Слайд 2Жостовский поднос
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва
ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый,
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно –
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый...
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
Слайд 3История Жостовского промысла
Жостово
старинная деревня – на
севере Москвы, в
Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища.
28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.
Название деревни – Жостово - укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении.
Слайд 4Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян
— братьев Вишняковых.
В 1825 художник - миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье -маше.
Слайд 5Об основателях местного промысла нам говорит сохранившаяся в музее нынешнего предприятия
в деревне Жостово вывеска: «Петр Иосiфов Вишняковъ съ сыновьями. Московскаго Уъезда 2-го Стана въ Селъ Осташковъ».
Да и в старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
Слайд 6С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали
в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.
Слайд 7В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с
центром в деревне Жостово.
Слайд 8 Жостовские подносы изготавливались различных размеров
и форм. Трактирные подносы достигали размеров
стола, маленькие
«закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные,
овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для
угловых столиков.
Слайд 9К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера
и приемы росписи. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет на черном или красном фоне. Реже фоном служат другие цвета, золото или перламутр.
Слайд 10Жостовская роспись представляет собой живопись на металлических подносах, предварительно покрытых несколькими
слоями грунтовки и масляного лака, обычно чёрного. Расписывают подносы в несколько последовательных приёмов мягкой кистью и масляными красками.
Основным мотивом Жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Все предметы в конкретном окружающем пространстве, могут простираться, распространяться в разные стороны, как им подсказывает их собственное строение и форма, где они помещены.
Слайд 11Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся
типов композиций.
Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Слайд 12
Мы видим, как круглятся лепестки розы и
уходят воронкой в глубь цветка, как у мака они веером стремятся к затенённому донышку, откуда поднимается к свету зелёная головка-пестик. Но, напоминая объёмность живого цветка, жостовский букет никогда даже в нашем воображении не заменяет собой реальный букет, а ведь и этого может достичь художник.
Слайд 13 Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы - яркие и
блёклые, крупные и мелкие, затенённые и освещённые. Как сочетаются тёплые красные и холодные синие цвета, как контрастно вспыхивает букет на тёмно-синем фоне предмета, отмечая центр его поля, а как цветы то никнут книзу, то заворачиваются вверх, как смягчается фигурными краями прямоугольная рамка подноса.
Слайд 14В большинстве цветов мы узнаём розы, тюльпаны, маки, но есть и
придуманные живописцем, сохраняющие лишь самые общие признаки соцветий - лепестки и серединку.
Листья вообще "беспородны" - просто листья: длинные или короткие, узкие или широкие. Часто один лист написан тремя цветами: зелёным, жёлтым, голубым. Цвет с красного цветка может переходить на белый или розовый, на голубом листе появляется красная тень. Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с некоторой лихостью. Опытный мастер, может расписать за один рабочий день от пяти до десяти подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях.
Слайд 15От этого, вероятно, тоже зависит удивительная живость, подвижность жостовских букетов. Писать
быстро очень трудно: нужна твёрдая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки и росчерки, ведь художник пишет без предварительного рисунка, он сразу рисует кистью. Нужен и верный глаз, чтобы не ошибиться в цвете и размере его пятна: масляную краску сразу не сотрёшь и не перекроешь каким-либо другим цветом.
Слайд 16Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем
подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. На поднос наносится несколько слоев цветного лака с просушкой и полировкой каждого слоя.
Слайд 17Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов
и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Слайд 18Этапы жостовской росписи
Грунтовка. Художник грунтует металлическую заготовку подноса, шпаклюет, шлифует и
Слайд 19Замалёвок
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит
силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Широкой кистью в неполную силу краски, очень обобщённо - пятном - он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.
Слайд 20Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке
или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.
Слайд 21тенежка
Второй этап росписи - тенежка (выправка) - особенно наглядно раскрывает сущность
такого письма. Тенежкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.
Слайд 22прокладка
Третий этап росписи называется прокладкой (перемалевкой). Художник меняет кисть и начинает
высветлять выступающие части букета теми же красками, но более плотными из-за добавленных в них белил. Цветы, плоды и листья, возникают из бликующего фона предмета. Но и здесь не оставляет мастер своей кисти, он лишь слегка меняет палитру.
Слайд 23бликовка
Высветляя краски, художник приступает к бликовке - четвёртому моменту росписи. Блики,
пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. Как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма.
Слайд 24привязка
Завершающие этапы росписи - привязка и чертежка. Исполненная маховыми ударами кисти,
жостовская роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону. Для этого существует особая привязочная кисть.
Слайд 25чертежка
После привязки приступают к чертежке и длинной кистью очень легкими и
быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, "садят" семена в чашечках цветов. Так, по словам старых художников , пять-шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.
Слайд 26 Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет
как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Слайд 27Уборка краёв подноса
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или
растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 29После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой
в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.
Слайд 30Все они меняются под руками разных мастеров, не всегда точно соблюдается
их очередность, некоторые совмещаются, другие пропускаются - всё зависит от фантазии, вдохновения мастера. Краски сохнут быстро, поднос вращается в руках, букет растет на глазах, и ни один мазок нельзя поправить! "Коль бежишь бегом, не жалей пяток" - только так можно написать цветы в их полной красоте, только так рождается неувядающее жостовское искусство. Сейчас подносы штампуются на механическом прессе. Они разнообразны: известно около тридцати форм - круглых, овальных, прямоугольных с разнообразными фигурными краями.
Слайд 31Орнаментальные рамки бывают довольно затейливы по узору и должны сочетаться с
характером росписи подноса. Уборки обычно пишут мастерицы-орнаментальщицы (уборочницы), но иногда это делает и сам художник, расписывающий поднос. Бывает, что вместо уборок применяются отводки - цветные или золотистые линии, бегущие вдоль бортиков. Огибая поднос, уборки подчёркивают его форму, обращают внимание на выступающие края и ручки, за которые его держат, придают ему большую нарядность и привлекательность, усиливая декоративный характер росписи.
Слайд 32Живописцы осторожно вводят в роспись новые мотивы, обязательно продумав и переработав
их в духе традиционного искусства, так как "с природы в роспись трудно брать цветы". Тем не менее сегодня в жостовских букетах мы видим не встречавшиеся раньше георгины, лилии, сирень, бессмертники и многие другие цветы. Лучше всех "фантазии поддаётся роза" - самый любимый художниками мотив. Царица цветов, наименее стойкая из своих собратьев, она даже этой недолговечностью пленяла воображение поэтов:
Недолог розы срок: чуть расцвела - увяла!
Знакомство с ветерком едва свела - увяла!
Недели не прошло, как родилась она,
Темницу тесную разорвала - увяла!
Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета.
Слайд 33Будущие художники - жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.
Жостовская лаковая
роспись по металлу - на сегодняшний день в мире уже не декоративный народный промысел, а высокое искусство, ставшее неотъемлемой частью самобытной культуры.
Слайд 34Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть
на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...