Слайд 1АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Фомина В.А.
Лицей 27 г.Брянска
Слайд 2Педагогические кадры
в российских школах преподают 1 млн. 300 тыс. человек, шестая
часть из них – пенсионного возраста;
в вузах России обучается по педагогическим специальностям 417 тысяч студентов;
в школу идут работать до 15% выпускников педвузов
Слайд 3Структура подготовки педагогических кадров (около 300 вузов)
86% будущих учителей готовятся как
специалисты;
10% студентов готовятся как бакалавры;
4% студентов готовятся как магистры
Слайд 4Оценка изменений профессиональных качеств педагога на современном этапе
Социологический опрос МГПУ и
фонда «Общественное мнение»
Слайд 5О педагогических кадрах
(предложения респондентов)
Модернизировать систему подготовки педкадров:
больше уделять внимание педагогической практике
студентов;
квотировать (закрепить) в образовательных учреждениях молодых специалистов;
ввести образовательный стажёрский срок;
шире использовать практическую направленность в системе преподавания;
Слайд 6О педагогических кадрах
(предложения респондентов)
Модернизировать систему подготовки педкадров:
создать материальные условия для привлечения
в школу специалистов, желающих и умеющих работать с инициативой, способных поднять престиж образования;
развивать систему школ-лабораторий, инновационных центров, завершить формирование образовательных комплексов «школа-вуз»
Слайд 7О педагогических кадрах
(предложения респондентов)
Модернизировать систему подготовки педкадров:
педагогическое образование необходимо превратить в
социолого-психолого-педагогическое образование;
установить критерии отбора на профессиональную пригодность для обучения на педагогических специальностях
Слайд 8Поручения президента Д.А. Медведева Правительству от 20.10.2008 № ПР-2240
разработать предложения по
модернизации системы профессиональной подготовки, переподготовки и аттестации учителей общеобразовательных школ, в т.ч. на базе ведущих университетов и научных организаций;
рассмотреть вопрос о введении годовой интернатуры для выпускников педагогических вузов, включая прохождение практики в школах;
разработать меры, направленные на привлечение к преподавательской работе в общеобразовательных школах специалистов из различных сфер экономики
Слайд 9Стандарты педагогического образования
первого поколения (1994-1996 гг.):
моноступенчатая система подготовки педагогических кадров
(учитель химии, учитель физики и т.д.);
появились программы подготовки бакалавров и магистров образования
Слайд 10Стандарты педагогического образования
второго поколения (2000 г.):
первый базовый вариант – подготовка
учителя по одной специальности;
второй вариант – подготовка учителя по двум специальностям (основной и дополнительной)
Слайд 11Отличие стандартов второго поколения
от первого поколения (положительно)
большая вариативность (три компонента
в каждом блоке);
возможность быстро реагировать на изменения ситуации в конкретном регионе;
увеличены часы на факультативные дисциплины;
возможность работать по новым программам за счет системы специализации, факультативов
Слайд 12Отличие стандартов второго поколения
от первого поколения (проблемы)
сокращение аудиторной нагрузки в
среднем до 27 часов, большая часть занятий отведена на самостоятельную работу;
уменьшилась возможность слушать и слышать речь преподавателя, учиться у него грамотной речи;
необходимость постоянно вносить оперативные поправки в ГОС ВПО, поскольку идет модернизация школы (переход школы на профильное обучение, информатизация процесса обучения и др.)
Слайд 13Бакалавриат и магистратура ГОС ВПО
(1-е и 2-е поколение)
первое поколение ГОС
– бакалавриат сопряжен со специальностями, как базовое образование, получив которое, бакалавр мог доучиваться в специалитете;
второе поколение ГОС – бакалавриат и магистратура рассматривались как научно-исследовательское направление, невозможность сопряжения учебных планов бакалавриата и специалитета
Слайд 14Институциональные изменения
в общеобразовательной школе
нормативно-подушевое финансирование;
новая система оплаты труда;
переход на современные
условия образования;
новый подход к обеспеченности оборудованием, методическими материалами;
новый учебный план, новые стандарты, новое содержание образования;
переход к профильной школе;
переход на штатный режим ЕГЭ
Слайд 15Особенности стандартов
второго поколения в школе
с 1 сентября 2009 года –
новые стандарты школьного образования;
методологическая основа ГОС второго поколения – системно-деятельностный подход;
переход к современным образовательным технологиям;
широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
актуализация вопросов воспитания, формирование системы ценностей, мировоззрения подрастающего поколения
Слайд 16Цель институциональных изменений в школе
обеспечить новое качество преподавания, новое качество знаний;
выпускник
школы должен владеть фундаментальными знаниями, обладать компетенциями, должен быть подготовлен к жизни, к социализации
Слайд 17Модернизация школы
(из послания Президента РФ Совету Федерации)
Национальная образовательная стратегия «Наша новая
школа»:
содержание образования – в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности
Слайд 18Модернизация школы
(из послания Президента РФ Совету Федерации)
Национальная образовательная стратегия «Наша новая
школа»:
ключевая роль в школе принадлежит учителю, разработать систему моральных и материальных стимулов, повышения квалификации учителей, пополнить школы молодыми кадрами.
2010 год объявить Годом учителя – учитель должен стать уважаемой фигурой в обществе, но и сами педагоги должны внимательно и уважительно относиться к ученикам. Помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми
Слайд 19Модернизация школы
(из послания Президента РФ Совету Федерации)
Национальная образовательная стратегия «Наша новая
школа»:
школа должна стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически и физически;
к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, обеспечить приоритет здорового образа жизни в школе
Слайд 20Учитель сегодня
это не тот, кто в первую очередь несет знания, а
тот кто несет в первую очередь методологию;
учитель должен быть методологом, он должен показать, как получить знания, как их найти, как научиться с ними работать, как научиться учиться;
учитель должен учить учащихся работать с информационными ресурсами
Слайд 21Главная задача учителя
научить детей самим получать знания, сформировать умения анализировать, систематизировать
и применять знания (сегодня эпоха непрерывного и самостоятельного образования);
формировать креативное мышление, уверенность в себе, развивать творческие способности, инициативность и ответственность, т.е. формировать инновационное поведение, готовность к инновационной деятельности
Слайд 22ФГОС ВПО 3-го поколения
Два уровня ВПО
1-й уровень
2-й уровень
Бакалавриат
3-4 года
Магистратура
2 года
Специалитет
5 лет
Слайд 23Особенности ФГОС-3
учтён положительный опыт стандартов первых двух поколений;
в основе ФГОС-3 лежит
не регламентация содержания образования, а установление требований к компетенциям выпускника, а также к знаниям и умениям по крупным модулям программы;
установлены требования к условиям реализации ООП
Слайд 24ФГОС ВПО 3-го поколения
по педагогическому образованию
бакалавр по направлениям педагогического образования;
магистр
по направлениям педагогического образования
Слайд 25Структура ООП бакалавриата
ГСЭ
ЕН
Профессиональный цикл
Практики и НИР
Итоговая государственная аттестация
Учебные циклы
Разделы
Физическая
культура
Учебная
и производственная практика
Слайд 26Структура ООП магистратуры
Профессиональный цикл
Практики и НИР
Итоговая государственная аттестация
Учебные циклы
Общенаучный цикл
Слайд 27
Соотношение базовой и вариативной части
в ФГОС-3
Специалитет 70%
Бакалавриат 50%
Магистратура
30%
Слайд 28Особенности ФГОС-3
компетентностный подход;
модульная структура ООП;
система зачетных единиц;
гарантии качества образования (объективность оценки
уровня знаний и умений, компетенций, наличие фондов оценочных средств);
индивидуальная образовательная траектория (индивидуальная образовательная программа);
академическая мобильность студентов;
европейское приложение к диплому
Слайд 29Компетенции бакалавра и магистра
Профессиональные компетенции
Компетенции
Общекультурные компетенции
Компетенция – способность применять знания, умения
и личностные качества для успешной деятельности в определенной области
Слайд 30Преимущества уровневой системы образования
технологии и знания обновляются быстро, поэтому нецелесообразно 5-6
лет готовить в вузах узких специалистов;
широкая бакалаврская программа с последующей специализацией в магистратуре больше соответствует быстро меняющемуся рынку труда;
уровневое образование позволяет более осознанно выбирать профиль на старших курсах бакалавриата, а затем координировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда
Слайд 31Достоинства бакалавриата
1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен
работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
2. Фундаментальность подготовки, её «несуженность» позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого «веера» совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2–3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.
Слайд 32Достоинства магистратуры
1. Диплом, соответствующий современной европейской системе образования, а следовательно – возможность
реализовать себя, не ограничиваясь пределами региона или страны;
2. Способность включаться в международные магистерские программы, а следовательно – возможности постоянного профессионального роста с использованием передового, в том числе зарубежного опыта;
3. Условия для успешного интегрирования в современную систему профессиональных отношений, а следовательно – повышение своей конкурентоспособности на рынке труда;
4. Перспективы продолжения повышения квалификации в аспирантуре, а следовательно – возможность для творческой научно-исследовательской деятельности в качестве кандидатов и докторов наук.
Слайд 33Учитель – бакалавр:
Учитель начальной и основной школы
(с 1 по 9
класс);
Учитель – магистр
Учитель старшей школы (10-11 классы)
Слайд 34Учитель - бакалавр
Учителю – бакалавру вполне хватит четырехлетнего образования, чтобы в
основной школе:
вести на хорошем уровне уроки физической культуры;
преподавать математику без высшей математики и проектных подходов
Слайд 35Учитель - магистр
подготовка к активной инновационной деятельности;
умение организовать учебный процесс в
проектной логике (собрать под своим руководством детей, придумать и осуществить какой-либо общий проект по теме)
Слайд 36Учитель - магистр
глубоко знает свой предмет;
владеет психолого-педагогическими компетенциями;
умеет проектировать свою деятельность;
вместе
с учеником проектирует его образовательное будущее
Слайд 37Общекультурные компетенции бакалавра по педагогическим направлениям
владеет культурой мышления, способен к обобщению,
анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
готов к кооперации с коллегами, работе в педколлективе;
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
Слайд 38Общекультурные компетенции бакалавра по педагогическим направлениям
осознает социальную значимость своей будущей педагогической
профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного
Слайд 39Общекультурные компетенции магистра по педагогическим направлениям
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный
и общекультурный уровень;
способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-педагогического профиля своей профессиональной деятельности;
способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения;
использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом учащихся;
Слайд 40Общекультурные компетенции магистра по педагогическим направлениям
способен проявлять инициативу, в том числе
в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;
способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
Слайд 41Чему учить студентов по новым стандартам?
работать с информационными ресурсами, с современным
оборудованием;
индивидуально работать с детьми разного уровня, состояния здоровья;
умению оценивать индивидуальный прогресс каждого ребенка;
психологической готовности к внешней оценке деятельности учителя, формированию культуры адекватной внешней экспертизы
Слайд 42Чему учить студентов по новым стандартам?
больше практических занятий по психологии, методике,
проведению уроков и внеклассных мероприятий с учеником;
организация эффективной практики студентов (педпрактика с рефлексией);
реализация системно-деятельностного подхода
Слайд 43Чему учить студентов по новым стандартам?
усиление фундаментальной подготовки будущих педагогов, формирования
их творческих способностей в психолого-педагогической и предметной сфере;
подготовка студентов к использованию новых средств измерения качества обучения (тестирование, портфолио, балльно-рейтинговая система и др.);
корректировка содержания подготовки студентов с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку
Слайд 44Чему учить студентов по новым стандартам?
обновление содержания и технологий подготовки студентов
для обеспечения профильного обучения в старшей школе;
корректировка форм и содержания подготовки будущих учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введением раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий;
Слайд 45Как учить студентов по новым стандартам?
с целью реализации компетентностного подхода широко
использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (интерактивные лекции, семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции (деловые компьютерные игры и программы), деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии, результаты работы студенческих исследовательских групп, вузовские и межвузовские телеконференции) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающегося
Слайд 46Как учить студентов по новым стандартам?
применять инновационные технологии, развивающие навыки командной
работы, личностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества;
преподавать дисциплины в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ университета
Слайд 47«Квалификационные характеристики педагога, которые сейчас разрабатываются: это наличие высшего образования, это
умелое применение информационных технологий, современного оборудования – но главное – это умение обеспечить успешность каждого ребенка, это работа индивидуальная с детьми с разными возможностями и потребностями и разными особенностями здоровья»
А. Фурсенко
Слайд 48Важно!
Из чего состоит система гарантий качественного образования:
У каждого ученика по каждому
предмету, если в вузе - по каждому курсу должен быть высококвалифицированный преподаватель.
Процесс обучения должен проходить в современных высокотехнологичных условиях, с тем чтобы максимально экономить и эффективно использовать время жизни ученика или студента.
Должны быть уважительные по отношению к ученику культурно-бытовые условия в том учреждении, в котором он учится.
Нормальная, полноценная среда общения со сверстниками
Слайд 49Риски и проблемы образования
опасно, если мы сейчас начнем нашу систему образования
копировать, выстраивать под западную (далеко не все из того, что сегодня востребовано и создано в других странах является оптимальным);
определить оптимальное соотношение между фундаментальностью в образовании и различными деятельностными подходами;
сохранение фундаментальной составляющей в образовании для тех людей, которые способны выстроить свою траекторию обучения и развития (те, кто потом будут развивать науку и саму систему образования)
Слайд 50Проблемы психологической готовности преподавателей к изменениям
уровень оплаты труда будет зависеть напрямую
от качества работы (вводятся критерии эффективности ППС: индекс цитирования, количество публикаций, количество защитившихся аспирантов, качество знаний студентов и т.д.;
адекватно признавать внешнюю экспртизу своей деятельности, надо признавать, что ты себя неправильно оцениваешь, что твоя самооценка завышена;
Слайд 51Проблемы психологической готовности преподавателей к изменениям
постоянное повышение своей квалификации, профессионализма, активное
и систематическое творчество в педагогической деятельности, освоение и применение инновационных методов обучения, в т.ч., информационных технологий;
активное участие студентов в научно-исследовательской работе, привлечение к НИР студентов. В университете студенты должны не только слушать лекции и участвовать в семинарах, они должны получить самые передовые знания. И эти знания могут быть получены от людей, которые сами вовлечены в современную науку