Слайд 1ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
МКОУ УСТЬ-ТАРКСКОЙ СОШ
ЛЕВЧУК М. В.
2019г.
Слайд 2
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического
или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Слайд 3
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям детей
с ОВЗ относятся:
· Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
· Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
· Дети с нарушением речи (логопаты);
· Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
· Дети с умственной отсталостью;
· Дети с задержкой психического развития;
· Дети с нарушением поведения и общения;
· Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 4Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья
У детей с ограниченными
возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Нарушения мышления непосредственно сказываются на овладении речью.
Речь формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.
Слайд 5Общие сведения о развитии речи детей с нарушением интеллекта
Недостатки познавательной
деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью отражаются в их речи. Задерживает речевое развитие умственно отсталых детей и отставание в усвоении семантической стороны родного языка. Замедленное и нередко неправильное понимание речи окружающих людей отрицательно сказывается на формировании фонематического слуха ребенка, затормаживая и качественно изменяя его речевое развитие.
Уже на ранних этапах жизни особую значимость приобретает активизация речевого общения ребенка с окружающими, особенно с матерью.
Слайд 6Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта
Нарушения речи у
умственно отсталых детей носят системный характер.
Речевые нарушения характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.
Оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.
Слайд 7Нарушение фонетической стороны речи
Фонетически неправильная речь создает препятствия для общения
ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, следствием чего становится речевая замкнутость, нерешительность.
Не четко воспринимая слова, имеющие сходно звучащие фонемы, умственно отсталый ребенок не замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них. Также трудно воспринимаются безударные и, следовательно, недостаточно отчетливо звучащие окончания.
Поставленный звук умственно отсталые дети в течение долгого времени в спонтанной речи не используют, продолжая говорить неправильно. Это одно из проявлений инертности процессов высшей нервной деятельности, свойственной таким детям.
Слайд 8
Большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных
артикуляторных установок. Наиболее распространенным является неумение произносить звук и правильно его использовать в самостоятельной речи.
Большое количество замен обусловлено не только трудностями тонкой моторной дифференциации, но и нарушениями слуховой дифференциации звуков, несформированностью операций слухового и кинестетического контроля, а также операции выбора фонем.
Искажения слоговой структуры слова проявляются, начиная с 3-5 сложных слов, чаще в словах со стечением согласных. Многосложные слова, хорошо знакомые детям и часто употребляемые, реже искажаются, чем слова, мало знакомые и редко употребляемые.
Речь часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков. В одних случаях замедленная, в других – ускоренная. У заторможенных детей, голос тихий, слабый, немодулированный, а у возбудимых - крикливый, резкий.
Слайд 9Недостатки лексической стороны речи
Словарный запас, которым располагают умственно отсталые дети,
весьма ограничен. Это говорит о недостатках познавательной деятельности, слабом умении осмысливать, обобщать и отражать в речи окружающую действительность, а также свидетельствует о своеобразии общего психического развития.
Слайд 10Нарушения грамматического строя речи
Наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в
аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.
Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования.
Синтаксические структуры предложения.
Слайд 11Нарушение связной речи
Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными
темпами.
Связные высказывания мало развернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
Слайд 12
Литература:
Н.В. Кучмезова, И. А. Лигостаева «Формирование элементарных навыкоа звукопроизношения у ребенка
с ОВЗ»