № 273- ФЗ
Федеральный закон
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ
Слайд 26 Всеобщая декларация прав
человека
«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах»
Слайд 27Декларация о правах инвалидов
Международно-правовой документ обобщённого характера, признавший право инвалидов на
удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права.
Слайд 28Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.
Слайд 29Концепция инклюзивного образования
Долгосрочная стратегия, рассматриваемая как системный подход в организации деятельности
общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.
В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося.
Акцент на разработку индивидуальной образовательной программы.
Не вытесняет традиционные формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании.
Не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Слайд 30Письмо Мин.образ.РФ от 27.03.00 №27/901-6
-Положение об особенностях обучения детей с ОВЗ.
-Положение
о ПМПК (нормативные акты).
-Положение о психолого- педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ или инвалида.
-Положение о разработке реализации адаптированной программы.
-Положение о работе с родителями.
Слайд 31Документы об образовании и (или) квалификации. Документы об обучении
Слайд 32ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 2, п.27
«Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Слайд 33Кто эти дети?
Что за специальные особенности?
Какие образовательные потребности необходимы?
Слайд 34ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ
Это образование, при котором все дети, несмотря на свои
физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 35Инклюзивное образование – это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования
для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
Все эти термины, как правило, используются для описания процесса обеспечения доступа к образованию для детей с особыми потребностями.
В международной практике (ЮНЕСКО) термин "интегрированное образование", описывающий данный процесс, был заменен термином "инклюзивное образование" (integration --> inclusion).
Слайд 36Способы организации обучения детей с нарушением в развитии.
Эксклюзия (социальное исключение).
Дифференциация(разделение).
Интеграция(объединение).
Инклюзия(включение).
Слайд 37.
Интеграция – выборочное помещение учеников с
ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы или создание специальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят со своими сверстниками с нормативным темпом развития.
Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.
Слайд 38Главным отличием инклюзивного подхода от интегративного является:
Качество изменений социально-педагогической среды,
основанное на полной перестройке учебно-воспитательного процесса.
Создании полномасштабной социально-образовательной среды и высокой готовности всех членов микро- и макросоциумов к личностным и профессиональным изменениям в интересах детей.
Слайд 39Каких детей мы называем
«ДЕТИ С ОВЗ»?
Дети с
ограниченными возможностями здоровья
Слайд 40Слова-синонимы.
«Дети с проблемами«.
«Дети с особыми нуждами».
«Нетипичные дети».
«Дети с
трудностями в обучении».
«Аномальные дети».
«Исключительные дети».
Слайд 41Рабочее определение.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Слайд 42Дети с ОВЗ
(по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова)
Дети с нарушением слуха
(глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 43Виды заключений.
I вида – для не слышащих детей;
II вида – для
слабослышащих;(в легкой степени)
III вида – для слепых детей
IV вида - для слабовидящих; ;(в легкой степени)
V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; (в легкой степени)
VII – для детей с задержкой психического развития;
VIII –для детей с умственной отсталостью;
VIIII –дети с нарушением аутистического спектра.
Слайд 44Главный принцип инклюзивного образования.
«Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы,
плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.»
Б.Шоу
«Не ребенок подгоняется под существующие в ОУ условия и нормы, а, наоборот , вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
Слайд 45Принципы инклюзивного образования.
Практическая работа в группах
Слайд 46Принципы инклюзивного образования.
ЗАДАНИЕ:
1) Восстановить деформированный текст.
2) Сравнить разные декларации о принципах
инклюзии, найти сходства (+) и отличия (-).
Слайд 47Принципы инклюзивного образования.
1. Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений.
Слайд 48Принципы инклюзивного образования.
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
Слайд 49Принципы инклюзивного образования.
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен думать и чувствовать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Слайд 50Принципы инклюзивного образования.
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
Слайд 51Принципы инклюзивного образования.
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Слайд 52Принципы инклюзивного образования.
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.Все люди нуждаются друг в друге.
5.Подлинное образование может осуществляется
только в контексте реальных взаимоотношений.
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Слайд 53 Принципы
инклюзивного
образования.
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.Все люди нуждаются друг в друге.
5.Подлинное образование может осуществляется
только в контексте реальных взаимоотношений.
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 55Познавательные и личностные особенности детей с особыми образовательными потребностями (общие)
Замедленное и
ограниченное восприятие
Снижение скорости восприятия и переработки всех видов информации
Нарушения в становлении моторики ( в том числе для формирования навыков письма, чтения), в развитии пространственных представлений
Проблемы речевого развития (трудности в формировании словесных обобщений, в номинации объектов, нарушение или замедление интеграции на уровне нервных центров и др.)
Специфика мыслительной деятельности
Ослабленная познавательная активность
Пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях
Отклонения от нормы в развитии личности
Слайд 56Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть предоставленным
в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс
Слайд 59Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов.
В идеале такая команда
состоит из:
Педагога
Психолога
Логопеда
Дефектолога
Тьютора
Социального работника
Врача-педиатра
Специалистов по охране и гигиене труда
Ассистента педагога (сопровождающего)
Слайд 60Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Слайд 61Комментарии к ФЗ №273
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная
для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью).
Разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Слайд 62Методическое обеспечение
под ред.
В.В. Воронковой
Слайд 63«Дети должны учиться вместе»
Инклюзивное образование
Слайд 64Инклюзивное образование.
Общественное мнение.
Слайд 65Скажи, и я забуду,
покажи, и я запомню,
дай мне
сделать своими руками, и я пойму.
Китайская мудрость
Слайд 68Пространство класса делится на зоны:
учебную
игровую
Слайд 70 Школьная доска-предмет, который дети видят постоянно. Значит, нужно максимально использовать его
ресурсы. Рекомендуется представить на доске зрительную опору для лучшей ориентации учащихся в пространстве.
Слайд 71Игровая зона
Игровая зона — это не только место, где ребенок может
поиграть в различные развивающие игры. Это место, где истощаемые дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться, почитать любимую книгу.
Слайд 72Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ.
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
Большинство
учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Слайд 73Существующие барьеры:
4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей
на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
5.Родители обычных детей не хотят ,чтобы дети-инвалиды обучались в классе.
6.Отсутствие надлежащих условий на территории школы для безопасности обучения детей –инвалидов.
Слайд 74Проблемы
профессиональных изменений педагога инклюзивной школы
Слайд 75Признание ценности каждого ученика
Возможность адаптации
образовательной программы.
Готовность учителя принимать и вступать
во взаимодействие
с любым учеником.
Слайд 76
Изменение профессиональных установок педагогов и уровня их профессиональных компетентностей является первичным
и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии.
Слайд 77Неготовность (профессиональной, психологической и методической) учителей общеобразовательной школы к работе с
детьми с особыми образовательными потребностями
Недостаток профессиональных компетенций учителей в работе в инклюзивной среде
Наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов
Слайд 78Смогу ли я сделать это?
не справиться и потерять работу
ответственности
столкнуться с несовершенством
Нас
всех учили убирать «их» с глаз долой.
Мы боимся:
Слайд 79Мы должны включать в учебно-воспитательный процесс каждого ученика.
Слайд 80Принято считать, что психологические трудности в школе могут быть только у
ученика. Такие социальные изменения в образовании, как инклюзия,
показывают, что много психологических проблем имеется у самого учителя.
Слайд 82Эдвард де Боно
Шесть мыслящих шляп
Белая (облака) - для отображения фактов, цифр
и информации в чистом виде.( «Страшно начинать!»)
Красная (огонь) -для выражения чувств, эмоций, предчувствий и интуитивных ощущений («Я не хочу!»)
Черная (буря) - для негативных суждений типа:) «Это не получится, потому что...»
Желтая (солнце) - для выражения ясности, оптимизма, позитивных и конструктивных предложений типа: «Почему это обязательно получится!»
Зеленая (поле)-для творческих мыслей, побуждающих приток новых идей («Мы попробуем!»)
Синяя (небо) -для выражения общих взглядов-мыслей высокого порядка, подведения итогов перед началом действий.(«Мы как все!»)
Слайд 83Решение педсовета:
1.Обеспечить обучение учителей по проблемам инклюзивного образования (не менее 5%
от обучающихся ежегодно). Отв. курирующие завучи, руководители МО.
2.При изменении инфраструктурного пространства школы учитывать условия организации инклюзивного образования (в течение года .).
3.Включить в план самообразования вопрос : Обучение инклюзивного ребенка.
Отв. Педагогический коллектив школы .