Слайд 1Акция
«Моббинг - стоп!»
Методическое объединение
классных руководителей.
«Проявления моббинга
и
способы работы с ним»
Педагог-психолог: Зенина И.А.
Слайд 2
Цель:
привлечение внимания педагогической, ученической и родительской общественности к проблеме моббинга (травли)
в школе.
Рекомендовано:
Обсуждение проблемы моббинга на педагогических советах /МО классных руководителей школ. Выступление по данной проблеме педагога-психолога школы.
Доведение информации до родителей в виде памяток или (и) оформленных стендов.
Проведения классных часов в тех классах, где данная проблема существует.
Проведение школьного конкурса плакатов «Моббинг-стоп». Конкурс рекомендуется проводить с участием учащихся 5-9 классов.
Слайд 3Акция «Моббинг - стоп!»
Моббинг (от англ. mob — толпа) - это
коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из детей/взрослых со стороны его одноклассников, знакомых, подчиненных или начальства.
Моббинг — это физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.
Слайд 4Распространенные МИФЫ
о травле
Насилия не так уж много (в нашей
школе его вообще нет!).
Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы.
Травля, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя.
Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.
Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия.
Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
Жертвами травли становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.
Слайд 5Распространенные МИФЫ о травле
1. Насилия не так уж много (в
нашей школе его вообще нет!)
2. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы
Проблемы насилия в школе были и будут во все времена, в частности
потому, что школа собирает незрелых еще личностей – детей и подростков.
Примерно 16 % девочек и 17,5 % мальчиков во всех развитых странах мира) 2-3 раза в месяц становятся жертвами травли независимо от того, в какой школе они учатся (по данным Д.Олвеуса).
Однако в последние годы появились факторы, способствующие росту проявлений насилия: многонациональность, инклюзия, демонстрация насилия в СМИ, новые возможности (мобильный телефон, соцсети) и т.п.
Слайд 6
Всемирная организация
здравоохранения
Подвергаются насилию в школе:
11 лет: 21 %
девочек и 22 % мальчиков
13 лет: 20 % девочек и 19 % мальчиков
15 лет: 12 % девочек и 13 % мальчиков
Сами регулярно обижают других (мобберы):
20–24 % российских школьников
и 10–14 % школьниц
Слайд 7Психологический портрет типичного школьного моббера
Неуверенные в себе личности, которые занимаются моббингом,
чтобы упрочить свое положение в школьной иерархии.
Физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым.
Личности с выраженной тягой к насилию и низким уровнем эмпатии – они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения.
Ученики с гипертрофированным стремлением к лидерству и популярности.
! Дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности (т.е. моббер - потенциальный преступник).
Слайд 8Группа последователей
дети, которые не могут или боятся противостоять влиянию лидера,
боятся
сами оказаться на месте жертвы,
пытаются стать частью большинства,
привыкшие к насилию дома,
просто развлекающиеся таким образом.
Слайд 9Жертва
неуверенные в себе
люди культуры, отличающейся от культуры окружающих
слишком нагло себя ведущие,
«доставшие»
«новенький» – он «чужак» и его проверяют на прочность
некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха
очень высокие или очень маленькие ребята, самые «младшие»;
ребята, имеющие дефекты движения, речи и пр.
толстые или очень худые ребята
те, кто выделяется своей хорошей учебой и примерным поведением, те, кто ходит в «любимчиках»
те, кому тяжело дается учеба; те, кого недолюбливают учителя
те, кто недостаточно хорошо знает русский язык
те, кто отличается манерой одеваться, прической, носит пирсинг, сделал татуировку и т. д.
ребята с повышенной эмоциональностью
замкнутые и необщительные дети ………..
Слайд 10Причины возникновения «нелюбви одноклассников»:
1. Внешность, манера одеваться, национальность.
2. Физические данные.
3. Успеваемость.
4.
Самооценка (уровень самооценки жертв моббинга значительно ниже среднего).
5. Страх и тревожность (жертвы травли, как правило, боязливы, их просто вывести из равновесия, они могут легко расплакаться или начать беспомощно горячиться - такие реакции существенно повышают риск подвергнуться травле).
ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ УЧЕНИК.
Слайд 11
Мотивы травли
— развлечение
— самоутверждение
— выгода с помощью шантажа
— наказание за «неподобающее
поведение» в реальности или в интернет-сообществе.
Слайд 12Виды моббинга
Бойкот
Придирки, насмешки над физическими недостатками, национальностью и т.д.
Предоставление ложной информации
Доносительство,
клевета, сплетни
Принуждение;
Оскорбление; злословие;
Шантаж;
Повреждение имущества;
Запугивание;
Толкание (дети особенно любят поддевать друг друга плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально);
Применение кличек (словесная агрессия), обзывание, дразнение;
Кибермоббинг
Причинение вреда здоровью
Доведение до самоубийства………………….
Слайд 13Последствия моббинга в школе
Ближайшие:
1. Физические травмы, повреждения.
2. Острые психические нарушения
в ответ на любой вид агрессии:
- возбуждение, стремление куда-то бежать, прятаться
- глубокая заторможенность, внешнее безразличие.
3. Острейшие переживания страха. Чувство тревоги.
4. Гнев.
5. Чувство несправедливости и бессмысленности.
6. Низкая самооценка. У детей старшего возраста развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
7. Нарушения сна.
8. Одиночество.
9. Агрессия по отношению к младшим и более слабым людям, а также к животным.
Слайд 14Последствия моббинга в школе
Отдаленные:
1. Нарушения психического развития ребенка.
2. Возникают различные
соматические заболевания:
ожирение или резкая потеря веса,
тики,
заикание,
энурез,
проблемы с желудком,
мигрень,
ухудшение иммунитета и др.
3. Социальные последствия.
Слайд 15Последствия моббинга в школе
! Атмосфера в классе влияет как на освоение
учащимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию.
Опасно ! ! !
Депрессия и угроза суицида
Слайд 16- «Закарпатские школьники затравили свою одноклассницу в социальной сети до самоубийства»…
-
«В Челябинске бывшая девушка довела до самоубийства парня, называя его в соцсети человеком с нетрадиционной ориентацией»…
- «В США 15-летняя девочка наложила на себя руки, когда получила несколько издевательских сообщений от 16-летнего парня»….
Кибермоббинг - координированные действия в Интернете, направленные на моральное избиение человека.
Слайд 17Кибермоббинг
Круглосуточное вмешательство в личную жизнь. Посредством интернета жертва не защищена
от моббинг-атак и дома.
Неограниченность аудитории, быстрота распространения информации.
Анонимность кибермоббера. Незнание жертвой кем является тот, «другой», кто её третирует, может запугать её и лишить покоя.
Слайд 18Кибермоббинг
Немного статистики:
3 из 4 подростков подвергались запугиваю/оскорблению в сети в
течении последнего года
1 из 10 детей рассказал об этом родителям
31% опрошенных не обсуждают инциденты, т.к. бояться, что родители ограничат им доступ в Интернет.
Слайд 19Кибермоббинг. Методы
— Прямое оскорбление, в том числе создание оскорбительных статей;
— «Троллинг»
(шуточки, подколы, граничащие с издевательством) на грани допустимого, могут быть и откровенные издевательства, часто проявляется в виде унизительных комментариев под текстами и фотографиями жертвы;
— «Пранк» (телефонные приколы). Пранкер разыгрывает жертву по телефону, при этом записывая разговор, который и выкладывается в интернет;
— «Навязчивый спам»: закидывание жертвы сообщениями различного содержания – рекламный текст или любой бессмысленный набор слов.
— Создание групп против травимого в социальных сетях или даже сайтов;
— Взлом учетной записи, аккаунта жертвы и рассылка с ее страницы различной информации;
— Распространение компромата, слухов, сплетен, в том числе выкладывание различного рода личных документов, фотографий и видеороликов (зачастую поддельных) в социальных сетях и т.п.;
— Жертву тайком или принудительно снимают на видео, обычно в унизительном положении, после чего запись выкладывается на YouTube или другом популярном видеохостинге.
Слайд 20Признаки моббинга
Со стороны ребенка:
•Ухудшение показателей здоровья. Сюда могут относиться такие
симптомы, как головная боль, боль в животе, проблемы со сном, подавленное настроение.
•Изменение поведения. Сигналом для тревоги может послужить неожиданная замкнутость и закрытость ученика, снижение успеваемости в школе, отстраненность от реального мира, частое пребывание в мире фантазий и в мире онлайн-игр.
•Пропажа личных вещей. Неожиданное исчезновение любимых вещей и денег, которое легко могут заметить родители.
•Недооценка серьезности и умаление значение террора. Жертвы моббинга на первом этапе общения со взрослыми зачастую скрывают случаи травли, которые осуществляют с ними другие ученики или умаляют их значение в глазах взрослых.
Слайд 21
Признаки моббинга
Со стороны коллектива:
•Ухудшение психологического климата в классе.
•Разрыв дружественных связей
между учениками.
•Школьные мероприятия.
Слайд 22Методы предотвращения моббинга
1 этап
Организация эффективного классного руководства, которое само по себе
предотвращает моббинг.
Дежурство учителей на переменах, внимательно наблюдать за обстановкой, чтобы вовремя вмешаться.
В классах должны быть разработаны обязательные для всех учеников правила, как вести себя при общении друг с другом.
Слайд 23Методы предотвращения моббинга
2 этап
Управление моббингом (Л. Петрановская):
•Назвать явление.
•Дать однозначную
оценку этому явлению для группы, класса и т.д.
•Обозначить травлю как проблему ГРУППЫ.
•Важнейшую роль в работе играет определенность позиции взрослого человека.
•Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор.
•Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт.
•Мониторинг и поддержка позитивных изменений.
•Гармонизировать иерархию.
Слайд 24Формы работы:
Работа с литературой.
Список художественной литературы:
1. Джоди Пиколт "19 минут" -
о травле в школе и к каким последствиям это привело
2. В. Железников "Чучело"
3. Виктория Вартан "Заморыш"
4. Стивен Кинг "Кэрри"
5. Алексей Сережкин "Ученик"
6. А. Богословский "Верочка"
7. В. Крапивин "Гуси-гуси, га-га-га" (главы о детстве Корнелия и Альбина)…
Просмотр фильмов и социальных роликов.
Слайд 25Формы работы:
Сочинение.
Темы:
«Почему мы издеваемся друг над другом?»,
«Как избежать
оскорблений?»,
«Хотите ли вы, чтобы все в вашем классе были одинаковыми?»
Классный час.
Темы по обеспечению безопасности в интернет:
- Проблемы информационной безопасности ребенка в сети
- Нежелательный контент и меры борьбы с ним
- Правила и нормы сетевого этикета
Слайд 26Формы работы:
Контроль над ситуацией.
- усиление внимания учителей к поведению детей на
переменах и во дворе школы.
- диагностика социально-психологического климата класса (социомониторинг).
- учителю не стоит выставлять на показ одноклассникам, высмеивать недостатки какого – либо учащегося.
- работа с семьей.
Слайд 27Эрлинг
Руланн
Людмила Петрановская,
психолог
«Детки в клетке»
http://www.saferunet.ru/
http://mobbingu.net/