Слайд 1
Закон об образовании РФ
Фомина В.А. Лицей 27 г.Брянска
Слайд 2Какова цель нового закона?
Цель нового закона – предоставить каждому максимальные условия
для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.
Слайд 3В чем принципиальное отличие нового Закона от Закона 2002 г?
Закон учитывает
российский опыт образования, закрепляет все последние изменения, происшедшие в отечественной системе образования и закладывает основы для ее развития в будущем.
Новый закон направлен на выстраивание отношений между гражданином и институтами образования. Во главу угла поставлены человек и создание условий для его реализации.
Это первый законодательный акт в истории нашей страны, который от начала до конца прошел процедуру общественного обсуждения, в котором предложения граждан нашли реальное воплощение в положениях документа.
Слайд 4Какое определение дается понятию «образование»?
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Слайд 5
Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но
и воспитывать?
Вторая статья закона гласит, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы закона, регулирующие процесс образования, в равной степени относятся и к воспитанию.
Слайд 6Останется ли образование бесплатным?
Государство обязано обеспечить каждого бесплатным дошкольным и средним
общим образованием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в законе. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям. Бесплатное образование также гарантируется для среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается гражданином впервые.
Слайд 7Для чего в новом законе термин «образовательное учреждение» заменен на «образовательную
организацию»?
Термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм.
Слайд 8Кто получит право учить детей и взрослых?
Образовательные организации
Научные организации (по программам
магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров, а также по программа профессионального обучения)
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание детей (по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения)
Индивидуальные предприниматели (по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения)
Иные организации любой организационно-правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительного образования).
Слайд 9
Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от
вступления в силу нового закона?
Дошкольное образование можно получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получают граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.
Слайд 10
Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от
вступления в силу нового закона?
4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своей образовательной организации, но и за ее пределами.
5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.
6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.
Слайд 11
Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от
вступления в силу нового закона?
7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.
8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.
9. Расширяются возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т.п.
Слайд 12
Какие права обеспечивает новый закон?
1. Права каждого на образование.
2. Поддержку различных
форм получения образования, включая самообразование и семейное образование.
3. Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.
4. Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свободу в образовании.
Слайд 13Что включает в себя система образования в РФ?
1) федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
Слайд 14Что включает в себя система образования в РФ?
3) федеральные государственные органы
и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Слайд 15Какие в РФ установлены уровни образования?
Образование подразделяется
на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
Слайд 16Какие уровни общего и профессионального образования включает новый закон?
В соответствии с
новым законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням:
общее образование: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование;
профессиональное образование: среднее профессиональное образование; высшее образование-бакалавриат; высшее образование-специалитет; высшее образование-магистратура; высшее образование-подготовка кадров высшей квалификации. Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные стандарты (ФГОС).
Слайд 17Почему исчез уровень начального профессионального образования?
Он никуда не исчез, а его
статус повысился. Теперь он включен в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня-подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Сделано это для того, чтобы обеспечить необходимый уровень подготовки рабочих. Получаемых сейчас на этом уровне знаний уже не хватает для профессиональной деятельности, так как повсеместно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и профессионально совершенствоваться. Поэтому в рамках среднего профессионального образования предусмотрено 2 вида образовательных программ: программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих); программы подготовки специалистов среднего звена. При поступлении на образовательные программы среднего и профессионального образования после 9 класса обучающиеся будут в обязательном порядке получать среднее общее образование одновременно с получением избранной профессии (специальности). Следует также отметить, что в новом законе отдельно прописывается положение об общедоступности среднего профобразования. Это позволит повысить его привлекательность для молодежи. Образовательные учреждения начального профобразования будут переименованы в профессиональные образовательные организации.
Слайд 18Вернется ли распределение выпускников?
Обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу выбора
профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ. В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законом вводится институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом приеме между вузом и организацией работодателем и договора о целевом обучении между гражданином, направленным на обучение в рамках целевого приема, и организацией работодателем. В новом законе есть отдельная статья, регулирующая правоотношения всех заинтересованных сторон. В частности, закрепляются существенные условия договора о целевом обучении, которые включают меры социальной поддержки учащегося. Среди них могут быть материальное стимулирование, оплата дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплата жилья в период обучения, обязательства по организации производственной практики и, конечно, по трудоустройству. Наряду с правами и гарантиями предусмотрена и ответственность сторон за неисполнение взятых на себя обязательств. Так, выпускник ,который откажется работать в организации, с которой был заключен договор, будет обязан возместить расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат.
Слайд 19В чем сущность сетевой формы реализации образовательных программ ?
Сетевая форма реализации
образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности,
предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Слайд 20Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?
1. Новый закон сохраняет право
на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам ,а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).
Слайд 21Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?
2. При этом система льгот
и преимуществ, предоставляемая при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель-обеспечить равные возможности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами государственной поддержки:
прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
обучение за счет средств бюджета на подготовленном отделении.
Слайд 22Что нового в Законе о реализации образовательного процесса в вузе? (промежуточная
аттестация)
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.
Обучающие, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющими академическую задолженность, переводятся на следующий курс условно.
Обучающиеся по ООП, не ликвидировавшие в установленные сроки академические задолженности, отчисляются из вуза как не выполнившие обязательства по добросовестному освоению ООП и выполнению учебного плана.
Слайд 23Что нового в Законе о реализации образовательного процесса в вузе? (итоговая
аттестация)
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Слайд 24Что нового в Законе о реализации образовательного процесса в вузе? (итоговая
аттестация)
3. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию ООП, является государственной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов обучения обучающимися основных образовательных программ, требованиям ФГОС ВПО.
4. К проведению итоговой государственной аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекается представители работодателей или их объединений.
Слайд 25Что нового в документах об образовании и (или) квалификации?
Устанавливаются следующие
документы об образовании и о квалификации:
диплом бакалавра;
диплом специалиста;
диплом магистра;
диплом об окончании соответственно аспирантуры, ординатуры, ассистентуры – стажировки.
2. Документ о квалификации подтверждает:
повышение или присвоение по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышением квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
присвоением разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Слайд 26Что нового в документах об образовании и (или) квалификации?
3. Организации,
осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.
4. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной программы и (или) отчисленным из организации , осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Слайд 27Каковы условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность?
Лицо, отчисленное из
организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.
Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом этой организации.
Слайд 28Кто допускается к освоению ООП?
1. К освоению программ подготовки научно-педагогических
кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
2. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Слайд 29Кто допускается к освоению ООП?
3. Прием на обучение по программам
магистратуры, программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по
программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
4. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых
учитываются этими образовательными организациями при приеме.
Слайд 30Что считается получением второго или последующего высшего образования?
Получением второго высшего
образования считается:
По программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
По программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
По программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры- стажировки;
По программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.