Слайд 1ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
ПЕДАГОГА:
ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА
Слайд 2
– мудрость, надежность, настойчивость;
– активность, бескорыстие, вежливость;
– сила воли, скромность, смелость;
–
самозабвенность, тактичность, терпеливость.
Слайд 4Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и
ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 5
Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах,
усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
Слайд 6
Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях
это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
Слайд 7
Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания.
Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Слайд 8Причины возникновения СЭВ
у педагогов:
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных
функций.
Загруженность в течение рабочего дня.
Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка.
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте.
Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
Несоответствие результатов затраченным силам.
Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
Ответственность перед администрацией, коллегами за результаты своего труда.
Слайд 9Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ.
Начало своей деятельности после отпуска, каникул (функция-адаптационная).
Проведение
открытого урока, на который было потрачено много сил, но принесло соответствующего удовлетворения.
Окончание учебного года.
Слайд 10Три аспекта профессионального выгорания.
Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие»
работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Слайд 11
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести
переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
Слайд 12
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• снижение интереса к работе;
• снижение потребности в общении
(в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;
• возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• нарастание апатии к концу недели;
• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
Слайд 13
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к
миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Слайд 14
Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск,
отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.
Слайд 15Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
различные движения
потягивания и расслабления мышц;
посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.;
релаксация;
длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка, баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной;
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
Занятие любимым делом - хобби.
Слайд 16САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ.
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня
не менее 3–5 раз.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Дарите себе подарочки и милые безделушки.